ТЮМЕНЬ, 22 апреля, ФедералПресс. Зачем креатору официальный статус, как региональная власть помогает творческому потенциалу расти и какие трудности испытывает рынок труда креативных индустрий. Об этом эксперты говорили в рамках первого окружного круглого стола «Креативные индустрии как драйвер экономики в УрФО» в тюменском креативном кластере «Башня».
Тон дискуссии задали медиахолдинг «ФедералПресс» и Тюменское агентство развития креативных индустрий (ТАРКИ). Ее актуальность обусловлена новым Федеральным законом № 330 «О развитии креативных (творческих) индустриях в Российской Федерации», который вступил в силу 5 февраля 2025 года.
Сессию открыла модератор встречи, главный редактор РИА «ФедералПресс» Наталья Оксак, озвучив результаты эксклюзивного опроса издания. Исследование показало портрет российского креатора: около 32,5 % сотрудников креативной экономики – молодежь до 35 лет. Среди лидеров сектора сейчас находится IT-сфера, которая вносит 26 % вклада в валовый внутренний продукт (ВВП), затем идут СМИ и реклама – 16 %, гастрономия – 14 %.
По мнению заместителя губернатора Тюменской области Андрея Пантелеева, региональная власть сейчас крайне заинтересована в развитии креативной индустрии.
«Креативные индустрии – важное для нас направление. Смотрим на это, как на инвестиционную стратегию. Мы работаем в плоскости того, чтобы находить эти компании и на всех этапах жизненного цикла его роста формировать компетенции, которые позволяют им добиваться экономического роста. Чтобы любимое дело становилось бизнесом», – отметил Андрей Пантелеев.
Опрос «ФедералПресс» показал, что креативные индустрии наилучшим образом развиты в Красноярском крае, Свердловской, Нижегородской и Тюменской областях, Москве, Якутии, Сахалине, а также в Башкортостане.
«Как выглядят два гранта, которые представлены в Тюменской области – это гранты «Новая нефть» и «Подъемник». Люди заявляются на конкурс, отчитываются, побеждают (или не побеждают). Команда, которая побеждает (выигрывает грант), сначала должна привлечь эти деньги, реализовать проект. Потом они гарантированно получают компенсацию, если смогли сделать все, как обещали. Почему это важно? Они вынуждены идти на определенный предпринимательский риск и принять ряд важных решений. Только тогда мы понимаем, что компенсируем финансирование проекта, поскольку команда встроилась в позицию предпринимателя и может, и умеет зарабатывать деньги. Заявление к нам – это один из реальных первых предпринимательских шагов», – рассказал о региональной тенденции генеральный директор ТАРКИ Алексей Краев.
Депутат Государственной думы РФ, соавтор закона о креативных индустриях Дмитрий Гусев в рамках круглого стола выступил с предложением включить в законодательную инициативу социальных архитекторов. По его мнению, специалисты способны сыграть ключевую роль в решении общественных проблем и укреплении социальных связей.
«Включение социальных архитекторов в закон — логичный шаг и признание, без которого закон неполон», – резюмировал зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
Сами представители креативных индустрий в рамках круглого стола делились опытом. Креативный продюсер, создатель образовательной и фантастической вселенной «РОБИ» Евгений Борисов рассказал о реализации авторского проекта благодаря гранту ТАРКИ «Новая нефть». Личной стратегией для роста команды и бизнеса поделилась ресторатор, владелец компании «Максим» Лариса Невидайло. О собственном опыте развития поделились представители бизнеса и власти Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Ханты-Мансийска.
Более подробно эти кейсы, опыт креаторов и анализ текущей ситуации в креативной экономике России будут раскрыты в отдельной публикации «ФедералПресс» по итогам мероприятия.
Напомним, что концепцию развития творческих индустрий разработали в 2021 году, в августе прошлого года президент России Владимир Путин подписал базовый закон о развитии отрасли, а в этом году запускаются новые меры поддержки для креаторов. Подробнее о развитии отрасли в Тюменском регионе мы писали в интервью с Алексеем Краевым.
Зачем в России нужен закон о креативных индустриях и как он изменит рынок - отдельно читайте в материале «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Карина Майлибаева