Проверка внедрения стандарта деятельности власти Волгоградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в положенный срок (1 марта) не завершилась. Эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) не получили ответов на некоторое вопросы, кроме того, до сих пор не представлено инвестиционное послание губернатора, которое глава региона должен был озвучить еще в прошлом году. Когда реально заработает Корпорация развития Волгоградской области и вообще механизм «единого окна», когда в регионе появятся технопарки и почему инвесторам трудно найти нужную информацию, которая даже есть в открытом доступе, а также как часто в комитете промышленности и торговли мониторят собственный сайт – в материале «ФедералПресс».
Экспертная группа АСИ по мониторингу внедрения в Волгоградской области стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата провела заседание, которое должно было стать финальным. Однако таковым не стало. По двум из девяти основных вопросов было принято решение отложить рассмотрение по существу. Если в случае с п. 14 стандарта, который требует включение представителей бизнеса в совещательные органы региональных энергетических комиссий (в Волгоградской области такой орган называется комитет тарифного регулирования), эксперты не смогли получить ответ по причине того, что представители соответствующего областного ведомства просто не посетили заседание и не прислали письменных пояснений, то в случае с рассмотрением вопроса «Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» (АО «Корпорация развития Волгоградской области») дискуссия случилась куда более оживленная и содержательная.
До этого были рассмотрены вопросы более фундаментальные. Кандидат экономических наук, гендиректор компании «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц представил экспертный отчет об утверждении инвестиционной стратегии региона. В Волгоградской области такой документ принят в декабре 2015 года и рассчитан до 2020 года. По утвержденной стратегии в 2020 году поставлена задача достичь притока инвестиций в основной капитал в объеме 319 млрд рублей (в 2016 этот показатель составил 190 млрд рублей), за счет реализации новых инвестиционных проектов создать 4600 рабочих мест, а также, как написано в отчете обладминистрации, «региону необходимо занять позицию в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном рейтинговым агентством «Эксперт РА», не ниже 15». Уже это положение, как следует из анализа Карэна Туманянца, содержит ошибку. Дело в том, что указанное рейтинговое агентство делает два инвестиционных рейтинга – один по потенциалу, второй – по рискам, пояснил Туманянц. В первом случае традиционное место Волгоградской области в третьем десятке, а во втором – в шестом (в 2016-м поднялся на два пункта до 52-й позиции). «В нашей стратегии одна цифра. Какая-то средняя – 36-е или 37-е место. Это непонятно. Как можно оценить, если целевой показатель не бьется с реальностью?» – недоумевает Туманянц.
В отчете Туманянца содержатся общие выводы о реализации в стратегии основных положений инвестстандарта АСИ. Большинство показателей соответствуют, но не выполнены и ряд условий, следует из отчета эксперта. В частности стратегия, утвержденная постановлением областной администрации, не установила личной ответственности руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей и, соответственно, не учитывает этого при оценке деятельности руководителей и разработке программ их мотивации. Кроме того, в волгоградском документе не разработаны и не утверждены регламенты контроля исполнения и пересмотра инвестиционной стратегии, не обеспечена регулярная публикация отчетов по результатам достижения плановых значений ключевых показателей. Кроме того, не принята программа финансирования мероприятий по реализации инвестиционной стратегии, которая бы включала данные о размере и источниках финансирования.
Этот недостаток прокомментировал председатель комитета по экономической политике и предпринимательству областной Думы Руслан Шарифов, заметивший: «сейчас ситуация в стране такая, что может быть два источника – бюджетные средства и кредиты». Шарифов также напомнил, что в региональном бюджете 2017 года заложены средства на разработку новой стратегии до 2022 года. «Это научный документ, который разрабатывается с Волгоградским госуниверситетом, в соответствии с новыми требованиями», – добавил депутат.
Карэн Туманянц заключил основные свои претензии так: «есть отчет о мероприятиях, но нет о выполнении целевых показателей и увязки с ними. А сама идея стандарта именно в том, чтобы проверить, насколько достигнуты через мероприятия показатели».
В целом экспертный совет согласился с мнение Туманянца и признал выполнение инвестстандрата в части региональной стратегии частичным. С этим не спорили и представители областного комитета экономики, отметившие, что «все замечания будут приняты в работу для устранения». Но замечаний оказалось много и по другим вопросам. Хотя положения стандарта о формировании и обновлении плана создания инфраструктуры в регионе и о нормативном акте, защищающем права инвесторов, были признаны полностью выполненными по формальным признакам, в дискуссии претензии были все-таки высказаны. Так, планы инвестиций в инфраструктуру в открытом доступе есть и даже подробные, но неясны критерии отнесения проектов к ключевым, а главное нет удобной формы их представления. Руководитель региональной экспертной группы Дмитрий Поликарпов заметил: «фактически получается, что надо скачать четыре файла, которые невозможно объединить».
А вот в уже упомянутом вопросе о специализированной организации по работе с инвесторами от формального подхода эксперты отказались. Эффективность АО «Корпорация развития Волгоградской области» (КРВО), напомним, давно вызывает вопросы. За прошлый год там дважды прошла смена руководства. Эксперты АСИ хотели услышать о работе КРВО в режиме «одного окна», и представитель корпорации пояснил, что после согласования комитетом экономики и заключения о целесообразности реализации инвестпроекта, они помогают в юридическом, бухгалтерском сопровождении, бухгалтерском учете, организовывают встречи с властями, ищут соинвесторов и партнеров.
Руслан Шарифов вступился за КРВО, заметив, что был назначен новый вице-губернатор, курирующий комитет экономики и началась реализация принципа «одного окна». «Я это вижу, но оценить за такой промежуток (Александр Сиваков назначен в конце ноября 2016, сейчас завершаются структурные и кадровые изменения в комитете экономики и подведомственных структурах, – прим. «ФедералПресс») сложно, невозможно даже», – рассказал Шарифов и предложил перенести «на март или апрель», чтобы дать возможность администрации «показать, что сделали».
Отметим, что в инвестстандарте не прописаны необходимые требования KPI организации по работе с инвесторами, она лишь должна существовать. Ректор Волгоградского института бизнеса, доктор экономических наук Андрей Ващенко отметил: «организация была и есть. А вот содержательная сторона – вопрос другой». «У них нет никаких ресурсов реализовывать, допустим, тот же принцип «одного окна», они говорят про инфраструктурные проекты, но тоже никак не могут этого делать. Корпорация это просто несколько людей, которые не связаны никак. У них нет полномочий, денег, площадок, им ничего не дали, от них требовать выполнение чего-то невозможно», – пояснил Ващенко.
Эксперт Вадим Скрипник заметил, что больших сдвигов «и в апреле не увидим». «Мы не видим фокуса внимания. Идут декларативные вещи. Один руководитель рассказывал про медицину, другой про инфраструктурные проекты, а вы вообще понимаете, как это реализовывать?» – удивляется Скрипник.
Андрей Ващенко предложил дать КРВО задание в марте-апреле не отчитаться о свершениях, а хотя бы сформулировать четкие цели, ради которых организация планирует работать. «Не могу анонсировать конкретные проекты, но в ближайшее время руководство их озвучит – они на завершающей стадии формирования и подписания «дорожных карт». Их не так много, но они все значимые», – заверил экспертов АСИ представитель корпорации. «Мы очень за вас рады, только поддержим», – ответили ему.
Неожиданно интересным стало рассмотрение пункта инвестстандарта о наличии доступной инфраструктуры для размещения промышленных парков и технопарков. За него отчитывалась начальник отдела госпрограмм и инвестиций управления развития промышенности облкомпромторга Екатерина Кулаченко. Она сразу заявила, что согласно стандарту главное – это создание необходимого правового поля. С этим у Волгоградской области все в порядке: регион принял областной закон о промышленной политике и принял два нормативно-правовых акта, утвердивших требования к индустриальным паркам и промышленным кластерам. Кулаченко пояснила, что ведомство уже внесло предложения по проектированию индустриальных парков в разрабатываемую сейчас в области схему территориального планирования до 2030 года. Власти надеются на создание 21 парка, однако сейчас их нет и до конца 2017 заработает в лучшем случае единственный – «Гризли» (на базе одноименной компании, производящей лесопромышленное оборудование) в городе Волжский. Однако ему, как признали чиновники, пока «не дает землю город». «Работа ведется», – заверила Екатерина Кулаченко, добавившая, что есть более перспективные и масштабные площадки. «Ряд совещаний прошло по развитию площадки «Бекетовка», где у нас более 415 га. Планируется пул иностранных инвесторов. Ведем переговоры с китайцами», – конкретизировала чиновница.
Она также пояснила, что в регионе есть 237 промплощадок, которые «в той или иной степени обладают инженерной инфраструктурой». Их нужно развивать отдельно, это либо на площадке, либо уже есть. Согласно мониторингу АСИ, указанные площадки и их возможности собраны на портале облкомпромторга, однако также в неудобном формате – в виде word-овской таблицы на 75 листов. На сайте есть и интерактивная карта, которая не работает. «Значит, опять полетела, сайт перерабатывается постоянно», – объяснила Кулаченко. И добавила, что «в сентябре лично проверяла, все работало». «Вы вообще понимаете, что вы говорите? Полгода прошло», – возмутился один из экспертов АСИ. «Я говорю, что после внесения изменений в сентябре все проверяли», – ответила чиновница.
В том же разделе обсудили и работу бизнес-инкубатора. Его признали работающим и соответствующим требованиям АСИ, но никто не смог уточнить уровень фактической заполняемости инкубатора бизнес-резидентами.
В финальном блоке экспертная группа обсудила вопросы повышения квалификации и образования – как вообще в регионе по специальностям, соответствующим областной инвестстратегии, так и систему обучения госслужащих. Андрей Ващенко заявил, что в нынешних условиях делать проекты по обучению под конкретных инвесторов не выгодно никому, особенно государству. «Государство заложит, выучит, средства вложит, но инвестор ничем эту цифру, которую представлял, не подтверждает. Студент же не обязан работать по специальности – он не отвечает ни перед государством, ни перед инвестором», – объяснил Ващенко. Он отметил, что решение проблемы в федеральном законодательстве.
В региональной же нормативной базе нет проблем с точки зрения обучения чиновников, сошлись эксперты АСИ при обсуждении проделанного анализа. Руслан Шарифов с улыбкой высказался: «Больше скажу, слишком образованные и умные. Для предпринимателя наоборот, чем глупее чиновник, тем лучше».
Отметим, что за рамками обсуждения осталось еще одно невыполненное важное требование АСИ. Ежегодно до конца года глава каждого региона обязан выпустить инвестиционное послание и публично с ним отчитаться. Губернатор Андрей Бочаров послание за 2016-й до сих пор не представил, а послание за 2015-й было опубликовано, но не озвучено главой области. «По сути, это информация, которая должна подвести итог года и наметить планы на следующий год. Насколько я понимаю, планируется это сделать в марте, разговор был на эту тему, но пока решение группы о том, что это положение инвестиционного стандарта не выполнено», – пояснил «ФедералПресс» руководитель региональной экспертной группы Дмитрий Поликарпов.
Фото – экспертные группы АСИ в Волгоградской области с регионального сайта ТПП