Top.Mail.Ru
Политика
ЦФО
7

Время перемен: Радий Хабиров. Спецпроект «ФедералПресс»

Что думают эксперты об отставке опытного аппаратчика Кремля
Радий Хабиров покидает президентскую администрацию

Очертания новой системы управления в стране все больше проявляются. С приходом нового руководителя администрации президента (АП) Антона Вайно стало понятно, что курс на обновление, взятый Владимиром Путиным, затронет и тех, кто работает на Старой площади. С уходом одного из самых влиятельных чиновников современности Вячеслава Володина, президентскую администрацию покидает и один из ее долгожителей – Радий Хабиров. Об итогах работы Хабирова и его перспективах – в материале «ФедералПресс».

Опальный «преемник»

В Москву Радий Хабиров перебрался в 2008 году из родной Башкирии, где получил юридическое образование и защитил кандидатскую диссертацию. Карьеру он начал строить в Башкирском университете: с ассистента кафедры государственного права и советского строительства вырос до должности заместителя декана юридического факультета. Относительно недолго (в 2002-2003 годах) являлся и.о. директора Института права Башкирского госуниверситета.

Преподавательскую карьеру Радий Хабиров на госслужбу сменил в сентябре 2003 года: он возглавил администрацию президента Башкортостана. Однако в июле 2008 года ему пришлось покинуть этот пост. Как тогда писали СМИ, одной из причин отставки могли стать опасения главы республики Муртазы Рахимова, который видел в Хабирове конкурента и возможного претендента на его место.

Но вероятность перехода опытного московского аппаратчика на пост главы Башкирии обсуждается и сегодня: параллельно с появлением информации об уходе Радия Хабирова из АП появились слухи о возможной отставке действующего главы Башкирии Рустэма Хамитова.

Человек, переживший «зачистки»

В здание на Старой площади Радий Хабиров пришел раньше своих непосредственных руководителей – первого замглавы АП Вячеслава Володина и начальника управления президента по внутренней политике Татьяны Вороновой – еще в августе 2008 года. Сначала он возглавил департамент по взаимодействию с Госдумой, Советом Федерации и политическими партиями, а уже в начале 2009 года был назначен на должность замначальника УПВ, курирующим еще более широкий круг вопросов.

Переходный период 2012 года – от президента Дмитрия Медведева к президенту Владимиру Путину – Радий Хабиров успешно пережил. В то же время администрацию покинули экс-глава УПВ Константин Костин (занимал этот пост с сентября 2011 года по мая 2012 года) и Игорь Удовиченко, бывший замом Костина. Их места заняли соответственно Олег Морозов и Виктор Селиверстов. Сохранение Хабировым своего места эксперты объяснили тогда его гибкостью и способностью находить компромиссы.

Вместе с тем, с начавшимися структурными изменениями полномочия самого Радия Хабирова стали стремительно сокращаться: взаимодействие с Общественной палатой РФ было поручено главе управления общественных проектов Павлу Зеньковичу, функции партийного куратора перешли к Алексею Анисимову, затем – Тимуру Прокопенко. В 2015 году Хабиров лишился и поста первого зама: с переходом Морозова в Совет Федерации и назначением на должность начальника управления президента по внутренней политике Татьяны Вороновой, это место занял Прокопенко.

До последнего времени основной сферой ответственности Радия Хабирова было взаимодействие с Госдумой: он контактировал с парламентскими фракциями по всем вопросам законотворчества. Однако, по информации источника «ФедералПресс», близкого к АП, еще в марте Хабиров намекал на свой уход: якобы тогда к нему обращались сотрудники администрации, работающие в других подразделениях, с просьбой забрать их в свое управление. На это чиновник якобы ответил: «Не стоит этого делать: меня не будет, а вы останетесь».

«Признанного в Москве, признают и в Башкирии»

Политологи, которые сегодня прокомментировали «ФедералПресс» отставку Радия Хабирова, уверены, что это событие было ожидаемым. Причины такого решения, в целом, тоже понятны, но вот каким будет следующий шаг в карьере опытного аппаратчика, пока неясно. Станет ли это пост главы Башкортостана – вопрос открытый.

Олег Игнатов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры:

Я думаю, [отставка] это его собственное желание. Хабитов очень давно работал в администрации, занимался одним и тем же кругом обязанностей, возможно, он посчитал, что исчерпал себя на этой должности. Может быть, были другие причины.

У Радия Хабирова была более простая ситуация [чем у его предшественников]. Ему приходилось работать с Думами, избранными в 2007 и в 2011 годах, – это не то же самое, что работать с Думой, которая была избрана в 1999 или в 2003 году – там были совершенно другие условия: было больше партий, парламент представлял собой самостоятельную силу, с которой Кремлю приходилось серьезно договариваться. Сейчас парламент перестал быть самостоятельным политическим субъектом, с которым договариваться Кремлю нужно было.

Можно вспомнить только кризис 2009 года, который был после выборов в Москве и региональных выборов, когда оппозиционные фракции выходили [из зала пленарных заседаний]. Из последнего можно вспомнить только то, что КПРФ не поддержала перенос выборов с декабря на сентябрь: Кремль, очевидно, хотел добиться того, чтобы все парламентские партии поддержали перенос, а КПРФ не сделала это.

[По поводу того, что Хабиров может стать президентом Башкирии] - это очень старая история. Пока я не вижу оснований для отставки действующего президента. Не думаю, что это произойдет сейчас.

Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:

О том, что Радий Хабиров уйдет, говорили уже давно – это могло было произойти чуть раньше или чуть позже, поэтому ничего непредсказуемого здесь нет. Удивительно, что он не ушел раньше. Понятно, что это осколок старой команды. Понятно, что он человек опытный, но, видимо, не до конца вписавшийся в новую команду. Здесь нет никакой конспирологии: ротация чиновников происходит регулярно.

Наверное, он вполне справлялся [со своими обязанностями в Госдуме]. Но мне кажется, сами депутаты этого состава, насколько могли, старались выстроить конструктивные отношения с властью, в целом, и с администрацией президента, в частности, да и с правительством тоже. Последняя Госдума проблем не создавала, и на самом деле никакого антикризисного менеджмента там не предполагалось.

То, что у нового состава Госдумы будет новый куратор, - эту перестановку можно рассматривать как часть целой системы кадровых решений. Я думаю, что это можно увязывать с тем, что нас ждут изменения, которые связаны с Госдумой.

У Хабирова, повторюсь, большой опыт, который может быть востребован, в частности, в Башкортостане (некоторые начали переживать по поводу его дальнейших планов: по крайней мере, нигде так активно не обсуждается история с его увольнением, как в Башкирии).

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

Радий Хабиров написал заявление, что же вы все уже гвоздики в гробики вбиваете. Я объясняю это плановой ротацией кадров в администрации президента. И это не последнее кадровое решение. Новый глава администрации расставляет своих людей, и это понятно, ничего в этом конспирологического нет.

Судя по результатам работы шестой Думы, диалог [между АП и фракциями] был конструктивным: это подтверждает качество принятых законов, работа Думы на международной площадке.

Георгий Федоров, член Общественной палаты РФ, основатель Центра социальных и политических исследований «Аспект»:

Идут кадровые перестановки после того, как ушел [экс-глава АП Сергей] Иванов. Мы видим, что в административной сфере усилилась внутренняя борьба. Не исключаю, что, поскольку Хабиров долго работает, для новой Госдумы нужен новый куратор. Я думаю, что он эффективно справлялся со своими задачами. Если бы не было конструктивного диалога между администрацией президента и Госдумой, то так быстро законы, которые нужны АП, не принимались бы.

Я слышал, что Хабиров мог стать главой Башкортостана. Сейчас все возможно. Он сильный администратор. Башкирия – для него родная республика.

Алексей Кошель, доцент МПУ, кандидат политических наук:

Это больше курс на обновление властной вертикали, в целом, и того серьезного отрезка полномочий, за который в администрации президента отвечал Радий Фаритович. Теперь выстраиванием отношений с новой Госдумой, которая будет коренным образом отличаться от предыдущих составов, будет заниматься новый человек.

Сейчас курс на замещение не исключает и управление президента по внутренней политике, поэтому тот факт, что Радий Фаритович был отправлен в отставку, предсказуемо. Но Хабиров – это эффективный менеджер, управленец, он, безусловно, найдет свое место в строю, он просто перейдет на какой-то другой участок, который, я уверен, в ближайшее время ему определят.

Вполне вероятно, что Хабиров перейдет на пост президента Башкирии. Радий Фаритович довольно продолжительное время проработал в Башкирии на руководящих должностях. Плюс ко всему, он – юрист, имеет опыт преподавательской работы, хорошо работает с аудиторией, что особенно важно, потому что сейчас повышается запрос на менеджеров, которые умеют грамотно и правильно общаться с обществом и доносить необходимую информацию. Я считаю, что не надо воспринимать людей, которые приезжают из центра, поработав в Москве и получив колоссальнейший и сложнейший опыт, как чуждый элемент. У нас во многих регионах, на многие ключевые посты приходят «варяги», хотя это определение не совсем правильное – мы живем в одной большой стране. Не обязательно, конечно, что в Москве специалисты лучше, чем есть в территориях, но точно не хуже. Если кого-то и назначают из Москвы, то это для того, чтобы на сложнейших участках был реализован опыт, накопленный в столице.

Павел Данилин, политолог:

Радий Хабиров с 2009 года находится в плотном контакте с Госдумой, где принимаются законы, которые, собственно, Хабиров рекомендует принимать. Это важно.

Я бы не стал недооценивать его заслуги. Это человек очень умный, пунктуальный и скрупулезный. Я лично знаю его ответственность в выполнении порученных заданий. Он, безусловно, профессионал.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:

Хабиров – это крепкий профессионал, на какой-то момент – самый опытный сотрудник управления [президента по внутренней политике]. Но это человек не то что вчерашней, позавчерашней эпохи – он стольких руководителей пережил! Это человек старой гвардии. Его отставка в каком-то смысле была предрешена, потому что никому не нужны подчиненные, которые вчера были твоими начальниками. Я думаю, если бы даже [первый заместитель главы АП Вячеслав] Володин остался [в АП], Хабирова все равно убрали бы: поколения должны уходить целиком.

Хабиров всегда был запасным кандидатом на пост главы Башкирии, но нынешний президент сидит довольно крепко. По утрате доверия его убрать трудно: тогда придется «чистить» всю республику. Если ему (Рустэму Хамитову, - ред.) это будет нужно, его могут повысить. Насильно это не сделаешь – в Башкирии своя специфика: там еще 15 лет назад не знали, что в России есть президент, люди знали только президента Башкортостана. Но Хабирова воспримут нормально: он национал, которого оценили в Москве, поэтому его высоко будут ценить и у себя дома – с этой логикой я сталкивался во всех республиках Поволжья.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

В первую очередь, уход Хабирова связан с тем, что пришла «новая метла» и начинает мести по-новому. Понятное дело, что для [нового главы администрации президента Антона] Вайно очень важно расставить именно на таком ключевом направлении, как внутренняя политика, своих людей, с тем, чтобы держать руку на пульсе, в отличие от Сергея Иванова, который, в общем-то, этим не занимался. Внутренней политикой в основном занимался [первый замглавы администрации президента Вячеслав] Володин. То, что главная перестройка начинается именно с управления внутренней политики, очень любопытно. Вайно, видимо, посчитал крайне необходимым замкнуть на себя все решения, в том числе и кадровые вопросы. Дальше вполне возможны перетряски в ряде субъектов Федерации.

Но не думаю, [что назначение Хабирова и. о. главы Башкирии возможно], поскольку там все очень непросто. Да, у нынешнего президента не слишком простая ситуация: есть недовольство отдельных кланов, в особенности тех, которые многим обязаны экс-президенту Рахимову. Там еще существуют межнациональные проблемы с татарским и русским населением. Но думаю, что эту республику в преддверии выборов 2018 года вряд ли будут беспокоить. Это не то что опасно, но может привести к не самым хорошим последствиям. Если не знаешь, что делать, лучше не делай ничего. После отставки того же Рахимова в республике еще не до конца пыль осела. Снова поднять внутриэлитную бучу было бы совершенно опрометчиво. Там не примут «под козырек» это назначение, и Хабиров пока еще не слишком опытен для того, чтобы занимать столь важную должность в этом сложнейшем во многих отношениях регионе.

Сюжет по этой теме
27 декабря 2016, 13:37

Самые читаемые материалы 2016 года

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.