Целый комплекс градостроительных вопросов был поднят на брифинге, прошедшем 21 июля в администрации Кубани. Собравшиеся члены градостроительного совета при губернаторе рассказали о планах развития столицы края, пообещали бороться с точечной застройкой, уточнили, что ожидает Краснодарский транзит и дорожную инфраструктуру вокруг города. Подробности читайте в репортаже «ФедералПресс».
Исторический центр как приоритет
В начале разговора руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и главный архитектор региона Юрий Рысин отметил, что тема сохранения исторического центра Краснодара находится на личном контроле губернатора региона Вениамина Кондратьева, который поставил задачу упорядочить строительство в центральной части города и прекратить точечную застройку.
По словам чиновника, первым шагом в данном направлении явилось распоряжение главы Кубани «О сохранении историко-градостроительной среды в муниципальном образовании «Город Краснодар». Этим документом администрации города рекомендовано разработать предмет охраны исторического центра, градостроительные регламенты, предусматривающие предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов, и внести соответствующие изменения в правила землепользования и застройки. Пока же должны учитываться предложения по градостроительному регламенту в границах исторической части Краснодара (карта-схема), утвержденному решением общественного градостроительного совета при главе администрации края.
«Главный тренд, заданный сегодня губернатором: историческая часть города должна быть застроена в щадящем режиме. С минимальной плотностью. Чтобы этот масштаб старого города Екатеринодара-Краснодара не разрушить. Это важно не только с художественной точки зрения, но и с точки зрения комфорта и безопасности жизни. Это судьба всех исторических городов мира», – отметил Юрий Рысин.
Кроме того, главный архитектор края затронул тему пересмотра выданных ранее разрешений на повышенную этажность. По его словам, такая работа затрагивает часть наиболее крупных объектов, негативно влияющих на облик города. Приостановлено строительство некоторых из этих объектов, в том числе и 30-этажного здания рядом с ТЦ «Кристалл», которое планировалось разместить на небольшом участке. «Для того, чтобы подобное здание имело право на жизнь, необходима соответствующая прилегающая территория. Это нормативы строительного проектирования», – подчеркнул эксперт.
Кроме того, представители краевой администрации рассматривают возможность выделить застройщикам земельные участки на периферии в обмен на обустройство центральных кварталов города по предписанным условиям. «Крупные инвесторы могут получить участки по принципу «пакета», куда входит квартал по реконструкции в центре и новая территория на периферии. Там застройщики смогут работать с послаблениями», – отметил главный архитектор Кубани.
Генплан по-прежнему дорабатывается
Отвечая на вопрос репортера «ФедералПресс» о причинах переноса сроков слушаний по главному градостроительному документу города на октябрь-ноябрь, участвовавший в брифинге главный архитектор Краснодара Игорь Мазурок уточнил, что данное решение главы города Владимира Евланова связано как с пожеланиями граждан, так и с необходимостью более тщательной доработки проекта.
«Документ очень серьезный, и город подошел к этому вопросу консервативно, чтобы не принимать скороспелых решений, которые могли бы привести к неприятным ситуациям. Но публичные слушания состоятся. Сегодня работа находится на низком старте. Кроме того, сейчас мы уделим большое внимание тому, чтобы обеспечить информирование граждан о конкретном содержании документа и в сети Интернет (где с ним уже можно ознакомиться), и в публичных местах», – уточнил Игорь Мазурок. По словам сотрудника мэрии, к настоящему моменту поступило более 2500 заявлений и предложений от физических и юридических лиц. После рассмотрения каждого обращения комиссия одобрила около 600 предложений для внесения в проект.
Игорь Мазурок рассказал, что работа по корректировке генплана Краснодара ведется сразу в нескольких направлениях, в том числе по приведению правил землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом. Публичные слушания должны проходить в формате широкого народного обсуждения с участием максимального количества экспертов и представителей общественности.
Юрий Рысин добавил, что в откорректированном генплане будут также отображены все планируемые к строительству социальные объекты – школы, детские сады, поликлиники, спортивные и культурные объекты, будут изменены параметры транспортной инфраструктуры, например, в северо-западной части города, где действующим генпланом был запланирован вынос военного аэродрома.
Внимание к транспортной инфраструктуре
Также во время встречи с журналистами была поднята тема развития дорог внутри города и по его периметру. Так, по словам главного архитектора Краснодара, в новом генплане будут оптимизированы решения некоторых транспортных узлов, в том числе проекта «Краснодарский транзит». Сейчас на уровне федеральных ведомств рассматриваются этапы и объемы его реализации.
«Мы продолжаем работу над этим проектом. Мы пока еще находимся в промежуточной стадии, поскольку для его реализации необходимы значительные финансовые ресурсы. Сегодня нами ведется просчет затрат города и обсуждение степени участия РЖД в этом вопросе. Мы находимся на стадии получения из различных ведомств окончательных данных (транспортных потоков, потребностей железнодорожных путей и т. д.) В целом же работа ведется, и она будет отражена в корректировке генплана», – пояснил Игорь Мазурок.
Кроме того, на брифинге обсуждалось развитие дорожной сети. По словам Юрия Рысина, сейчас приоритетной является разгрузка Краснодара от сквозного транспортного транзита. Чиновник считает, что магистральные улицы города (например, Тургенева) должны быть освобождены от несвойственных им функций пропуска следующего через краевой центр иногороднего транспорта. Этому будет способствовать не только создание новых обходных магистралей, но и возведение новых мостов через Кубань (также предусмотренных в Краснодаре).
Присутствовавшие на встрече архитекторы (среди которых были Федор Мирошников, Юрий Щербинин и Сергей Кузнецов) отметили, что в развитии объездных дорог город сделал ставку на радиально-кольцевую схему. Это позволит избежать проблем других городов России (например, Москвы).
«Если посмотреть на генплан сверху, сегодня проглядывается парящая птица: два крыла, голова, устремленная на север. Это говорит о том, что радиальная система еще до конца не сформировалась. Поэтому первая наша задача – завершить ее формирование, дополнив смешанной транспортной системой, улучшающей взаимосвязь севера и юга, а также востока и запада. Сегодня корректировкой генерального плана предусматриваются такие коридоры», – отметил Игорь Мазурок.
Борьба с точечной застройкой
По словам представителей властей, краевой центр уже сейчас отходит от практики точечной застройки спальных районов и внутридворовых территорий высотными зданиями, отметил руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края. По словам Юрия Рысина, в текущем году было выдано в восемь раз меньше разрешений на строительство одиночных многоэтажных зданий в уже существующих жилых массивах, чем в среднем выдавалось в предшествующие годы. Чиновник отметил, что самым главным для властей в текущий момент является выполнение градостроительных нормативов, а также комплексная работа с целыми кварталами.
В этом году было выдано всего четыре разрешения на строительство точечных объектов, в то время как годом ранее – 26, подчеркнул Игорь Мазурок. В настоящий момент власти делают упор на то, чтобы не возводить высотки на месте снесенных ветхих строений, а обеспечивать эти территории необходимой инфраструктурой – школами, детскими садами, поликлиниками.
Проблемы ЖК «Юбилейный»
Кроме того, на встрече был поднят вопрос об одной из наиболее проблемных строек Краснодара – расположенном на въезде в Юбилейный микрорайон ЖК «Юбилейный», где застройщик на небольшом участке планирует возвести три 24-этажных здания. Ранее мэрия на время отозвала разрешение на проведение здесь строительных работ.
«Действительно, этот объект находится в объездной зоне и по генеральному плану вся эта территория предусмотрена к трансформации», – отметил главный архитектор Краснодара. По словам Игоря Мазурка, генеральным планом предусмотрено, что в данном районе одноэтажная застройка сменится жилыми комплексами. «Началась первая попытка освоения этой территории. Перед этим была откорректирована въездная транспортная система в этот жилой район», – пояснил он. Главный архитектор Краснодара уточнил, что власти увидели, что этот проект не в полной мере решает различные вопросы. «Поэтому сегодня эта стройка приостановлена, пока не будут развязаны все узлы, связанные с въездным характером этого объекта. Хочу сказать, что действительно там есть вопросы, которые могут быть решены. Сегодня застройщик имеет полную картину проблем, которые он должен преодолеть. Поэтому к этому вопросу мы будем периодически возвращаться и держим на контроле», – отметил Игорь Мазурок.
По словам Юрия Рысина, вопрос с данной стройкой является примером действия рабочей группы, которая создана губернатором при департаменте по архитектуре и градостроительству, где рассматриваются все крупные проекты. Орган уже провел десять заседаний, рассмотрев 28 проектов планировки (на общей площади более 1400 гектаров) и отклонив из них ровно половину.
«Сегодняшняя ситуация не позволяет вольно распоряжаться (как правило, небольшими) участками земли, размещая на них крупные комплексы. Есть норматив, который должен обеспечить проживание 300 человек на один гектар территории. Это сейсмическое норма. На небольшом участке земли должны быть небольшие дома. На большом участке здания могут быть более масштабные, но с обязательным объемом необходимого обслуживания. Человек должен иметь возможность куда-то выйти, где-то поставить машину, где-то погулять с ребенком, а также посетить спортивную площадку. Отсутствие этого будет препятствовать комфортабельной жизни граждан. Поэтому сейчас идет жесткая политика администрации края (поддержанная мэрией города), чтобы остановить этот вал застройки, который четко ведет город к коллапсу», – высказался Юрий Рысин.
Как писал «ФедералПресс», в апреле этого года чиновники рассказали о первых нюансах и сроках создания историко-архитектурного плана города, отмечая, что работа по его утверждению должна завершиться до конца года. Тогда было анонсировано, что высотность строящихся зданий в центре ограничится 25 метрами, а старинные особняки, возможно, будут сдавать по рублю.
Напомним, что действующий генплан Краснодара был разработан в 2004–2007 годах, проходил согласования и окончательно вступил в силу в 2012 году. По заявлению властей, он в полной мере не отражает ситуацию с ведущейся застройкой, не учитывает всех градостроительных факторов, а также потребности города в социальной и инженерной инфраструктуре.