Неожиданным раздражающим фактором для вышедших с новогодних каникул челябинцев стали многочисленный киоски с шаурмой и фастфудом на остановках города. Разросшиеся как грибы после дождя киоски с шаурмой и прочим фастфудом захламляют мегаполис, претендующий на проведение в 2020 году саммитов ШОС и БРИКС, мешают прохожим, а также вызывают недоумение у собственников и арендаторов зданий. Разгоревшуюся дискуссию в соцсетях и блогах уже подхватили депутаты и общественники, которые готовы писать обращения к главе Евгению Тефтелеву и объявлять войну нелегальным торговцам. Подробности – в материале информационного агентства «ФедералПресс».
Борьбу с незаконными временными объектами на улицах Челябинска начинал еще в 2013 году сити-менеджер Сергей Давыдов. Тогда в областном центре насчитывалось более тысячи самовольных киосков и городские власти даже устраивали серию показательных сносов. Говорилось, что ежегодно муниципальная казна недопулачает около 300 млн рублей, которых бы хватило на строительство двух детсадов или школы. Наведение порядка продолжилось и при нынешнем главе Евгении Тефтелеве, постановившего в феврале прошлого года утвердить Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города, в которую вошло 252 павильона.
Однако эти действия не помогли решить проблему. Многочисленные мобильные ларьки быстрого питания продолжили распространяться по мегаполису, вызывая недовольство жителей, собственников и арендаторов зданий. Ситуация усугубляется тем, что Челябинск борется за проведение в 2020 году саммитов ШОС и БРИКС, а киоски с шаурмой, установленные в том числе и на гостевых маршрутах, изрядно портят внешний облик столицы Южного Урала. «Городские перекрестки стали буквально захламляться нестационарными объектами. Например, остановка «Алое поле» в сторону ЮУрГУ уже просто заставлена ларьками, и это отметили многие, так же как и остановка «Виктория» на Северо-Западе и остановка «Молодогвардейцев» на Бр. Кашириных. Все это сложно назвать бумом малой торговли и предпринимательства, эти малые объекты ни что иное как результат реформы МСУ, – пишет блогер Василий Колесников. – Ведь районные власти не сильно много денег имеют в казне, поэтому пытаются всеми правдами и неправдами заполнить свою подведомственную территорию каким-либо хламом за небольшие деньги. Шаурмячные, мороженки и прочий фастфуд готовы платить эти небольшие деньги, желая получить место с большой проходимостью».
Депутат гордумы Александр Галкин поддерживает возмущение челябинцев и намерен в ближайшее время лично разобраться. «Подобная ситуация была у нас год назад с парковками, когда руководитель МУПа заявил, что наводит порядок, а по факту нелегальных парковок становилось в разы больше. То же самое и с киосками. За последние полгода их количество увеличилось. На остановках людям скоро негде будет ходить. Складывается ощущение, что люди, кроме как шаурмой, больше ничем не питаются! Что ни перекресток, то шаурама или фрукты! Один киоск безобразней другого. Большинство из них нелегальные: люди приезжают, ставят киоск, платят какой-то своей крыше и торгуют», – возмущается народный избранник.
«А шаурма – это что-то непотребное или невесть что? Это же проект социальный, – достаточно эмоционально возразил в разговоре с журналистом «УралПолит.Ru» заместитель начальника Управления торговли и услуг администрации города Валентин Барановский. – Если мы возьмем Москву, то Собянин (мэр столицы Сергей Собянин – прим. ред.) там убрал всю шаурму с улиц, так как там есть другая альтернатива: русские блины или еще что-то, что украшает. У нас в Челябинске пока такого нет, и альтернативы шаурме нет. И ничего зазорного в том, что реализуется эта продукция, тоже нет. Если приглядеться, то там работают весьма законопослушные граждане, в том числе гости нашей страны. В отношении санитарного порядка они весьма лояльны к нашему законодательству. Утром они подметают у входа, что необходимо делать, ежедневно производится санитарная уборка. И я не защищаю их, я не сторонник, а как гражданин делаю такие наблюдения. Считаю, что на данном этапе это необходимо».
По информации чиновника, все киоски с шаурмой работают легально в соответствии с постановлением главы города об упорядочении мелко-розничной торговли, эти вопросы и заявки на размещение нестационарных объектов рассматривает также соответствующая комиссия.
Между тем, по данным директора МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» Олега Куричева, за 2016 год было снесено 360 нелегальных объектов, из которых около 50 % составляют торговые киоски. На 2017 год запланировано демонтировать 350 объектов, в числе которых 150 ларьков.
В свою очередь председатель регионального отделения Союза киоскеров России, предприниматель и член общественной палаты города Ирина Плещева связывает появление несанкционированных объектов с административными барьерами или недостаточной информированностью предпринимателей. «Осенью мы добились принятия постановления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного объекта без предоставления земельного участка. Арендная плата здесь невысокая. Возможно, не все предприниматели в курсе нового законодательства», – предположила она и добавила, что в ближайшее время подготовит обращение к главе Евгению Тефтелеву с предложением собрать комиссию по этому вопросу и установить основные причины.
Собеседница журналиста «ФедералПресс» также предполагает, что у специальной комиссии, которая занимается выявлением нелегальных киосков, банально не хватает ресурсов и времени, что и приводит к стихийному росту ларьков.
При этом, отвечая на претензии горожан по захламленности мегаполиса в преддверии саммитов ШОС и БРИКС, Валентин Барановский заявил, что об этом пока рано беспокоиться, так как до 2020 года еще нужно дожить: «Если посмотреть по Собянину, то это решение было принято в короткое время, и вопрос был решен».
А депутат гордумы Дмитрий Довженко, считающий, что киосков, как и всего, должно быть в меру, а к решению проблемы необходимо подходить комплексно, привел противоположный пример. «Мне рассказывали историю о киоске с шаурмой напротив трубопрокатного завода. К приезду президента Владимира Путина руководство предприятия решило убрать его. И это было достаточно сложно. Но после того, как его убрали, он через четыре дня появился на прежнем месте», – рассказал парламентарий, добавив, что в ситуации с ШОСом возможно повторение такого сценария.
Фото из открытых источников и из аккаунта morgules