О необходимости создания новой стратегии развития нашей экономики говорится давно. Кризис, начавшийся в 2014 году, обнажил все болевые точки нашей страны. «Нефтяная игла» оказалась обоюдоострой и пронзила российскую экономику: спазмы от этого ранения по сей день выражаются в волатильности рубля, потери крови – в оттоке инвесткапитала, а скачки давления – в турбулентности рынка. Постепенную стагнацию всех макроэкономических показателей страны, наверное, можно сравнить с пульсом больного. В роли докторов российской экономики решили выступить эксперты Столыпинского клуба во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. О назначенном стране лечении – в материале «ФедералПресс».
Анамнез
«Экспертная площадка рыночников-реалистов» – так называют себя члены Столыпинского клуба. Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов является председателем президиума этого клуба.
«Проводимая денежно-кредитная, бюджетная и налоговая политика, искусственно высокая ставка кредитов от ЦБ РФ, радикальное сокращение денежной базы и сдерживание расходов на развитие отрицательно сказалось на темпах роста экономики России. В стране установилось доминирование сырьевых и финансовых олигополий, снижается рыночная конкуренция, быстро сокращается роль частного сектора, фактически произошла деиндустриализация», – таков взгляд членов клуба на текущую экономическую ситуацию в России в целом.
«Мы предлагаем российскому обществу альтернативную модель развития, путь, стимулирующий реальную, а не мнимую конкуренцию, рост многочисленных частных предприятий, приток инвестиций, ускоренную промышленную модернизацию, эффективную социальную политику», – уверены «столыпинцы», разработавшие на базе клуба новую экономическую стратегию.
Владимир Путин концепцию этой стратегии оценил: 17 июля, после встречи с бизнес-омбудсменом, он дал поручение продолжить разработку – теперь уже в содружестве со специалистами Аналитического центра при правительстве РФ. Что ж, взглянем на выписанный России рецепт повнимательнее.
Новый градусник для России
В основе стратегии – принципиально новая математическая модель для расчета основных макроэкономических показателей страны. Раньше тот же ВВП высчитывался на основе данных Росстата. «Столыпинцы» же предпочитают опираться на сведения налоговой и таможенной служб, которые они считают более реальными. Данные сайта госзакупок за последние восемь лет также лягут в основу анализа.
В результате планируется получить некий новый способ измерения самочувствия российской экономики. При этом как «рыночники-реалисты» члены Столыпинского клуба предпочитают оценивать ВВП страны производственным методом – как сумму добавленных стоимостей. Опираясь на неоклассическую экономическую теорию, «барометром» выздоровления они видят высокопроизводительность рабочих мест (ВПРМ). Именно этот показатель планируется установить в качестве KPI для органов государственной власти и институтов развития, ответственных за стимулирование роста несырьевого коммерческого сектора.
«До сих пор в России нет единой позиции относительно того, что же считать высокопроизводительным рабочим местом. Сейчас в расчетах государственных органов, институтов развития и субъектов РФ используется методика, которая не дает адекватного представления о числе ВПРМ», – раскритикована в стратегии методика расчетов, применяемая Росстатом.
В этой методике за основу берется уровень заработной платы на одного работника. Логика следующая: хорошо (читай – высокопроизводительно) работаешь – хорошо за это получаешь.
«Это приводит к завышению количества ВПРМ в организациях с высокой зарплатой, но не всегда высокой производительностью: в бюджетных организациях, госкомпаниях и предприятиях нефтегазового сектора», – отмечают специалисты.
В качестве альтернативы разработчики новой стратегии предлагают оценивать высокую производительность труда, взяв за основу добавленную стоимость или выручку на одного работника. Добавленная стоимость будет рассчитываться на основе данных ФНС и включать в себя валовую прибыль, фонд оплаты труда и страховые отчисления в ФСС, ФМС и ПФР.
«Это показатель вклада предприятия в экономику: здесь и генерация прибыли для собственников и кредиторов, и обеспечение доходом самих сотрудников, и доходы бюджета и внебюджетных фондов», – подчеркивается в стратегии.
Исходя из этой методики, под высокопроизводительным рабочим местом будет пониматься один человекодоговор в организации, где добавленная стоимость (либо доход) на одного работника выше целевого уровня.
Так почему же за точку отсчета взят именно этот показатель? Не только потому, что он намного ближе к реалиям, чем выкладки Росстата, полагают разработчики стратегии. Но еще и потому, что, исследовав динамику ВПРМ в России за последние четыре года, специалисты увидели картинку, практически иллюстрирующую «принцип Парето» – вклад организаций с ВПРМ в добавленную стоимость и доход страны составил 75 %. И это при том, что доля таких компаний в общем числе организаций составила в 2015 году всего 12,6 %! Чем не драйвер новой экономики?
Симптомы болезни
Как говорил доктор Хаус, «хочешь вылечить болезнь – лечи ее симптомы». Итак, какие же симптомы с помощью нового подхода надеются побороть члены Столыпинского клуба? В первую очередь – все ту же зависимость страны от «нефтяной иглы».
«Мы категорически против подхода, который пытаются навязать представители доминирующей в экономической политике либерально-монетаристской школы, выражающие интересы «сырьевой коалиции» и отстаивающие старую, уже изжившую себя модель», – уверены разработчики. По их мнению, ключ лежит в стимулировании именно несырьевого производственного сектора экономики.
Неверной тактикой в текущей экономико-политической ситуации является и пресловутая ориентация правительства на стабильность, считает Борис Титов. Он категорически не согласен с установкой экс-главы Минфина РФ Алексея Кудрина на достижение уровня инфляции в 4 % и дефицита бюджета страны в 1 %.
«Только дураки живут за свой счет. Все, кто хочет развиваться, принимают решения о кредитовании. Любая компания не может жить только за счет своих сегодняшних средств – она получает кредит. Иначе ты стоишь или развиваешься очень медленно, зато стабильно. Основная проблема наших властей – это нежелание рисковать», – убежден уполномоченный по правам предпринимателей.
Помимо более рискованной политики заимствований, государство без ущерба для себя может активнее использовать свой «печатный станок», эмитируя валюту, уверен омбудмен.
Объем эмиссии, который Центробанк может себе позволить, не влияющий серьезно на инфляцию и не приводящий к компенсационной спирали, у нас еще далеко не исчерпан. Монетизация экономики на сегодня значительно ниже, чем в других странах», – отметил Борис Титов.
В целом «столыпинцы» (вразрез с государственной политикой) уверены, что текущая инфляция в России носит немонитарный характер.
«Это инфляция издержек, но нам предлагают бороться с ней ужесточением денежно-кредитной политики и сокращением потребления, в том числе – отказом от индексации пенсий, сокращением рабочих мест в бюджетной сфере, сворачиванием инвестиционных программ. Стратегия призвана переломить сложившуюся порочную практику принятия решений в социально-экономической сфере, исходя из краткосрочных фискальных целей», – убеждены ее создатели.
Необходимые лекарства
Список мер, которые призваны переломить ситуацию, на данный момент выглядит как набор общих рекомендаций. Всего в документе указано 10 пунктов, затрагивающих разные сферы экономики и работы государственного аппарата. «Обеспечить новые инвестиционные проекты и развитие малого и среднего бизнеса долгосрочными кредитными ресурсами, доступными под низкую ставку», – гласит первый пункт.
«Слова президента могут отпугнуть желающих поспекулировать в сторону дальнейшего роста рубля»
Снизить волатильность курса рубля мерами мягкого валютного регулирования, реформировать ценообразование сырьевых монополий, провести налоговую реформу, снизить административное давление на бизнес. Обеспечить модернизацию экономики квалифицированными кадрами, создать в России электронное государство, ввести в коммерческий оборот «спящие» имущественные и земельные активы. И даже – «создать правовое государство, вернув реальную, а не мнимую независимость судей». Задачи очевидны и ясны. Осталось только определиться с конкретными способами их достижения.
Надежда на выздоровление
«К 2020 году в России должно быть создано и модернизировано 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, а производительность труда к 2018 году должна вырасти в полтора раза относительно уровня 2011 года. Это вполне достижимая цель», – уверены создатели стратегии.
При этом наряду с экономическими блоками, отвечающими на вопросы, как зарабатывать и вкладывать в развитие, в программе будет и социальный блок, описывающий функционирование системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.
Первоочередные меры, необходимые для перехода к экономическому росту, будут названы уже в сентябре. Полный проект стратегии с конкретными шагами по его реализации будет представлен Экономическому совету при президенте РФ в декабре.
«Нам еще предстоит убедить президента в том, что именно те меры, которые предлагает Стратегия роста, – лучший ответ на сформулированный им запрос», – надеются ее создатели.
Им есть к чему стремиться – не секрет, что создаваемая «столыпинцами» программа конкурирует не только со «Стратегией-2030» Алексея Кудрина. Впрочем, основные принципы этой стратегии уполномоченный по правам предпринимателей снисходительно охарактеризовал как «ленивую экономику».
«Эта программа базируется на постулатах финансовой консолидации, финансового стимулирования экономики. По существу это сохранение сегодняшнего статус кво, который базируется на сырьевом варианте – то есть на доходах, которые система получала от экспорта нефти и другого сырья. Такая «ленивая экономика», – сказал Борис Титов.
Совсем недавно указом президента был создан новый Совет по стратегическим инициативам и приоритетным проектам, задачей которого также является создание нового вектора развития. В этот совет, собравший ключевых представителей исполнительной власти, бизнес-омбудсмен Титов (равно как и никто из членов «Столыпинского клуба») не вошел.
Чье видение ситуации в итоге возьмет верх? Поживем – увидим. Главное, чтобы не было поздно, доктор.
Фото: pasmi.ru