Традиционно в начале нового года принято подводить финансовые итоги предыдущего календарного периода. В условиях ужесточения денежно-кредитной политики Центробанка РФ это приобретает особый интерес со стороны как участников финансового рынка, так и аналитиков. По мнению уральских банкиров, замедление темпов инфляции и роста российской экономики предоставляют дополнительные возможности для выгодных инвестиций. Подробности – в публикации РИА «ФедералПресс».
Накануне в уральской столице состоялась традиционная итоговая пресс-конференция с участием представителей ведущих региональных банков и финансовых экспертов. Помимо основных тенденций 2016 года, одной из главных тем встречи с представителями СМИ стало рекордное снижение темпов российской инфляции, а также уменьшение потребительской активности населения.
Как отметил заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин, «Банк России продолжает всеми доступными способами давить инфляцию, в результате мы имеем минимальный уровень с начала 90-х годов».
«Если ЦБ добьется своей цели, то это будет совершенно новая реальность, и бизнесу придется привыкать к этой новой реальности», – подчеркнул Евгений Болотин.
По мнению представителя Уральского банковского сообщества, 2016 год был относительно спокойным, а все отзывы лицензий у проблемных банков касались исключительно рисковой финансовой деятельности этих кредитных организаций.
Если говорить о Свердловской области, в частности, то в конце прошлого года, как уточнил Евгений Болотин, возобновился рост розничного кредитования, при этом намного хуже выглядит динамика по кредитованию малого и среднего бизнеса. «Связано это с тем, что и банки не готовы давать кредиты МСБ, опасаясь за риски своих активов, но с другой стороны, и малый бизнес не готов брать кредиты по тем процентным ставка, которые сегодня предлагают им банки».
На этом фоне вклады населения в 2016 году стабильно росли. «Это говорит о том, что с экономикой в Свердловской области все хорошо. Нет никакого кризиса, это просто новая реальность, и надо научиться с этим жить. Того, что было раньше – до 2008 года, уже не будет».
Кто от этого выиграл? Как отметил руководитель дирекции финансовых рынков Уральского банка реконструкции и развития Владимир Зотов, у клиентов появились новые интересы, связанные с пониманием того, что эта новая реальность есть – сегодня уже нет смысла покупать доллары, и это первый шаг к новому миру.
«Все уже выучили формулу: цена доллара ровно три тысячи и поделить на цену барреля нефти. Вроде как этот прогноз оправдывается. Центральный банк руководствуется поставленными перед ним задачами по снижению уровня инфляции, – пояснил Владимир Зотов. – Что касается физических лиц – населения, то они снижение официальной инфляции ощутили на себе в полный рост, в том числе наблюдая очень мощное снижение ставок по вкладам, которые сейчас находятся на минимальных уровнях».
Как отметил финансовый эксперт, так или иначе частные инвесторы все чаще обращают внимание на инструменты фондового рынка в виде индивидуальных инвестиционных счетов или покупки гособлигаций.
«В условиях снижения банковских ставок покупка долговых ценных бумаг дает более высокий доход, плюс возможность получения налогового вычета. То есть, это возможность получения дополнительного дохода в 2–2,5 раза выше, чем по вкладам сейчас, – подчеркнул в ходе пресс-конференции Владимир Зотов. –Соответственно, количество таких счетов, по сравнению с 2015 годом стало в три раза больше. И это тоже новая тенденция».
Как уточнили эксперты, сейчас средняя процентная ставка по банковским депозитам, рекомендованная ЦБ, составляет 8,27 %, что намного ниже, чем в 2014–2015 годы.
При этом, как отметил начальник отдела казначейских операций на территориях Казначейства ПАО «МЕТКОМБАНК» Михаил Крещик, по итогам 2016 года курс доллара США вырос относительно всех мировых валют, кроме рубля и бразильской валюты. В 2017 году все будет зависеть от того, как будет вести себя Минфин и Центробанк России, которые недавно объявили о валютным интервенциях при цене нефти 40 долларов за баррель, в том числе для наполнения Резервного фонда.
«С одной стороны, это делается для того, чтобы сократить волатильность рынка. По итогам прошлого года рубль укрепился на 20%, – пояснил эксперт Михаил Крещик. – С другой стороны, от ЦБ все ждут снижения ключевой ставки, от которой зависят стоимость денежных ресурсов и уровень всех остальных банковских ставок».
По мнению руководителя блока «Розничное кредитование и карточный бизнес» СКБ-банка Василий Кочнева, все зависит от общей экономической ситуации в стране, в том числе от платежеспособности населения и от уровня инфляции. В этом плане 2016 год был более стабильным, чем 2015-й. Хотя тенденция снижения процентных ставок, по словам эксперта Василия Кочнева, «давила на банковское кредитование». В результате банкам пришлось заняться переформатированием своих продуктовых линеек в сторону снижения издержек и уровней рисков. Как следствие значительно был сужен сегмент кредитования юридических лиц, и банки вышли только на качественный сегмент клиентов. Хотя в целом по итогам 2016 года кредитный портфель банков показал небольшой рост, особенно во второй половине года – постепенно банки начали возвращаться в сегмент розничного и корпоративного кредитования. Как отметили участники пресс-конференции, особенно в этой ситуации выиграли федеральные игроки банковского сектора, поскольку в течение года произошел переток средств клиентов из региональных в федеральные банки, и заметно выросла конкуренция в частном секторе.
Таким образом, сегодня нужно четко понимать – для чего клиент хочет сохранить свои денежные средства? Именно от этого будет зависеть выбор финансовых инструментов с различным уровнем рисков и доходности.
По мнению заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, сберегательная модель поведения в ближайшее время будет заменена потребительской моделью. «Те 17 трлн рублей, которые сейчас лежат на счетах в банках, это отложенный спрос, который рано или поздно будет реализован», – убежден Евгений Болотин.