Top.Mail.Ru
Политика
Челябинская область
2

Челябинские власти пересчитают загрязнителям выбросы

Действующие нормы не спасают столицу Южного Урала от смога
Рисунок Альберта Растяпина

Решение экологических проблем Челябинска, почти две январские недели утопавшего в густом смоге, выходит на новый уровень. После того, как президент Владимир Путин поддержал экологические инициативы губернатора Бориса Дубровского, региональное министерство экологии объявило о внедрении новых подходах к охране воздуха. До 10 февраля ведомство пересчитает квоты для предприятий-загрязнителей, а также начнет борьбу с автомобильными выбросами. Между тем, выяснилось, что для некоторых заводов нормы могут не ужесточиться, а наоборот – стать мягче. Подробности – в материале информационного агентства «ФедералПресс».

Год экологии для челябинцев начался почти с двухнедельного густого смога, окутавшего весь мегаполис. Возмущенные жители в соцсетях выставляли пугающие фото, жаловались на жжение в глазах, першение в горле, кашель и предлагали чиновникам прокатится на только что открывшемся 73-метровом колесе обозрения, чтобы убедиться в масштабах бедствия. А появившаяся петиция к президенту Владимиру Путину на change.org собрала подписи почти десятка человек. Тогда вопросы экологии не обсуждал только ленивый, появлялась инициатива об учреждении должности экологического омбудсмена, а столица Южного Урала в очередной раз попала в федеральные ленты новостей.

На днях региональное Министерство экологии обнародовало результаты проверок промышленных предприятий в период смога. В ведомстве пояснили, что инспекция проводилась с 13 по 19 января на тех промплощадках, на которые жаловались жители в своих обращениях.

Так, экологи побывали в Советском и Курчатовском районах. На территории завода Колющенко все 13 предприятий, которые занимаются металлообработкой, окрасочными работами, резкой и сварочными работами, не имели разрешений на выбросы, а также не выполняли мероприятия по их сокращению в период НМУ. Более того, на одном из заводов открыто сжигали отходы. Проверка складов по продаже мебельных материалов на ул. Кирова и Елькина установила, что на 4 предприятиях отопительные котлы дымят без разрешительных документов.

В Курчатовском районе специалисты министерства проверили ЗАО «Машиностроительный завод «Метаб», ЗАО Абразивный завод «Резолит», ООО «Челябинский завод современных конструкций». Все организации работали без разрешений на выбросы, а также не вели производственный контроль на источниках загрязнения воздуха.

Кроме того, экологи выезжали на челябинскую городскую и коркинскую свалки, где не обнаружили очаги возгорания. все зафиксированные нарушения министерство передало в природоохранную прокуратуру.



Как рассказал в разговоре с журналистом «ФедералПресс» замминистра экологии Андрей Новоселов в длительный период неблагоприятных метеоусловий были с 9 по 20 января были созданы плохие условия для рассеивания вредных примесей. «Загрязняли город все, у кого были вредные источники: индивидуальный и общественный транспорт, крупные и мелкие предприятия. Воздух он общий. Можно было наблюдать, как из ближайшей котельной дым выходит и буквально через 20 метров остается, так как его запер слой теплого воздуха. Поэтому все, что выбрасывалось – все это в городе оставалось. Это привело к росту загрязнений, добавился туман, и как результат – плохая видимость. Действия, которые предусматривает законодательством выполнялись. Эффект от них был, загрязнение прекратилось с введением НМУ II степени, но он был недостаточный. Это подтверждает произошедший системный сбой в охране атмосферного воздуха и необходимости изменений существующего законодательства», – уточнил он.

Между тем, в минэкологии пришли к выводу, что в безветренную погоду выбросы предприятий, даже с соблюдением установленных для них нормативов, приводят к опасному загрязнению воздуха.

Еще в прошлом году специалисты «Всероссийского НИИ охраны окружающей среды» создали специальную базу данных выбросов, о которой стало известно только в конце января.

В своеобразный перечень вошли 16 крупных предприятий, относящихся к федеральному надзору, совместный вклад которых в загрязнение воздуха мегаполиса составляет 87%. Это «Мечел-Кокс», «Мечел-Энерго», «Мечел-Материалы», «Челябинский металлургический комбинат», «Челябинский электрометаллургический комбинат», «Фортум» (в том числе Челябинская ТЭЦ-1, Челябинская ТЭЦ-2, Челябинская ТЭЦ-3, ордена Ленина Челябинская ГРЭС), «Челябинский цинковый завод», Челябинский филиал ОАО «Уральская кузница», «Завод ТЕХНО» (ОАО «АКСИ»), «Сигнал», “Краснодеревщик», а также «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» и «ЧТЗ-Уралтрак».

Кроме того, в базу включены и 42 мелких предприятия, которые подчинены региональному надзору, и одна автомагистраль по Свердловскому проспекту.

Как уточнили в пресс-службе минэкологии, используя специальную программу, сотрудники НИИ рассчитали на сколько может быть загрязнен воздух в Челябинске, если все предприятия будут дымить одновременно. Исследование проводилось как для различной погоды и направлений ветра, так и для отдельных веществ. К тому же ученые установили «вклад» каждого предприятия в загрязнение атмосферы.

В результате эксперты сделали вывод: в безветренную погоду выбросы предприятий, даже с соблюдением установленных для них нормативов, приводят к опасному загрязнению воздуха. Фиксируются превышения по оксиду азота, диоксиду серы и тяжелым металлам. Это означает, что вклад в загрязнение воздуха в Челябинске вносит не одно предприятие, а все. Заводы ориентируются на завышенные нормативы выбросов и неправильно определяют приоритеты по охране воздуха. В итоге, их затраты на природоохранную деятельность не дают ожидаемого эффекта.

Теперь до 10 февраля минэкологии намерено пересчитать квоты для предприятий. «Чтобы предприятиям оценить возможность и как можно раньше войти в этот процесс мы предложили им свою оценку квот по результатам тех расчетов, которые были сделаны нами. Это очень оценочные значения, – комментирует Андрей Новоселов. –
Нельзя говорить о том, что квоты будут жестче или больше. Сейчас квот нет вообще. Квота – это вклад конкретного предприятия в конкретной точке в общее загрязнение. Общее загрязнение рассчитывается из того, что общее загрязнение в любой точке по любому веществу не должно превышать 1 ПДК. Может квоты будут мягче, чем сейчас, но это я утрирую. Может и будут мягче для того, кто сейчас все законопослушно выполняет и имеет минимальные выбросы».

Что касается сокращению автовыбросов, то министерство намерено продолжать исследование еще 23 челябинских магистралей. Пока в сводную базу расчетов вошел только Свердловский проспект. По словам замминистра, существует три основных направления уменьшения загрязнений от автотранспорта. «Это градостроительная политика: как именно построить магистрали, увеличить продуваемость, исключить уплотнительную застройку. Второе – это плотность движения. Например, рост скорости движения приводит к тому, что уменьшаются выбросы, исключить грузовики, уменьшить время ожидания на светофорах. И третье направление уменьшение интенсивности выбросов одной транспортной единицей: переход на более экологичное топливо Евро-2,3,4,5, класс двигателя, чтобы вводить экономические меры, чтобы поощрять избавление от старых автомобилей, переход на другие виды транспорта, – говорит собеседник журналиста «ФедералПресс». – Наша задача выяснить объемы и причины влияния автомагистралей на загрязнения воздуха. Далее определить, что возможно сделать, что дает экологический эффект и осуществлять».

Отметим, что соблюдать новые квоты пока не обязательно, так как изменения в федеральное законодательство будут внесены в срок до 1 октября. Как ранее писал «ФедералПресс», с инициативой передать в регионы полномочия по контролю за выбросами заводов выступил на заседании Госсовета губернатор Борис Дубровский.

В свою очередь, политблогер Александр Подопригора, предлагает областной экологический фонд на принципах государственно-частного партнерства. «Промышленники, формирующие изрядную долю экологического ущерба, могли бы прозрачно профинансировать через него необходимые разработки и создание системы открытого экологического мониторинга; власть – обеспечить правовую и административную поддержку, экспертное и медийное сообщества – обратную связь с населением, – считает он. – Экология – комплексная экономическая и социальная проблема, а не функция того или иного ведомства. Мы все принимаем участие в формировании этой проблемы и все ощущаем на себе ее последствия. Деньги и компетенции, которые необходимо привлечь в эту сферу – первоочередной вопрос, без решения которого ничего не сдвинется, а мы останемся на уровне бесконечных разговоров о «томе ПДВ» и «осмысления» экологической политики. Нужно на деле консолидировать здесь, в точке пересечения общих интересов, бизнес, власть, науку и общество».


Рисунок Альберта Растяпина, фото из соцсетей

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.