Кремль, как ожидается, в ближайшее время трансформирует свои подходы к реализации молодежной политики. Новые тенденции, вероятнее всего, проявятся после назначения нового руководителя Росмолодежи. Пока же можно говорить об одном: Администрация президента все дальше будет уводить молодежь в сферу общественно значимых, а не политических проблем. Последним пунктом «политической повестки» с участием молодежи станут президентские выборы.
Ориентир – избирательные участки
Очевидным эксперты называют то, что главная задача Росмолодежи на ближайшее время, исполнение которой будет требовать Кремль, одна – привести молодых людей на избирательные участки в день президентских выборов. В этих условиях ожидать ослабления влияния АП на ведомство не стоит. «Росмолодежь – в большей степени это инструмент реализации тех задач, которые предлагаются и диктуются сверху. Можно говорить о новых тенденциях и новых подходах, которые связаны с прикладными задачами, – задачами, проистекающими из темы президентских выборов: молодежь должна поддержать президента, причем не на словах, а реально, на избирательных участках», – отметил руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Сделать это не так просто. Казалось бы, поводов для бунтарства у современной молодежи, в общем-то, нет (следовательно, и нет необходимости насаждать ей что-то сверху). Калачев объясняет это тем, что раньше молодежные политические организации больше воспринимались как «ответ на активность оппозиции», но «сейчас оппозиция сошла на нет». «Готовить молодежь к уличным баталиям нет никакой необходимости – революции в России не предвидится ни в 2017 году, ни в ближайшие годы, – считает эксперт. – С учетом того, что молодежь демонстрирует достаточно высокую мотивацию в вопросах образования, карьеры, общественного служения (волонтерское движение), надо направлять ее активность в нужное русло».
Опасения, связанные с отказом молодого поколения россиян от участия в президентских выборах, продиктованы заметным снижением их интереса к политике. Как говорит политолог Аббас Галлямов, «молодые люди обычно голосуют один раз – сразу после достижения 18 лет, а потом надолго теряют интерес к этому делу». Впрочем, для власти это даже хорошо. «[Молодежь] склонна к протесту, нередко радикальному. Сейчас российская молодежь склонна поддерживать власть – именно потому, что Путин в ее глазах сам выглядит бунтарем, восставшим против мирового гегемона – США», – отметил Аббас Галлямов.
«Росмолодежь должна иметь большую ресурсность»
Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков ожидает, что процесс систематизации в сфере молодежной политики, успешно реализованный экс-руководителем Росмолодежи Сергеем Поспеловым, будет продолжен. «Раньше у нас было много разных проектов, разных движений, он привел это в некую единую сеть. Сейчас стоит вопрос следующего шага, когда молодежная политика должна выявлять новые точки роста и содействовать реализации потенциала молодежи», – отметил эксперт.
Калмыков надеется, что рано или поздно Росмолодежь перестанут воспринимать «как дополнение, либо в чистом виде проводника тех задач, которые стоят по линии образования, политической линии». «Росмолодежь должна иметь большую ресурсность, с точки зрения отстаивания своих проектов в самых разных организациях и на разных уровнях, – считает политолог. – Это должен быть активный политический актор, участвующий в полной мере в процессе».
В частности, речь идет о решении вопросов, связанных с занятостью молодежи, – ведь сегодня на то, «каким образом трансформируется рынок труда в текущих условиях, никто не обращает внимания».
Доминантой молодежной политики, по мнению Константина Калачева, должно стать патриотическое воспитание, общественно-полезная активность, здоровый образ жизни, спорт, образовательные проекты и т.п. «Некоторая деполитизация в работе с молодежью пойдет только на пользу. Надо делать ставку на реальные интересы, на реальные запросы и возможность оптимизировать работу с молодежью в тех направлениях, которые не связаны с политикой и которые формируют новое поколение как поколение лояльное по отношению к власти, патриотичное и здоровое», – уверен Калачев.
Как полагает политолог Вячеслав Смирнов, в ближайшее время «политика Росмолодежи должна быть направлена на студенчество, молодые семьи, патриотическое воспитание». «В политические организации – удел партий и активистов, не государства. Новый вунтриполитический блок Администрации президента сейчас ведет аккуратную работу без громких кампаний в СМИ», – отметил эксперт.
И эта осторожность вполне оправдана. По словам политолога Аббаса Галлямова, нельзя забывать 2011 год, когда молодое поколение россиян активно голосовало против «Единой России» и присоединилось к «болотным протестам».
Кому готовиться на выход
Новые подходы к реализации молодежной политики в стране могут повлечь, что вполне естественно, изменения в реестре общественных организаций. У экспертов не вызывает сомнений удержание на плаву Молодой гвардии Единой России как наиболее эффективной структуры. А вот, к примеру, движение «Наши» потеряло свою актуальность, и сможет ли сохраниться – вопрос открытый.
Константин Калачев считает, что новому руководству Росмолодежи следует начинать «с ревизии того, что есть, и понимания, насколько то, что создано ранее, эффективно». «Искусственно созданные молодежные организации – это пожиратели ресурсов, они совершенно не эффективны, – отметил политолог. – Деление молодежи на наших и не наших, подпитка искусственно созданных организаций, которые при прекращении финансирования тут же разваливаются, – это негодные практики. Люди, которые входили в них, могут стать антиресурсом».
По мнению эксперта, «помогать нужно тем, кто может помочь себе сам: кто создает условия для занятий спортом, кто занимается волонтерством и социально полезными практиками». При этом в Кремле понимают, что «профессиональные политические активисты на зарплате не являются надежной опорой в решении каких-либо серьезных проблем».
Политолог Вячеслав Смирнов считает, что «специально заниматься молодежными организациями Администрация президента не будет». «Что выросло, то выросло. Пора жить без костылей и финансирования», – заявил эксперт.
Как отметил политолог Николай Калмыков, предсказать уход той или иной молодежной организации сложно. Сегодня, скорее, нужно говорить о выстраивании «сетевой работы». «Это принцип, когда организации и общественные объединения десегментируются под конкретные целевые аудитории, под конкретные задачи, под конкретные ценности даже, – считает Калмыков. – Сетевой принцип помогает консолидировать общество. Сотрудничество между организациями, каждая из которых имеет свой профиль, легче выстроить, чем загнать их под одну гребенку».
В ожидании нового молодежного лидера
Смена руководства внутриполитического блока в Кремле пока не внесла никаких существенных корректив в работу федерального агентства «Росмолодежь». Так, источник в Московской городской Думе рассказал «ФедералПресс», что все находятся в ожидании – каких-то директив по поводу изменения курса или сохранения его, из Администрации президента (АП) до сих пор не поступало. «Поэтому все работают по старым лекалам. В ожидании новых указаний, которые обязательно будут в свете грядущих президентских выборов», – отметил собеседник агентства.
С другой стороны, «раскачка» оправдана. Политолог Аббас Галлямов объяснил это отсутствием стратегии избирательной кампании и основного ее месседжа. А в таких условиях «менять что-то в части работы с молодежью – это ставить телегу впереди лошади».
Причем в подвешенном состоянии находится и само агентство «Росмолодежь», которое до октября прошлого года возглавлял Сергей Поспелов (он перешел в аппарат Госдумы): уже несколько месяцев оно работает без руководителя. Обязанности главы ведомства исполняет бывший зам Поспелова Алексей Паламарчук.
В СМИ активно обсуждались возможные претенденты на этот пост. Их два: заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском округе Михаил Ведерников и вице-губернатор Нижегородской области Дмитрий Сватковский. Однако пока ни один из них (да и никто другой) не назначен.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что «у нижегородского претендента, в силу того, что он олимпийский чемпион, шансов побольше – спорт у нас в фаворе». Ведерникова политолог называет «интересным кандидатом».
В свою очередь, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков не стал делать прогнозы относительного будущего руководителя Росмолодежи. Но обрисовал перспективы – с чем придется столкнуться новому главе ведомства. «Я думаю, любому будет сложно. С одной стороны, нужно будет поддерживать темп, с другой – нужно делать следующий шаг, в том числе по отстаиванию интересов [ведомства]. Это чревато определенными рисками, потому что можно выйти за пределы», – пояснил Калмыков.