СМИ сообщили, что взносы на накопительную пенсию могут быть заморожены до 2019 года. Из этого исходил Пенсионный фонд России при подготовке трехлетнего бюджета. Насколько реален такой сценарий и не проще ли вообще отказаться от накопительного компонента и начать пенсионную реформу, отвечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
В этой новости про заморозку накопительной части пенсии до 2019 года нет ничего удивительного. С учетом того, какими темпами растет дефицит Пенсионного фонда, а это 1,6 трлн рублей в 2016 году против 700 млрд в 2015 году, было бы даже неожиданно, если бы заморозку не продлили.
Многолетняя заморозка у нас уже фактически тождественна отмене накопительной части пенсии: с 2022 года начнется единовременный возврат этой части пенсии, поскольку накопительная часть практически ни у кого не достигла 5 % порога от общей пенсии. Но это не значит, что на нее можно не обращать внимания и отменить полностью. По опросам ВЦИОМ, более 80 % россиян заинтересованы в накопительной части, да и подобная система есть в большинстве развитых стран. Возможность иметь собственные накопления, которые можно единовременно снять или, например, передать по наследству, значительно повышают заинтересованность населения к пенсионной системе в целом. В отличие от виртуальных баллов распределительной части, которые многим непонятны и неинтересны.
Только реформу пенсионной системы с созданием «безотзывной» накопительной части невозможно проводить в отрыве от прочих экономических реформ, на которые правительство пока так и не смогло найти денег. Параллельно нужно применять ряд мер (в том числе налоговые льготы) по выводу рынка труда из тени. Одна из главных проблем Пенсионного фонда в том, что официально трудоустроены у нас немногие, а пенсии надо платить всем.