Корпорация развития Северного Кавказа удачно посетила инвестиционный форум в Сочи. Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе КРСК, компания намерена принять участие в создании инвестиционного фонда для поддержки проектов в сфере АПК на Северном Кавказе. А также обсудила проект Каспийского транспортно-логистического комплекса, который даст импульс развитию российских прикаспийских регионов. О других договоренностях – в материале экспертного канала.
Проект Да Винчи
Акционерное общество «Корпорация развития Северного Кавказа» и ООО «Да Винчи Капитал» заключили соглашение о сотрудничестве в рамках планируемого к реализации инструмента по совместному инвестированию в предприятия Северо-Кавказского федерального округа. Документ был подписан на объединенном стенде Минкавказа России и АО «КРСК» в ходе работы Российского инвестиционного форума «Сочи-2017».
В соответствии с соглашением стороны намерены организовать взаимодействие в создании инвестиционного фонда, ориентированного на совместное финансирование инвестпроектов на Северном Кавказе. Планируется, что в своей работе фонд будет ориентироваться на инвестиции в растениеводческие и животноводческие проекты, рыбную промышленность и проекты, связанные с инфраструктурой агропромышленного комплекса, в том числе овощехранилища, зерновые элеваторы, морские зерновые терминалы на территории СКФО.
Проект предполагается реализовать с помощью объединения финансовых, производственных и организационных ресурсов сторон. В частности, КРСК планирует инвестировать в предприятия округа до 1,5 млрд рублей. В свою очередь ООО «Да Винчи Капитал» намерено привлечь в компании СКФО не менее 1,5 млрд рублей со-инвестиций, в том числе международных.
Догнать и обогнать
Первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель совета директоров АО «КРСК» Одес Байсултанов рассказал о своих пожеланиях: «Создание инвестиционного фонда станет стимулом для развития сельского хозяйства в Северо-Кавказском федеральном округе, послужит обеспечению опережающего развития АПК на Северном Кавказе, выполнению задач импортозамещения и привлечения частных инвестиций в экономику СКФО».
Реализация проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса даст импульс развитию российских прикаспийских регионов. Стратегические преимущества, которые может получить Россия, реализовав проект Каспийского транспортно-логистического комплекса, и открывающиеся перспективы для развития прикаспийских российских регионов оценили представители федеральных ведомств, бизнес-сообществ, главы регионов Юга России.
«Проект создания Каспийского транспортно-логистического комплекса является одним из ключевых в развитии Юга России. Уверен, в ближайшем будущем он сможет не только придать мощнейший импульс развитию российским прикаспийским территориям, но и в целом будет способствовать росту отечественной экономики, станет точкой притяжения инвестиций, укрепит позиции России на Южно-азиатском направлении», - сказал министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, добавив, что Каспийский регион является точкой пересечения крупных международных транспортных коридоров на Евразийском континенте: «Север-Юг» и «Восток-Запад».
Зазвучит по-новому
«Наша задача выработать решения, которые бы позволили Каспийскому бассейну занять то место, которое было закреплено за ним исторически со времен Петра I. Основной целью того периода было создание транспортных маршрутов для международных торговых отношений России с другими странами. Наша ключевая задача сегодня – позиционирование России в Каспийском регионе. Важны также и вопросы социально-экономического развития прикаспийских регионов, развития качества жизни и привлечения частных инвестиций. Президентом России поставлена задача выработать стратегическое решение развития этой территории, чтобы транспортная сфера Каспия зазвучала по-новому, чтобы эксперты и специалисты предложили пути развития Каспия, созвучные тем, что задумывали наши предки», – подчеркнул Кузнецов.
Будут созданы дополнительные условия, стимулирующие развитие таких сфер, как сельское хозяйство, промышленность и туризм, возникнут предпосылки для устойчивого развития экспортно-ориентированных отраслей.
Геополитический проект
«Для России этот проект имеет геополитической значение. Каспийский регион - это южные ворота России, и мы должны быть здесь полноценными хозяевами. Реализация проекта позволит создать условия для развития торгово-экономических связей, промышленного и агропромышленного потенциала российских регионов с государствами Каспийского региона и странами бассейна Индийского океана», – подчеркнул Одес Байсултанов.
Заместитель министра транспорта РФ − руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский отметил, что Каспийский бассейн не похож на другие морские регионы, а также порекомендовал в ходе работы над проектом кластера обратить внимание на вопросы таможенной стоимости. «Что касается вопросов таможенной стоимости, надо работать вместе с нашими таможенными представителями по единому таможенному пространству. Подробнее бы это обсуждали в прошлый раз. Также нам следует заняться оптимизацией транспортной схемы, причем начать со скидок и прежде всего на железнодорожную составляющую на территории РФ», – отметил Олерский, добавив, что достаточно перспективным направлением может являться развитие круизного морского бизнеса на Каспии.
Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, в свою очередь отметил что развитие портов Каспия сыграет важную роль в развитии транспортной системы России, добавив, что перспектива перехода части грузов на море через Каспий существует. А также отметил, что РЖД активно работает в направлении развития сотрудничества с Ираном, Индией.
С яхтами и туризмом
О перспективах развития круизного туризма в рамках Каспийского транспортно-логистического комплекса рассказал руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. «Развитие круизного туризма на Каспии для нас очень перспективно. Это поможет переломить негативную тенденцию, связанную со снижением перевозки грузов в каспийских портах», – объяснил Сафонов. По его словам, важно создавать новые круизные линии и маршруты. При этом необходимо улучшать портовую инфраструктуру, которая должна быть комфортабельной для туристов. Также он отметил, что в последнее время удалось наладить связи в туристической сфере с Ираном. «К нам едут состоятельные платежеспособные туристы из Ирана, причем они удовольствием посещают Дагестан, регионы Северного Кавказа, Сочи», – уточнил Олег Сафонов, отметив, что направление развития круизного туризма на Каспии может войти в проект въездного туризма, который разрабатывает агентство.
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов отметил, что разработка данного проекта носит стратегический характер: «Наше агентство очень заинтересовано в реализации такого проекта, также, как и регионы Северного Кавказа. Рад, что у нас выстроились конструктивные отношения с Минкавказом России. Надеюсь, что нам удастся общими усилиями сделать Северный Кавказ процветающим регионом».
Свою заинтересованность в реализации проекта высказали и главы субъектов СКФО. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов указал на важность комплексного развития прикаспийских территорий, отметив, что этот регион обладает большими ресурсами. «Нам очень важно выстроить комплексный подход к развитию всего региона, чтобы не получать деньги из госбюджета, а зарабатывать их на местах, используя потенциал Каспийского бассейна. Дагестан готов продолжить работу над этим проектом», - сказал Абдулатипов. А глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отметил, что республика планирует сделать акцент на поизводстве халяльной продукции на экспорт.
Корни у Каспия
Президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что проект имеет исторические корни. «Этот проект – возвращение к нашим корням. Если удастся восстановить это направление, я имею в виду направление Индия – Волга, это будет иметь огромное значение для социально-экономического развития всего региона», - подчеркнул Александр Калинин, добавив, что с точки зрения бизнеса важно, чтоб сквозной тариф был на 30% дешевле.
Помимо этого, Александр Калинин отметил, что среди перспективных направлений проекта может стать развитие яхтенного туризма, что привлечет серьезные инвестиции, а также состоятельных туристов на Северный Кавказ. В рамках проекта, по его мнению, мог бы сложиться кластер яхтенного туризма.
Председатель Российско-Иранского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Владимир Обыденов обозначил ряд направлений, которые необходимо учесть, чтобы сделать проект привлекательным для бизнес-сообщества, среди них - цена перевозки, быстрота, таможенное оформление грузов. «Если мы рассмотрим в развитии Каспийского транспортно-логистического комплекса создание «зеленого коридора» с точкой входа в Махачкале, в зоне действия дагестанской таможни, думаю, что бизнесу Каспий будет гораздо интереснее, чем традиционные морские пути», - сказал Владимир Обыденов.
Помимо этого, «КРСК» намерено принять участие в инвестпроекте по производству высококачественных минеральных удобрений в регионе Кавказских Минеральных Вод. А также определены ключевые параметры участия АО «КРСК» в проекте по организации производства высокотехнологичного медицинского рентгеновского оборудования в Кабардино-Балкарии. «Корпорация развития Северного Кавказа» и ООО «Капитал инвест» подписали документ, определяющий существенные условия взаимодействия в рамках реализации инвестиционного проекта «Создание высокотехнологичного производства 3D конусно-лучевого томографа и аппарата для глубокофокусной и близкофокусной терапии» на базе предприятия ООО «Севкаврентген-Д» в Кабардино-Балкарии.
Российский инвестиционный форум «Сочи-2017»