Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

Антология дел Алексея Навального

Российский оппозиционер Алексей Навальный вновь стал героем СМИ. Российская судебная система вынуждена была прислушаться к выводам Европейского суда по правам человека и отменить приговор по делу «Кировлеса». За то время, что длится история с продажей кировской древесины, Навальный стал фигурантом нескольких других дел, а по двум из них признан виновным. Антология дел Навального – в материале «ФедералПресс».

Древесина до камеры довела

Имя оппозиционера Алексея Навального стало известно россиянам несколько лет назад, когда блогер начал публиковать в своем «Живом журнале» данные о проявлениях коррупции в органах власти. Дело «Кировлеса» стало, пожалуй, самым громким. Кировский суд признал Навального виновным и приговорил его к пяти годам колонии, однако позже этот срок был заменен на условный. «Компаньон» осужденного блогера, экс-глава «Вятской лесной компании» Петр Офицеров был приговорен к четырем годам условно.

Уголовное дело по факту мошенничества и хищений при закупке древесины у компании «Кировлес» было возбуждено летом 2009 года, когда Алексей Навальный стал постепенно обретать статус главного разоблачителя коррупционеров. Как раз в этот период на общественных началах Навальный работал советником кировского губернатора Никиты Белых. Следствие опиралось на переписку Навального и Белых, которая оказалась в руках правоохранителей благодаря некоему хакеру, взломавшему электронный ящик оппозиционера и выложившего почтовый архив в Интернет. «Улов» силовиков был внушительным: переписка позволила расследовать не только дело «Кировлеса», но и махинации при продаже акций Уржумского спиртового завода. Привлечь самого Навального по этому делу правоохранителям не удалось, но среди пятерых подозреваемых оказался депутат областного заксобрания.

Вообще, в возбуждении уголовного дела о хищениях в компании «Кировлес» следователи несколько раз пытались отказать, не выявив самого главного – события преступления. В 2011 году расследование было возобновлено, но уже в отношении именно Алексея Навального, которого заподозрили в причинении имущественного ущерба: якобы он злоупотребил статусом советника губернатора и заставил директора «Кировлеса» Вячеслава Опалева совершить невыгодную сделку. Однако и это дело было закрыто в апреле 2012 года. И снова – за отсутствием состава преступления. Радость оппозиционера, правда, была недолгой: уже в мае расследование было возобновлено, а в июле политику предъявили обвинение в растрате имущества компании в особо крупном размере.

Судебное следствие по делу Алексея Навального началось в марте 2013 года. По версии следствия, будучи советником губернатора, оппозиционер и его компаньон Петр Офицеров заставили пошедшего на сделку со следствием главу Кировского областного госпредприятия Вячеслава Опалева заключить договор на поставку древесины предприятию Петра Офицерова – «Вятской лесной компании». В результате КОГУП понесло убытки примерно в 16 млн рублей. Защитники Алексея Навального пытались доказать, что их клиент никак не мог влиять на Опалева, так как он не был штатным чиновником, а работал лишь на общественных началах. Следовательно, глава КОГУП был абсолютно самостоятелен в принятии решений по заключению коммерческих контрактов.

В ходе непродолжительного судебного процесса (он длился всего три месяца) десятки свидетелей, среди которых были руководители филиалов «Кировлеса», заявляли о том, что ничего не знают и не помнят. Никто из них, как и губернатор Никита Белых проходивший по делу свидетелем, не заявил о противоправных деяниях Навального. Против оппозиционера показания дал только сам Вячеслав Опалев, его приемная дочь Марина Бура, а также бывший бухгалтер «Кировлеса» Лариса Бастрыгина. Несмотря на это, гособвинение запросило для подсудимых наказание в виде лишения свободы: Алексею Навальному – на шесть лет, Петру Офицерову – на пять лет. Однако суд обоим сбавил по одному году.

После вынесения приговора Навальному и Офицерову сами представители прокуратуры попросили изменить арест на более мягкую меру пресечения – подписку о невыезде. Поговаривали даже, что об этом президента Владимира Путина просил лично Сергей Собянин. В тот момент он вместе с Навальным участвовал в выборах мэра Москвы. Все понимали, что оппозиционер – главный оппонент Собянина, и для убедительной победы действующему столичному градоначальнику (пусть и с приставкой врио) нужен сильный соперник. Однако разрыв получился не таким разгромным, как ожидалось: Сергея Собянина поддержал 51% москвичей, Алексея Навального – 27%.

Через месяц после выборов оппозиционеру заменили реальный срок на условный.

Череда «дел Навального»

Дело «Кировлеса» - не единственное в копилке Алексея Навального. В течение нескольких лет оппозиционер неоднократно подвергался уголовному преследованию. Это и есть «ахиллесова пята» Навального, или «грешки», как назвал их политолог Максим Жаров. По словам эксперта, «политическая биография Навального такова, что дело “Кировлеса” - не единственное, за что его можно прихватить». «Даже если по “Кировлесу” Навальный будет оправдан, есть другие случаи, за которые он был привлечен к ответственности», - напомнил политолог.

Так, в январе 2015 года Алексею Навальному и его младшему брату был вынесен обвинительный приговор по делу «Ив Роше». Алексея приговорили к 3,5 годам условного срока, Олега – к 3,5 годам реального срока в колонии общего режима. Также братьев обязали выплатить по полмиллиона штрафа и свыше 4 млн рублей в пользу еще одного фигуранта дела – стопроцентной дочки «Связьбанка» «Многопрофильная процессинговая компания».

Расследование длилось два года. По заявлению генерального директора российского филиала «Ив Роше» Бруно Лепру братьев Навальных обвинили в мошенничестве и легализации денежных средств. Эти средства якобы были получены преступным путем при исполнении контракта между транспортной компанией Навальных «Главподписка» и «Ив Роше». Сам Лепру, которому тарифы на перевозку продукции показались завышенными, вскоре покинул Россию, отказавшись выступать по делу в качестве потерпевшей стороны. Впрочем, в суд, несмотря на то, что господин Бруно был главным свидетелем, его даже не вызывали. Никто из свидетелей в ходе судебного следствия не подтвердил виновность братьев Навальных.

Это дело, как и дело «Кировлеса», назвали заказным и политическим, снижающим доверие к российскому правосудию. Обвинительный приговор был вынесен, несмотря на то, что даже уполномоченные представители компании заявляли об отсутствии ущерба или упущенной выгоды при заключении контрактов о перевозке с компаниями Навальных.

В рамках одного производства было несколько вердиктов. Эксперты отмечают, что это беспрецедентная ситуация: до сих пор таким масштабным преследованиям подвергались только обвиняемые по делу ЮКОСа, у которых, как и у Навального, были политические амбиции.

Одно из «попутных дел» Алексея Навального – о домашнем аресте. Оно приходится на период начала 2013 года, когда оппозиционеру было запрещено покидать Москву в связи с подпиской о невыезде по делу «Ив Роше». Следствие не возражало только о поездках Навального в Киров, на судебные заседания по делу «Кировлеса». Более того, политик спокойно продолжал разоблачать и критиковать чиновников в социальных сетях. На риск Навальный пошел в феврале 2014 года, когда он принял участие в стихийной акции против обвинительного приговора по «болотному делу». Политика задержали и за нарушение условий подписки изменили меру пресечения на домашний арест. Суд запретил Навальному не только появляться на улице, но и пользоваться Интернетом, и общаться со знакомыми по другим средствам связи. Весной 2014 года Роскомнадзор заблокировал «Живой журнал» Навального, якобы выявив в нем признаки экстремизма. Обжалование решения суда к положительным результатам не привело.

В копилке Алексея Навального есть также «дело о депутате-наркомане». Оно было возбуждено после того, как Навальный в марте 2014 года назвал депутата Бабушкинского района Москвы Алексея Лисовенко «каким-то депутатом-наркоманом». Лисовенко после этого даже взял справку от нарколога о том, что не состоит на учете, и в мировом суде пытался добиться для оппозиционера наказания за клевету. Судебное следствие длилось всего несколько дней. При этом Лисовенко вел себя довольно странно и постоянно путался в показаниях, то и дело вызывая смех в зале суда. Однако Навальный все же был осужден – его признали виновным и приговорили к штрафу в размере 300 тысяч рублей.

«Дело плохого хорошего человека» началось в июне 2014 года. В свой день рождения Алексей Навальный опубликовал в Твиттере фото картины художника Сергея Сотова «Плохой хороший человек». На ней была благодарственная надпись в адрес сотрудников «Фонда борьбы с коррупцией». Через две недели в квартире Навального был произведен обыск, а картина, из-за которой поднялась шумиха, была изъята. Автора-художника убедили написать заявление о краже, в которой был обвинен близкий соратник Навального Георгий Албуров.

В мае 2016 года на Алексея Навального было заведено очередное дело по жалобе бывшего следователя Павла Карпова, включенного в «список Магнитского». Оппозиционного политика обвинили в публикации роликов, указывающих на причастность Карпова к смерти юриста Сергея Магнитского. Пока решение по этому делу не принято.

Фото: Коммерсант

Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 10:30

Выборы президента России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.