Проект объединения Екатеринбурга с городами-спутниками начал воплощаться в жизнь. Без лишнего шума сторонники агломерации сломили противников из числа ФПГ и муниципалов. В этом несколько помогли события «уральской весны», в результате которой представителя мэрии Владимир Тунгусов и Александр Высокинский стали областными чиновниками. Так что рождение «Большого Екатеринбурга», по сути, предрешено: соседние города больше не противятся юридическому слиянию. При этом снова затлевшие очаги сопротивления больше не в счет – серьезной силы за ними нет, передает «ФедералПресс».
Победила «дружба»
Общественные обсуждения «Большого Екатеринбурга» в Арамили, Верхней Пышме, Березовском, Среднеуральске, Дегтярске и Сысерти могут пройти до конца 2016 года. Об этом «ФедералПресс» сообщил куратор проекта в региональном правительстве, вице-премьер Александр Высокинский, который накануне в «белом доме» собирал членов экспертного клуба, отвечающих за проект.
Как раз незадолго до этого, казалось, подзабытый «БЕ» замелькал в повестке. Еще в конце июля региональный минстрой разместил госзаказ на 5 миллионов рублей на выполнение научно-исследовательской работы «Принципы формирования Екатеринбургской агломерации». «БЕ» должен объединить перечисленные выше территории, следует из техзадания. Заявки принимают до середины августа, труд заказчик хочет получить в ноябре-декабре.
Спустя несколько дней после размещения заказа были распространены комиксы, в которых высмеивали агломерацию. О вбросе написала пара изданий, что придало происходящему вид кампании. Ее возможным заказчиком называют бывшего мэра Березовского Вячеслава Брозовского – ныне директора ГК Brozex. Он изначально выступал против «БЕ», за что в итоге поплатился – добровольно отказавшись от поста мэра в обмен на посулы эффективного вице-премьерского функционала, он ушел в правительство. Но работа там не задалась, и Брозовский вернулся в бизнес. Видимо, не оставляя политических амбиций. Сейчас он охотно дает интервью, где критикует «БЕ» и обещает ему противостоять.
Но похоже, ситуация изменилась, и если раньше негативный настрой разделяли городские власти и население, то теперь ничуть не бывало. В один голос опрошенные «ФедералПресс» градоначальники уверяли, что сопротивления на местах больше нет. Было, но самоликвидировалось. Так произошло в Арамили, часть жителей которой в декабре 2015 года подписала петицию против объединения с Екатеринбургом. Теперь вспоминать про этот казус больше никто не хочет.
Вирус согласия
«У нас неоднозначных толкований нет. Когда мы людям объясняем, что физически их город никто не уничтожит, а объединение будет проходить на уровне общих планов развития – дорог, социальной инфраструктуры и так далее, то они все понимают. И признаются, что протестовали от незнания информации и искажения правды противниками проекта», – уверил «ФедералПресс» глава Арамильского городского округа Владимир Герасименко.
По его словам, больше сопротивления проекту по созданию агломерации в городском округе нет. Наоборот, местные власти и бизнес, засучив рукава, создают экспертные советы по реформированию Арамильского городского округа в рамках будущей агломерации. На режим постоянной работы они выйдут уже в августе. «Специализироваться советы будут на конкретных направления – власть, бизнес, СМИ, наука, образование и гражданское общество. В состав вошли предприниматели, власти, журналисты и другие представители арамильского населения. Организационное заседание прошло в конце июля. Участники определились, кто и какие направления будет возглавлять, приняли решение насчет численности и провели анкетирование».
Аналогичная ситуация и в Березовском, который Брозовский активно пытается представить твердыней на пути грядущего приращения окрестных городов к Екатеринбургу. Там больше не хотят ни с кем воевать. «Несмотря на предвыборную нагрузку, по проекту «Большой Екатеринбург» мы работаем с удвоенной нагрузкой. Сейчас создаем экспертные советы, в состав которых мы привлекли наиболее креативных жителей. Они возглавляются представителями бизнеса, журналистами. Работа эта не шаблонная – не каждый день люди занимаются развитием города. Поэтому, конечно, сначала потребовалось время на то, чтобы объяснить людям, что от них нужно», – рассказал «ФедералПресс» глава Березовского городского округа Евгений Писцов.
Он считает, что активная фаза уже началась: эксперты начали генерировать идеи. «В конце августа в дополнение к представителям науки из УрФУ мы приглашаем одного из известных урбанистов (его имя пока не разглашают – прим. ред.), чтобы упаковать наработки в формат территориально-пространственного планирования. Важно, чтобы идеи не оказались просто на бумаге, оторванными от развития территории. Нам предстоит понять – как и в каких зонах будет развиваться Березовский. У нас задача в сентябре выдать этот продукт. Причем он должен быть таким, чтобы его не кинули на полку, а чтобы смогли по нему дальше жить.
По мнению господина Писцова, «Большой Екатеринбург» выходит на практическую стадию реализации. А тот негатив, которым сопровождали его в прошлом году, теперь в прошлом. Он тоже считает появление комиксов предвыборными технологиями: «Это имеет отношение не к агломерации, а чисто к выборам. Это технологии, и они на сам процесс не влияют. Они адресованы к электоральным группам, но не к сторонникам развития агломерации».
«Голоса против будут всегда. Ни для кого не новость, что есть недостаточно образованные социальные группы, также имеет значение возраст... Такие люди не хотят слышать никаких аргументов. Им говорят, что никто Березовский не поглотит, бюджет не заберет, просто будет единая концепция развития муниципалитетов. Но люди не слышат. Сейчас таких у нас не больше десятка. В основном пенсионеры, у которых много свободного времени», – добавил Писцов.
Зуд сопротивления
Вместе с тем сейчас оппоненты «БЕ» пытаются прикрываться УГМК, которая вроде как выступает против общих векторов развития Верхней Пышмы и Екатеринбурга. В открытых источниках фигурирует название движения оппонентов идеи агломерации «Добрые соседи». Ряд экспертов осторожно сомневаются насчет заинтересованности гендиректора УГМК Андрея Козицына в игре против Куйвашева – у того прекрасные деловые отношения с губернатором. Есть мнение, что металлургов эксплуатируют для придания солидности движению, за которым проглядывает интерес Брозовского, зато участия влиятельных интересантов не видно.
Хотя... ничего исключать нельзя. «В условиях выборной кампании, конечно, есть заказчики, которым хочется прокачать негатив вокруг идеи агломерации. Действительно, движение «Добрые соседи» есть, причем там была замечена активность представителей Пышмы. Но крупных заказчиков не видно, серьезных вложений тоже не заметно. Хотя нельзя исключать, что они есть – в конце концов, политический торг и достижение преференций еще никто не отменял», – пояснил «ФедералПресс» на условиях анонимности один из чиновников.
«Все спекуляции на тему агломерации – это предвыборный фон, который приводит к заключениям типа: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак», – пошутил Александр Высокинский.
В сухом остатке
Для воплощения проекта в жизнь надо сделать шесть шагов, говорит вице-премьер. «Первое – посмотреть экологические ограничения. Условно говоря, где в будущей агломерации всегда будет чисто или где наоборот, грязно – разместятся очистные сооружения и мусорные полигоны».
Второе – понять и посмотреть единую для Большого Екатеринбурга схему инженерных коммуникаций: «Уяснить, где у нас пусто, а где густо». Третье – создать единый дорожный каркас Большого Екатеринбурга – какие дороги, первая, вторая, третья категория и так далее. «После того, как мы это сделаем, предстоит создать единый каркас крупных объектов социальной сферы. Новые спортивные комплексы и остальное нужно будет строить на границах Екатеринбурга, Березовского или Пышмы. Таким образом будут объединяться города-спутники. После этого мы определим территориальную специализацию муниципалитетов и на ее основе составим перечень инвестиционных проектов», – рассказал вице-премьер.
Готовые схемы авторы проекта постараются вынести на обсуждение жителей восьми городов до конца 2016 года. Но пока непонятно, в какой форме пройдет дискуссия – то ли это будут общественные слушания, то ли локальные референдумы.
Выходит, политические аспекты почти решены – сомневающихся и серьезных противников больше нет. А нынешние выпады за препятствие никто не воспринимает.
Так что теперь самая большая проблема «БЕ» – это невнятное финансирование. В кабмине обещают, что если дали 5 миллионов рублей на концепцию, то в следующем году тоже найдут средства. Высокинский считает, что беда подобных проектов в том, что они не имеют внятной идеологии на этапе, предшествующем получению денег.
«Конкретных примеров я приводить не буду – их у нас достаточно. Деньги есть. Но нужен серьезный общественный договор, чтобы каждый житель Большого Екатеринбурга понимал его идеологию. Это очень важно. Потому что деньги на самом деле вторичны. Мы привыкли сначала выделять, а потом уже думать, что хотим получить в итоге», – заметил собеседник «ФедералПресс».
Глава уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин говорит, что с этим проектом Екатеринбургу удалось вызвать интерес в Москве. Федеральный центр согласен на эксперимент с приращением соседних территорий, так как это отвечает реалиям государственной политики. «Это не объединение, а полноценный союз муниципалитетов. У них и впредь будут свои возможности. Если это и называть политикой, то это высокая политика, на государственном уровне, а никакое не сведение счетов. Наш регион оказывается инициатором проекта федерального значения. Тут мы действительно идем впереди всех, потому что это новая ступень развития территорий. Вот почему мы намерены активно привлекать федеральные институты. А местные политические игрища слишком мелки, чтобы обращать на них внимание», – заключил Гагарин.