Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
6

«Отступать некуда – позади ЖКХ». Что стоит за повышением тарифов в Новосибирске

Тарифы на некоторые услуги ЖКХ в Новосибирской области вырастут на 15 %. Такое решение было принято в конце прошлого года главой региона, мэрией и депутатами городского совета. Казалось бы – не лучшее решение в кризисные времена, однако выяснилось, что у власти накопился целый ряд причин, вынудивших все-таки увеличить данные платежи. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Тариф «Новогодний»

В конце декабря губернатор Владимир Городецкий подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15 %, которые должны будут вырасти с 1 июля 2017 года. Согласно приложению к документу, размер роста тарифов – разный для каждого муниципального образования. Так, в Новосибирске холодная вода вырастет в цене на 20 %, горячая – на 15,9 %, отопление – на 14,9 %, электроснабжение – на 2,9 %, газ – на 3,9 %. Средний рост тарифов составит – 15 %.

Федеральный центр порекомендовал рост тарифов в 4 %, однако регионам предоставлено право превысить этот уровень по согласованию с депутатами муниципальных образований. Более 95 % депутатов муниципальных образований региона согласились с решением Владимира Городецкого.

Сам глава региона сразу подчеркнул – свое решение он считает непопулярным, но экономически целесообразным. Необходимость повышения обосновывается высоким износом оборудования и коммунальных сетей. Новый тариф позволит привлечь в этом году порядка 864 млн рублей, которые направят на их модернизацию.

Между молотом и наковальней

Беспокойство новосибирцев, появившееся после принятия постановления, можно считать более чем обоснованным. Тем не менее, в правительстве считают, что пик экономического кризиса уже позади, и выражают уверенность, что в 2017 году в стране увеличатся и реальные, и номинальные зарплаты. Уже известно, что с 1 июля будет увеличен минимальный размер оплаты труда (с 7,5 тыс. рублей до 7,8 тыс. рублей), а во второй половине года чиновники обещают снова повысить зарплаты работникам бюджетной сферы в соответствии с указами президента РФ 2016 года.

Между тем, Россию настигла другая беда – по последним данным Минэнерго, 68 % теплосетей в регионах имеют 100-процентный физический износ. Аварийность в отопительный сезон с 2007-2008 по 2012-2013 год только на магистральных сетях выросла практически вдвое, с 266 случаев на тысячу км до 387 случаев на тысячу км территории. Кроме того, износ оборудования привел к резкому росту общей потери тепла: по данным Минэнерго, они в три раза выше, чем в Финляндии, которую можно сравнить с Россией по климатическим условиям и частому использованию ТЭЦ для выработки тепловой энергии.

В результате по всей стране люди снова начали оставаться без тепла: только в январе этого года из-за прорывов труб без отопления и горячей воды остались более 750 жилых домов в Мурманске, 40 многоквартирников в Екатеринбурге, более трех тысяч жителей – в Иваново. Буквально первого января ситуация ухудшилась – из-за прорыва на магистрали в Пензе без тепла остались уже 206 многоквартирных домов. И это лишь некоторые примеры.

По мнению и Минэнерго, и аналитиков, отрасль теплоснабжения в связи с зарегулированностью оказалась в ситуации крайнего недофинансирования. По словам замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко, рынок ежегодно получает в качестве инвестиций около 90 млрд рублей, тогда как требует 2,5 трлн руб. Не спасают и бюджетные инвестиции: сейчас ежегодно из бюджетной системы в теплоснабжение вливается около 150 млрд рублей, тогда как потребность — около 200 млрд рублей.

Новосибирская область не стала исключением – недофинансированность инвестпрограмм местных генерирующих компаний стала настолько очевидной, что вынудила губернатора пойти на непопулярные меры.

Обветшалые сети

Изношенность сетей в Новосибирской области, к сожалению, находится на достаточно высоком уровне – около 70 %. Помимо этого, согласно официальным данным, в одном только Новосибирске числятся 472 дома с износом более 70 %, которые при этом исключены из региональной программы капитального ремонта.

Это такой же показатель, как и в регионах и муниципалитетах, названных Минстроем «самыми тревожными» в текущем отопительном сезоне: в Ижевске и Смоленске (уровень достигает 70 %), Санкт-Петербурге (около 30 % непосредственно в самом городе).

Однако изношенность теплосетей – полбеды. Производственный ресурс выработан и у многих российских ГЭС. Согласно докладу «О ситуации в теплоснабжении в Российской Федерации», подготовленному Фондом энергетической безопасности, в ближайшие пять лет около 38-42 % находящихся в эксплуатации мощностей ТЭЦ в Единой энергосистеме России (26-28 ГВт) достигнут паркового ресурса и потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.

Недостатки такого масштаба попросту не ощущаются горожанами – и теплосети, и генерирующее оборудование скрыто от глаз обывателей. К тому же, последние несколько зим в Новосибирске были относительно теплыми, а случавшиеся прорывы на магистралях устранялись службами оперативно. Однако текущий ремонт не остановит обветшание сетей, а погода, как известно, переменчива – особенно в Сибири, где -5 на следующие сутки может смениться резким похолоданием до -40. Вопрос модернизации сетей с каждым годом будет лишь набирать свою остроту.

Расчетное время

Один из самых сложных вопросов, которые, как правило, вызывают дискуссии и споры как в обществе, так и среди отраслевых экспертов – это сам механизм формирования тарифа на коммунальные услуги. Тарифообразование муниципального водоканала и частного энергетического гиганта «СИБЭКО» изучаются с самым пристальным вниманием. Тем не менее, при детальном рассмотрении вопроса становится очевидным, что расчеты ресурсоснабжающих организаций вполне обоснованы.

Если, например, сравнить темпы инфляции и темпы роста тарифов «СИБЭКО» на тепло, оказывается, что на протяжении нескольких последних лет тарифы росли значительно медленнее. Так, с 2012 по 2016 год среднегодовой рост инфляции по России составил 8,5 %, тогда как средний рост тарифов на теплоэнергию в «СИБЭКО» – 5,5 %. С учетом плановых показателей на текущий год (то есть, в период с 2012 по 2017 год) рост тарифов «СИБЭКО» составит 5,9 %, тогда как инфляция вырастет на 7,8 %.

В грядущем повышении тарифа коммерческая составляющая (то есть, предусмотренная и одобренная постановлением правительства предпринимательская прибыль) была исключена. Как рассказал журналистам на пресс-конференции в декабре руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, энергетикам было отказано во включении в тариф предпринимательской прибыли в размере 5 %. Также существенно (более чем на 75 %) были сокращены предложенные к включению в тариф выпадающие условно-постоянные доходы.

«Средства за счет тарифа исключительно на модернизацию»

Между тем, установленный федерацией порог роста в 4 % превысили не только в Новосибирской области – аналогичные указы выпустили главы целого ряда регионов, среди которых и крупные Московская, Ленинградская, Нижегородская области, Приморский край. Однако львиная доля из этого списка – сибирские регионы: Кемеровская, Иркутская, Томская и Омская области, Алтайский и Красноярский края.

«В северных районах экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги изначально достаточно высоки, что обусловлено суровыми климатическими условиями, низкой плотностью населения, сложной транспортной доступностью и логистикой. В случае роста тарифов ЖКХ на 4 %, полученных средств не хватит даже на содержание имеющихся коммуникаций, не говоря уже об их развитии. Именно поэтому политику сдерживания тарифов большинство экспертов называют ошибочной», – пояснил «ФедералПресс» тенденцию председатель совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

«Мы два года подряд держали рост тарифов, повышали на 3,5-4 %, что даже ниже инфляции. В это время другие регионы в том же Сибирском федеральном округе вынужденно поднимали тарифы на 40-60 %. При этом новые меры будут сопровождаться ужесточением и приданием публичности отчетов монополистов, оказывающих услуги. Средства, появляющиеся за счет повышения тарифа, будут взяты под жесткий контроль. Они пойдут не на дивиденды и «Лексусы», а на инвестиции по содержанию теплотрасс», – аргументировал и обещал ранее губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

И действительно, две крупнейших коммунальных компании в регионе – новосибирское МУП «Горводоканал» и теплогенерирующая компания «СИБЭКО» – достаточно давно раскрыли данные по своим инвестпрограммам на 2017 год. Так, «Горводоканал» планирует получить от повышения тарифа 200 млн рублей и распределить их на модернизацию водопроводной сети (130 млн рублей) и канализационных сетей (25 млн рублей), остальные средства пойдут на модернизацию водопроводных и очистных сооружений.

У «СИБЭКО» инвестпрограмма на один только текущий год куда обширней – 2 млрд рублей, что, несмотря на кризис, соответствует объему средств, направленных компанией на развитие в прошлом году. Львиная доля средств (1,7 млрд рублей) при этом будет направлена на ремонт основных фондов, к которым и относятся все ТЭЦ и генерирующее оборудование.

Процентную разницу восполнят

Несмотря на решительные действия по повышению тарифов и достаточно категорично высказанную позицию, власти региона достаточно трезво оценили экономическое положение населения. Жителям области окажут поддержку, частично компенсировав рост тарифов из бюджета.

Так, льготным категориям населения – это около 500 тысяч человек – из бюджета области без дополнительных заявлений будут полностью компенсировать повышение тарифа сверх 4 %, установленных федеральным центром. Остальные жители региона смогут вернуть половину этой разницы, подав особое заявление, прием которых начнется 1 августа 2017 года и закончится 31 января 2018 года. На компенсации льготникам в областном бюджете предусмотрено 180 млн рублей.

Президиум Новосибирского областного совета ветеранов уже позитивно оценил дополнительные меры поддержки населения, принятые региональным правительством. «Такая ситуация, когда каждому жителю региона может быть предоставлена мера социальной поддержки, складывается впервые в Новосибирской области. Я считаю, что это справедливо, и в данном случае такое решение регионального правительства оправданно. Теперь наша задача заключается в том, чтобы довести информацию о предоставлении дополнительных мер поддержки населения до руководителей ветеранских организаций, а потом и до всех ветеранов Новосибирской области», – высказался на заседании совета ветеранов его председатель Вячеслав Журавлев.

Источник фото – Строительство.RU

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.