Top.Mail.Ru
Политика
Москва
5

Время перемен: Игорь Шувалов. Спецпроект «ФедералПресс»

Эксперты рассказали, что может повлечь отставку вице-премьера
Игорю Шувалову, по-видимому, ничто не угрожает.

Продолжение процесса обновления политической элиты в последнюю неделю перед парламентскими выборами эксперты считают маловероятным, но после 18 сентября кадровые перестановки неизбежны. На вылет из кабмина вслед за одиозным экс-министром образования и науки Дмитрием Ливановым есть целый ряд претендентов. Окажется ли среди них вице-премьер Игорь Шувалов, на которого с завидной регулярностью обрушиваются потоки компромата в СМИ, – в очередном материале «ФедералПресс» из серии «Время перемен».

Из Магадана в Москву

Один из самых влиятельных сегодня людей в российской политике, вице-премьер Игорь Шувалов переехал в Москву из Магаданской области еще с родителями, в подростковом возрасте. Его карьера была стремительной: получив после армии профессию юриста, он недолго работал атташе Правового департамента МИДа, откуда перешел в адвокатское бюро «АЛМ-Консалтинг», которое возглавлял до 1997 года.

На госслужбу Игорь Шувалов вернулся в 30 лет: сначала в Комитет по управлению госимуществом (в этот период входил в советы директоров «Росгосстраха» и «Совкомфлота»). В 1998 году, когда Росимущество было преобразовано в министерство, Шувалов поднялся до статуса замминистра, а после отставки главы кабмина Виктора Черномырдина стал исполняющим обязанности председателя Российского фонда федерального имущества.

При премьер-министре Михаиле Касьянове Игорь Шувалов с мая 2000 года возглавлял аппарат правительства, а еще через три года стал помощником президента. Чуть позже Шувалов недолго был заместителем руководителя Администрации президента, а после назначения на пост премьера Михаила Фрадкова вернулся на должность помощника президента, проработав на ней до мая 2008 года.

С приходом Владимира Путина на пост председателя правительства Шувалов был назначен первым вице-премьером. В сферу его компетенции входили вопросы внешней торговли и внешнеэкономической деятельности, тарифной политики, поддержки малого бизнеса, управления госсобственностью, развития региональной экономики и ряд других. Помимо прочего, набирающий вес чиновник был одним из основных переговорщиков по вступлению России во Всемирную торговую организацию. В сферу компетенции Игоря Шувалова в 2010 году вошли вопросы повышения инвестиционной привлекательности России, а с 2011 года – после отставки главы Минфина Алексея Кудрина – курирование всего экономического блока в кабинете министров.

Скандальный, но непотопляемый

Примерно с 2012 года Игорь Шувалов то и дело становился героем крупных медийных скандалов «с коррупционным оттенком». Западная пресса пыталась уличить чиновника в том, что семья Шувалова через структуры бизнесмена Сулеймана Керимова якобы еще в 2004 году приобрела акции компании «Газпром» общей стоимостью порядка 18 млн долларов. Подкопаться, правда, чтобы обвинить вице-премьера в нарушении антикоррупционного законодательства, оказалось не к чему. Все, чего удалось тогда добиться инициаторам публикаций, – только доказать, что власть и крупный бизнес в России нередко существуют неотрывно друг от друга.

В 2014 году главный редактор The Interpreter Майкл Вайс представил расследование в отношении Игоря Шувалова и его супруги. Из публикаций в СМИ и самостоятельно добытых материалов он сделал вывод, что в 2006 году при строительстве на даче Шувалова шикарной оранжереи для покупки стройматериалов якобы использовались офшорные компании.

Как следует из ежегодных деклараций о доходах и имуществе, до 2013 года Игорь Шувалов был самым богатым членом правительства (скажем, по итогам 2012 года каждый из супругов Шуваловых заработал по 220 млн рублей). С ужесточением законодательства он отказался от зарубежных счетов и перевел (во всяком случае, официально) все свое состояние в Россию.

Однако на протяжении последних лет финансовые и имущественные скандалы с участием Шувалова периодически возникали вновь и вновь. Один из последних – озвученные Фондом борьбы с коррупцией оппозиционера Алексея Навального данные о ежегодных затратах в 40 млн рублей на перелеты собак Игоря Шувалова на частном самолете Bombardier Global Express. При этом даты перелетов домашних любимцев семьи якобы совпадают с датами участия вице-премьера в официальных мероприятиях как в России, так и в других странах. По информации фонда Навального, частенько самолет бывает и в Зальцбурге, где у Шуваловых, возможно, находится шикарная дача.

Еще один скандал разразился буквально два месяца назад: вице-премьера уличили в покупке через посредника целого этажа (это десять квартир) в сталинской высотке на Котельнической набережной в Москве. Общая площадь квартир, по информации СМИ, составляет более 700 кв. метров, а стоимость этой недвижимости превышает 600 млн рублей. К слову, элитные квартиры приобретались фирмой супруги Шувалова Ольги и ранее, только в другом, не менее престижном доме.

При этом кощунственно прозвучали слова вице-премьера во время его осмотра жилья эконом-класса в Казани. Побывав в таких квартирах, Игорь Шувалов заявил на камеру: «Нам показали сегодня квартиры [площадью] 20 квадратных метров. Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно, на рынке есть ниша такого жилья». Эта насмешка над большей частью россиян, в том числе тех, кто с трудом тянет ипотечные кредиты за те самые «двадцать квадратов», стала поводом для размещения в Сети петиции с требованием об отставке Шувалова.

Общественное мнение не равно мнение президента

Петиции об отставке, общественное порицание и недовольство чиновниками, по мнению экспертов, еще никогда не становились поводом для отставок. Даже в случае с такими одиозными фигурами, как экс-глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и бывший детский омбудсмен Павел Астахов: мнение народа и профессионального сообщества просто совпало с мнением главы государства – у Владимира Путина к этим людям также накопилось немало претензий, и только поэтому они были уволены со своих должностей. Случай Игоря Шувалова – другой, считают политологи. Но при определенных обстоятельствах и он может попасть в список бывших управленцев.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии, политолог:

«То, что отставки [в правительстве] будут, – это ожидаемо...

[Игорь] Шувалов является долгожителем в разных составах правительства. Мне кажется, финансово-экономический блок менее других может быть подвержен каким-то переменам. При том, что в обществе претензий к нему возникает больше всего, абсолютно нет ощущения, что это соответствует оценке его работы президентом – он постоянно защищает финансово-экономический блок. Такая последовательность отражает его (президента, – прим. ред.) представление, а не только дипломатию как способ скрывать свои мысли.

На дальнейшую карьеру [Шувалова медийные скандалы] могут повлиять. Такие кампании ведутся в том числе с тем, чтобы исключить продвижения на премьерскую позицию, какие-то перспективы повышения – это важно: комбинации с поисками нового премьера рассматриваются, поэтому ведутся превентивные кампании против потенциальных соискателей премьерского кресла».

Андрей Максимов, руководитель «Максимов-консалтинг», вице-президент Российской ассоциации политконсультантов (РАПК):

«Я думаю, [Шувалов] вполне может сохранить свой пост. Пока он получает поручения от первого лица и эффективно исполняет их, ему ничто не угрожает. В свое время он курировал Владивосток, до этого – реставрацию дворцового комплекса в Петербурге, в обоих случаях с поставленными задачами он справился.

Игорь Шувалов действительно обеспеченный человек. Но что такое серьезный коррупционный скандал? Это когда человек государственные деньги пускает в собственный бизнес. В данном случае такого подтверждения, насколько мне известно, нет. [Общественный резонанс] на решение не повлияет: Шувалов не является фигурой, для которой достаточно того, чтобы им пожертвовали».

Алексей Зудин, член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований:

«Насколько я понимаю, решение по поводу конкретных фигур принимаются прежде всего с учетом того, есть ли претензии к эффективности работы этих фигур. Шувалов не относится к разряду людей, к эффективности работы которых озвучивались какие-то претензии и попадали в СМИ».

Михаил Синельников-Оришак, руководитель интернет-проекта «Энциклопедия компромата»:

«В России факт того, что чья-то фигура широко обсуждается, не является признаком ухода в отставку. У президента свои соображения, и он точно не будет брать в расчет, что кто-то попал в круг обсуждения общественности. Такое обсуждение можно инициировать и тем самым шантажировать определенных руководителей, заставляя их принимать решение. То, что Путин не прислушивается к какому-то мнению, – это, может, и не так плохо.

Логично было бы сделать это (отправить Шувалова в отставку, – прим. ред.) до выборов. Смысла что-то менять после я не вижу, поэтому думаю, что отставки ждать не следует. Я не считаю, что над Шуваловым сгустились тучи».

Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ:

«Шувалов – это и аппаратная история среди вице-премьеров, и более тектоническая, серьезная борьба, где задействованы корпорации нефтегазового сектора: они давно к нему подбираются, и не исключено, что добьются в конце концов ослабления его позиций. Но, насколько я понимаю, пока он достаточно крепок».

Григорий Добромелов, директор института прикладных политических исследований:

«Игорь Шувалов, скорее всего, свой пост сохранит, потому что он крайне полезен и эффективен как вице-премьер. Кроме того, это не в стилистике Путина – убирать кого-то после серьезного давления. А на Путина не раз оказывалось медийное и внутриэлитное давление с целью убрать того или иного человека. Отставки Шувалова, скорее всего, не произойдет».

Владимир Слатинов, эксперт Института гуманитарно-политических исследований:

«Я бы не сравнивал [Игоря] Шувалова с [Дмитрием] Ливановым. Ливанов был фигурой, которая очень плохо принималась обществом, профессиональными сообществами, и он в последнее время разругался со всеми основными группами в рамках курируемой им сферы – все это делало из Ливанова фигуру общественного раздражения.

Про Шувалова этого не скажешь. Да, коррупционные скандалы имеют место, определенные группы политически активных людей об этом знают, и, конечно, их это возмущает. Но все-таки это меньшая часть населения. Жертва Ливанова, во-первых, носит предвыборный характер, во-вторых, показывает, что власть пошла навстречу обществу. Жертва Шувалова такой не будет – это не та фигура, которая может пойти на закланье общественности. Если он уйдет, это будет просто демонстрацией того, что власть меняется и готова к обновлению.

Второй момент – при всех скандалах, связанных с образом жизни, с самолетами, полетами собачек, квартирами, к Шувалову, как я понимаю, у Кремля нет серьезных профессиональных претензий. Более того, по нынешним меркам образа жизни российской элиты и способам зарабатывания (особенно до недавнего времени) Шувалов и не выглядит столь одиозно.

Понятно, что этот роскошный образ жизни высших чиновников все больше превращается в фактор раздражения: во-первых, система столкнулась с ресурсным дефицитом, во-вторых, падает уровень жизни, и, если Шувалов попадет под раздачу, связанную с очень глубоким переструктурированием правительства, когда ему на смену потребуется человек несколько другого склада, и в Кремле так решат, тогда да [отставка возможна]».

Сюжет по этой теме
20 января 2017, 15:55

Время перемен

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.