В конце ноября российский писатель, режиссер, актер, драматург Евгений Гришковец представил в Крыму свой монолог «Шепот сердца». Гришковец, который в 2014 году говорил, что референдум был совершенно незаконным, но справедливым, отыграл три спектакля в Симферополе, Севастополе и в Ялте, а затем поделился мыслями о своей поездке. «ФедералПресс» тезисно публикует его «кашу из массы впечатлений», написанную в личном блоге:
«В российском Крыму я был впервые в жизни. Мне все было и продолжает быть интересным. Впечатлений масса. В голове каша. Пытаюсь привести все услышанное, увиденное, понятое и непонятое в какой-то порядок. Но пока не получается», – вначале высказался Гришковец.
Режиссер посетовал на плохую погоду, дороги, которые за все это время не изменились, также его поразили высокие цены, плохой сервис, вкусное крымское вино (к которому ранее относился скептически) и патриотичность региона.
«Все обшарпанные фасады, жуткие, безобразные заборы, самым непостижимо идиотским способом проложенные трубы газоснабжения, провода… Все то, что летом скрывают кустарники и буйная зелень, все было оголено, все было видно, и все было неприглядно… Проще говоря, я хочу сказать, что Крым в те дни, которые я там был, выглядел непричесано, непарадно, некурортно, а совсем наоборот – буднично, повседневно и пасмурно. Но в то же время мне именно в этот раз в Крыму понравилось больше всего».
Всю дорогу из Симферополя в Севастополь актер расспрашивал таксиста о жизни. Много тот не поведал, только отшутился: «Мусора стало заметно меньше, а «мусоров» больше». Он также рассказал о том, что татарский вопрос в Севастополе не стоит, что в этом смысле в целом в Крыму стало намного лучше и проще. Про тех крымско-татарских деятелях, которые взрывали ЛЭП и оставляли Крым без электричества, он говорил как о жуликах и подонках. Кстати, Гришковец пишет, что жителям полуострова стыдно, что Поклонская представляет их в Госдуме, но они рады, что она оставила должность в Крыму.
Даже несмотря на плохую погоду, актер не увидел апатии на полуострове, а увидел любовь к региону и преданность к нему: «Главное, что я увидел в Крыму, – людей не апатичных, не махнувших рукой на происходящее. А апатию я вижу везде, и эта апатия огорчает и угнетает. Жители Крыма, крымчане, очень любят Крым. Они ему преданны, они, действительно, жить без него не могут… Крымчане действительно не замечают той безалаберности, той разухабистости, которая встречает любого, кто прилетает в Симферополь. Безобразнее окраин Симферополя и того, что понастроено вдоль дороги на Севастополь, найти если и возможно, то очень трудно. Страшные, нештукатуренные постройки, которые домами назвать язык не поворачивается».
Но, как абсолютно стало ясно Гришковцу, на полуострове бездарно упущен тот самый порыв, который был у людей в тот момент, когда Крым был присоединен к России. И если бы он не был упущен, то эти люди могли бы совершить чудеса.
«Сейчас люди в Крыму недовольны усилением и усложнением чиновничьей власти, бюрократии, сетуют на непонимание многих законов, но стараются верить, что это приведет к повышению порядка и законности. Люди в Крыму очень ждут мост. Многие не просто ждут, а мечтают о нем. С мостом связаны надежды и даже чаяния. В этом смысле крымчане находятся, по крайней мере, до открытия моста, в гораздо более выгодном положении, чем жители тех городов, и регионов, в которых ждать людям нечего…»
Ну а по поводу того, что Крым теперь не украинский, никто не сожалеет, разочаровал всех Гришковец: «Увы, ничего утешительного я моим украинским визави сказать не могу. Было бы что-то, не утаил бы, сказал бы как есть. Но врать не буду… Удивительным образом, но мне кажется, что именно через Крым, через этот парадоксальный, но прекрасный кусок суши может прийти сначала взаимное понимание, а потом непредсказуемое и парадоксальное примирение… Я отчетливо понимаю, что жители Крыма не такие, как те мы, которые как жили, так и живем российскими гражданами. Они другие. Им интереснее живется. Но и гражданами Украины, живущими общеукраинскими процессами, взглядами и устремлениями, они не были никогда. Они особенные. Так было и раньше. Они такими были всегда. Просто прежде я этого не замечал, не видел, не чувствовал и не понимал».
«Я отчетливо понимаю, что жители Крыма не такие, как те мы, которые как жили, так и живем российскими гражданами. Они другие. Им интереснее живется. Но и гражданами Украины, живущими общеукраинскими процессами, взглядами и устремлениями, они не были никогда. Они особенные. Так было и раньше. Они такими были всегда. Просто прежде я этого не замечал, не видел, не чувствовал и не понимал.
Влюбился в Крым.
Всем и каждому могу посоветовать с полной ответственностью: если ни разу не были в Крыму или были в Крыму давно, в детстве, поезжайте снова. Сейчас в Крыму особенно. Не ждите высокого уровня сервиса, будьте готовы к сложностям и неприятным ценам, но пока в Крым не пришла общая апатия, там вы встретите тех людей, которые будут вам рады. И помимо солнечного и морского тепла вы получите еще тепло человеческое, хоть праздник уже и закончился», – закончил повествование Евгений Гришковец.
Фото: Дмитрий Дубинский


