Только ЯНАО отчитался о победе над сибирской язвой, как перед округом встала другая задача – забить 250 000 оленей, перевыпас которых может вновь стать косвенной причиной распространения инфекции. Времени мало – счет идет на недели. Все стороны предлагают варианты, как заставить оленеводов-частников отдать на убой большую часть поголовья. Кочевники, которые всегда активно отстаивают свои угодья от вмешательства нефтяников, готовы сократить свое поголовье ради городской квартиры. В ситуации разбирался корреспондент «ФедералПресс».
На Ямале начались сложные переговоры об убийстве 250 000 оленей. Как стало известно «ФедералПресс», 11 сентября состоялась встреча вице-президента ассоциации «Ямал-Потомкам» Сергея Худи и директора окружного департамента АПК Виктора Югая. Общественник предложил направлять субсидии, которые предполагается выплачивать за сдачу большего количества мяса, на погашение ипотеки оленеводов.
По просьбе агентства Сергей Худи рассчитал, насколько выгодно КМНС значительно сокращать свое поголовье оленей. «Ну, к примеру, заплатят 500 рублей деньгами за килограмм, не думаю, что оленеводы все равно согласятся уменьшить свое поголовье. А если предложить выдавать не деньгами, а передавать их в банк на аннуляцию или погашение ипотеки. Моя семья оленеводов и те, с кем я общаюсь, не против такой инициативы. Если ее примут, я бы может сам бы пошел тогда на сокращение поголовья», – уточнил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Сергей Худи.
О необходимости сократить оленье поголовье на Ямале говорят не первый год. Сейчас оно составляет примерно 700 000 оленей, а на территории округа может выпасаться не более 400 000 животных. Серьезно взяться за вопрос сокращения поголовья оленей в регионе решили именно сейчас, потому что летом стало ясно – большое количество поголовья может стать косвенной причиной вспышки сибирской язвы. Задачу по выработке программы о сокращении поголовья на 250 000 губернатор Дмитрий Кобылкин поставил в начале прошлой недели. Срок – месяц. «Нам, на мой взгляд, уже в конце сентября надо иметь план боевых действий: кто, где, сколько оленей должен забить и какая бригада должна на это пойти», – заявлял глава региона Дмитрий Кобылкин.
Озвучиваются два выхода – увеличить объемы убоя и использовать пастбища в лесной зоне на юге округа. Главная трудность – убедить кочевников (из них около 70 % – частники) сократить стада. К концу недели был озвучен вариант – увеличить закупочные цены на оленину, чтобы мотивировать кочевников сдавать больше мяса.
Предложение вице-президента организации «Ямал-Потомкам» направить эти деньги [субсидии] на погашение ипотеки оленеводов поддержал директор совхоза «Ямальский» Тимофей Лаптандер, который выступает против «пустого» поднятия закупочных цен на оленину. «Предлагают цену поднять, я против этого. Ну поднимут цену – зачем тогда оленеводу сдавать больше мяса, если он за то же количество уже сможет получить больше. А по поводу предложения с ипотекой – это уже хорошая идея», – рассуждает Тимофей Лаптандер.
Без повышения закупочной цены на оленину все равно не обойтись, уверен оленевод-частник Ейко Сэротэтто. «Предложение с ипотекой – это уже продвижение. Я думаю, это хорошее предложение и решение, но без повышения цены очень трудно уговорить человека на то, чтобы он забил поголовье для сокращения», – высказал свою позицию в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Ейко Сэротэтто.
Идею о погашении ипотеки за счет субсидий от сдачи большего количества мяса не поддерживает президент Ассоциации КМНС и ДВ Григорий Ледков. Депутат Госдумы уверен, что «кочевнику нужно создавать соответствующие условия на местах и вписывать всех оленеводов в экономику региона».
Сейчас, по данным МП «Ямальские олени», кочевник получает примерно 190 рублей за килограмм оленины первой категории, без лап – на 20 рублей меньше. За целого оленя в 100 килограмм коренной ямалец может получить 19 000 рублей. В ЯНАО планируют сократить поголовье на 250 000 – за них оленеводам придется выплатить примерно 475 миллионов рублей.
Какой может быть правительственная субсидия – пока не ясно. «Сумму назвать пока не можем, потому что все еще в процессе просчитывается. Но если сейчас мы заготавливаем 2400 тонны оленей, то после принятых мер предполагается увеличить это количество в 3 – 3,5 раза», – подчеркнула в беседе с корреспондентом агентства начальник пресс-службы правительства округа Надежда Носкова. Подробности в правительстве готовы предоставить не раньше середины октября – пока идет обсуждение.
Для более детальной проработки вопроса активисты из КМНС предлагают организовать встречу чиновников, общинников, кочевников. Время для встречи – период проведения убойных компаний: ноябрь, декабрь. Но в таком случае сотрудники правительства не уложатся в срок, обозначенный для подготовки программы по сокращению поголовья оленей – месяц.
«Решение надо принять по указу губернатора до конца сентября, а если начнут привлекать оленеводов, то сделать это в срок будет невозможно, потому что оленеводов-частников трудно собрать. До снега все будут заняты оленями, потому что они в это время разбегаются по всей тундре и их надо все время сторожить. Могут собрать только оленеводов, работающих на совхоз, но они тоже не могут предложить объективные идеи по сокращению оленей, так как на Ямале большую часть оленеводства составляют частники и без их присутствия решить проблему будет невозможно», – считает оленевод-частник Ейко Сэротэтто.
Для отладки системы взаимодействия между чиновниками и оленеводами кочевник предложил выбрать универсального оленевода, который будет общаться с членами горадминистраций и областного правительства от имени оленеводов. Предложение Ейко Сэротэтто отправил в администрацию Ямальского района. В ответе от 2 сентября ему предложили приехать для обсуждения этого вопроса в Яр-Сале. Оленевод-частник собирается приехать в Ямальский район в течение месяца.
Отметим, что в стороне от обсуждения данного вопроса оказался Гринпис – у организации нет четкой позиции по данной ситуации. «Действительно, рассматривается вопрос о сокращении поголовья в ЯНАО, в рассмотрении вопроса участвуют политики, ученые. На сегодня Гринпис не имеет четкой позиции по этому вопросу. Но у нас есть как минимум, понимание, что они не должны сокращаться за счет промышленного освоения Арктики», – уточнил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» руководитель энергетической программы организации Владимир Чупров.
Справка «ФедералПресс»:
На Ямале функционируют шесть специализированных убойно-холодильных комплексов. Три в Ямальском районе – в Яр-Сале, Се-Яхе и Юрибее – относятся к МП «Ямальские олени». Еще по одному комплексу – в Тазовском (ООО «Агрокомплекс Тазовский» (Антипаюта)), в Приуральском (МУП «Мясоперерабатывающий комплекс Паюта» – фактория Паюта) и Надымском (МУП «Надымагро») районах.
Производственные мощности в Ямальском районе позволяют проводить убой 760 голов оленя в сутки, в сезон – до 50 000 голов.
Дарья Александрович
Материал подготовлен совместно «УралПолит.Ru» и «ФедералПресс»
Сибирская язва на Ямале