Председатель правительства России Дмитрий Медведев, прилетев в СКФО, сначала посетил всесезонный туристско-рекреационный комплекс Архыз. Особенно он обратил внимание на высокое качество горнолыжных трасс, которые лично опробовал, прокатившись на лыжах. Потом совместно с главой Ставрополья осмотрел ряд объектов курортной инфраструктуры в Ессентуках. В частности, санаторий «Источник», построенный в прошлом году. Также премьер ознакомился с планами по восстановлению утраченного в 1990-е санаторно-курортного потенциала. Ему представили план восстановления «Нижних ванн», расположенных в курортном парке. И уже после этого он провел заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО, темой которого стало укрепление курортно-туристского потенциала Северного Кавказа. Подробности – в материале «ФедералПресс».
И отдохнуть, и покататься
Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что доля индустрии туризма в мировом ВВП достигает почти 10%. Это одна из самых прибыльных отраслей экономики. На нее приходится почти каждое одиннадцатое рабочее место. «В целом ряде населенных пунктов созданы достаточно современные и комфортные условия для туристов. И мы сегодня с утра посмотрели, как Архыз выглядит. Надо признаться, впечатляет, это уже современный курорт – и покататься на лыжах там можно, и просто отдохнуть», – рассказал Медведев. «Для решения этой задачи надо шире применять проектный подход, с четкими сроками, целевыми показателями, чтобы и на федеральном, и на региональном уровне каждый понимал меру своей ответственности, чтобы частным инвесторам были ясны горизонты планирования по бизнесу. Причем концентрировать усилия надо на проектах, которые способны подтянуть и соседние территории. Если говорить про горнолыжный туризм, у нас сейчас три таких проекта: «Архыз, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии и «Ведучи» в Чечне. Причем «Архыз» уже приближается к показателям хорошего, эталонного курорта», – отметил председатель правительства.
По словам гендиректора АО «Курорты Северного Кавказа» Олега Горчева, в настоящий момент АО «КСК» инвестировано в проект ВТРК «Архыз» 8,2 млрд рублей. При этом объем привлеченных усилиями АО «КСК» частных инвестиций, которые резиденты ОЭЗ вложат в строительство мест размещения и досуговых объектов курорта в течение ближайших лет, превышает 9 млрд рублей и не является предельным, так как активная работа по привлечению резидентов ведется АО «КСК» регулярно. Он также сообщил, что курорт «Архыз» оказывает колоссальный мультипликативный эффект на социально-экономический рост в поселке Архыз, ближайшем населенном пункте. «С начала работы курорта туристический поток там вырос с 25 до 70 тысяч туристов. Построено 10 новых гостиниц, около одной тысячи мест размещения, 20 новых пунктов проката, 10 ресторанов и кафе, расширен спектр туристических услуг, возросла посещаемость культурно-исторических объектов в окрестностях Архыза. Появилось порядка 500 новых рабочих мест для жителей поселка Архыз, начала работать Ассоциация предпринимателей сферы туризма, созданная по инициативе местных жителей», – добавил Горчев.
Действующий курорт «Эльбрус» также впечатляет показателями посещаемости. В 2016 году «Эльбрус» посетило порядка 319 тысяч туристов, что на 33,5 % больше показателей 2015 года.
Самое важное для СКФО
«Заседание правительственной комиссии посвящено, безусловно, важной для Северного Кавказа теме (может быть, одной из самых важных) – развитию внутреннего и въездного туризма на территории Северо-Кавказского округа, – сказал Медведев. – Понятно, что для отдыха на Кавказе существует огромное количество возможностей. Но, к сожалению, пока это не общее правило. Перед совещанием мы посмотрели некоторые объекты здесь, в Ессентуках. Они тоже очень разные: какие-то объекты новые, красивые, а какие-то объекты старые, требующие реконструкции, реставрации, а может быть, даже и передачи в другие руки. Очевидно, что с такой сложной инфраструктурой развивать туризм на Северном Кавказе будет затруднительно. Поэтому мы сегодня обсудим, как сделать работу по развитию туристической отрасли в Северо-Кавказском округе более эффективной и как можно скорее добиться ощутимых результатов.
Современный человек вообще уделяет организации своего отдыха особое внимание и готов в это вкладывать серьезные деньги. 10% мирового ВВП – это туризм. Не нефть и не газ, а туризм. Это одна из самых прибыльных отраслей экономики. Дополнительные источники экономического роста, новые рабочие места – это то, что очень нужно регионам Северного Кавказа. Чтобы их получить, на Кавказе в принципе есть все необходимое. Здесь исторические памятники соседствуют с уникальной природой, горы, древние города дают возможность интересно и разнообразно отдохнуть, а если говорить про экологию, минеральные источники – просто поправить здоровье, причем на протяжении всего года», – разрекламировал Кавказ премьер страны.
Медведев считает, что на Северном Кавказе можно развивать три из четырех самых популярных направлений туризма, а именно горный, бальнеологический и культурно-исторический. На них вместе с пляжным отдыхом приходится 80% мирового туристического потока. «В последние годы мы системно занимаемся формированием здесь горнолыжного и медицинского кластеров. Действуют соответствующие ФЦП, разделы государственных программ, созданы институты развития, а именно Корпорация развития Северного Кавказа и «Курорты Северного Кавказа». Определенные результаты есть. В прошлом году все курорты региона посетили почти 1,5 млн туристов. Особенно заметен прогресс в горнолыжном секторе. Надо постараться занять на этом рынке место, которое достойно наших возможностей», – подсчитал премьер.
Серые инструкторы
Тем не менее конкуренция на рынке горнолыжного туризма высока, стандарты сервиса постоянно растут. Региону нельзя отставать по качеству, для этого нужны квалифицированные кадры, которых пока крайне мало, и необходимо наладить их подготовку и аттестацию. «Для меня было неожиданно, что, оказывается, все инструкторы по горным лыжам работают без надлежащего оформления их прав. То есть они, по сути, все находятся вне закона. Надо с этим разобраться обязательно, и по итогам совещания такое поручение должно быть подготовлено. Нужно цивилизовать эту работу, сделать ее современной. Есть еще один вопрос – страхование жизни и здоровья туристов. В горах всякое случается, и, действительно, нужно, чтобы страхование сюда приходило. А пока с этим есть проблемы. Обсудим, как их решить», – удивился серым схемам Дмитрий Медведев.
«Ключевой проект в сфере бальнеологического туризма – медицинский кластер на территории Кавказских Минеральных Вод. Это уникальный курортный регион. Здесь есть определенная инфраструктура, но она не в лучшем состоянии. Точнее, она разная: есть хорошие санатории, есть совсем уже старенькие. Нужно подтянуть эту инфраструктуру как с точки зрения сервиса, так и с точки зрения лечения. Наша цель – сделать Кавказские Минеральные Воды источником развития отрасли медицинского туризма, который в нашей стране сейчас практически отсутствует. В программе этот проект есть, но надо посмотреть, чтобы он был рациональным, чтобы деньги не тратились впустую, чтобы он дал толчок развитию всего этого сегмента. Тем более что медицинский туризм, как известно, один из самых высокодоходных, достаточно вспомнить пример Израиля или Чешской Республики», – сказал очевидное Медведев.
Модель эталонного курорта
Глава Минкавказа Лев Кузнецов напомнил, мол, на сочинском форуме вы, Дмитрий Анатольевич, в своем выступлении на пленарном заседании сказали, что каждому региону нужно определить свои точки роста. «Только что отметили, что для Северного Кавказа одной из таких точек роста является туризм. Потенциал этой отрасли также вы озвучили. Мы сегодня должны подвести итоги по тем приоритетам, которые были обозначены в рамках государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», и принять необходимые управленческие решения, которые позволят дальше этой отрасли в рамках СКФО динамично развиваться», – взял слово глава Минкавказа.
«Мы сделали приоритетными три направления туризма, – начал докладывать Кузнецов. – Это горнолыжный, бальнеологический и культурно-исторический. Горнолыжный туризм известен на Кавказе еще с советских времен. Домбай, Эльбрус всегда были местом притяжения любителей этого вида отдыха и спорта. Для нас критично важен этот туризм еще с точки зрения его социальной роли, потому что, развивая это направление, мы содействуем закреплению людей, которые живут на Кавказе, в местах традиционного проживания, сохраняя их традиционный уклад. При этом стимулируем, что очень важно, развитие малого и среднего бизнеса на круглогодичной основе, через это повышая качество и уровень жизни людей, проживающих в горной местности. При этом создали концепцию управления курортами, которая исключает взаимное конкурирование, формирует единую техническую, управленческую политику. Мы сформулировали для себя модель эталонного курорта, то есть определили, сколько нужно государственных инвестиций, чтобы это позволило курорту быть самодостаточным, создать условия для привлечения частных инвестиций и быть интересным для самого туриста. И такие показатели сегодня характеризуются следующими цифрами: протяженность трасс должна быть не меньше 30 км, количество мест размещения – от двух до шести и не менее четырех подъемников. При таких показателях туристический поток достигает 350 тысяч человек в год, что позволяет, как я уже сказал, курорту выйти на уровень самоокупаемости и дальше уже больше говорить не о государственных инвестициях в инфраструктуру, а именно о частных инвестициях как в инфраструктуру, так и в различные виды деятельности курорта».
Для того чтобы дальше реализовывать проект именно по этим направлениям, по мнению Льва Кузнецова, нужно решить несколько задач. «Чтобы эффективно реализовывать программу строительства курортов, мы вместе с Минэкономразвития осуществили один шаг, когда управление особыми экономическими зонами передали Минкавказу. Но так как единственным государственным источником финансирования является сегодня госпрограмма, мы предлагаем также дать поручение – передать права акционера «КСК» также Минкавказу, что сократит сроки доведения денег до конечного бюджетополучателя», – предложил сложить деньги в одну кучу Кузнецов.
Денег традиционно мало
Оказалось, что изначально в рамках модели эталонного курорта в госпрограмме было определено необходимое финансирование, но в рамках сегодняшних бюджетных ограничений часть этих ресурсов была сокращена. Поэтому денег традиционно не хватает и желателен поиск источников финансирования.
Много вопросов и вокруг бальнеологии. Действительно, каждый из субъектов СКФО обладает своими уникальными природно-лечебными факторами, но жемчужиной являются Кавказские Минеральные Воды. Ставропольский край – регион, который не находится в группе высокодоходных территорий. И без серьезных финансовых вливаний план по большинству мероприятий останется только на бумаге.
Дугой важный вопрос – эффективное управление государственной собственностью. На территории Кавказских Минеральных Вод, в каждом из городов, ее очень много, часть сегодня используется эффективно, но большинство объектов находятся в очень плохом состоянии и не являются инвестиционно привлекательными. В рамках президиума Госсовета дано поручение Росимуществу провести полную инвентаризацию. Поэтому Минкавказ просил дать поручение Минэку, Росимуществу подготовить до конца года предложения по эффективному управлению госсобственностью на территории Кавказских Минеральных Вод.
Медицинское импортозамещение
Не обошлось и без статистики: в рамках медицинского туризма сегодня у нас более миллиона человек выезжают из страны, и только на медицинскую помощь, по оценкам экспертов, ежегодно тратится более миллиарда долларов. «Поэтому мы считаем, что медицинский туризм – это тоже одна из программ импортозамещения, которая в конечном итоге позволяет нашим гражданам по доступным ценам получить высокотехнологичную медицинскую помощь. Мы понимаем, что большого ума не надо, чтобы купить дорогостоящее оборудование, построить современное здание, но очень важно иметь высококлассных специалистов. Поэтому для нас очень важно, чтобы было дано поручение вместе с Минздравом проработать механизмы, которые на первом этапе становления этого проекта позволят нам привлечь лучшие российские и зарубежные кадры, которые и работали бы в системе образования, и оказывали необходимую медицинскую помощь», – объяснил необходимость медкластера Кузнецов, на что Медведев предупредил, «вы там повнимательнее, там деньги огромные на эту проектно-сметную документацию заложены». «Нужно деньги внимательно тратить, потому что 1,6 млрд на проектно-сметную документацию – это непозволительная роскошь. Проверьте, что там происходит с этим», – предложил считать каждую копейку премьер-министр.
Глава Ставрополья Владимир Владимиров поддержал все предложения, но сказал о больном. «Начну с частного, небольшого вопроса. Он очень резонансный и для всех отдыхающих, и для жителей Ставропольского края. У нас на территории Кавказских Минеральных Вод расположено 17 открытых бюветов. Вода к ним подается из минералопроводов или нарзанопроводов. Владельцем воды фактически является корпорация «Кавминкурортресурсы», состоящая на 49% из профсоюзной организации и на 51% из государственного имущества. Постоянно ажиотаж возникает в части попытки введения платы за открытую воду. Фактически человек идет мимо с кружкой, заходит в нарзанную галерею так называемую, налил воды, выпил – на всех мировых курортах это принятая история», – пожаловался губернатор.
«А кто у нас додумался за это деньги брать?», – поинтересовался Медведев. «Качают все время. Бизнесмены, которые пытаются на этой воде зарабатывать. Это все вызывает страшное отторжение и у меня лично, потому что всю жизнь я пил воду бесплатно», – вздохнул Владимиров.
«Тогда, раз об этом говорит губернатор, давайте прямо это черным по белому и зафиксируем, что таких решений нет и быть не должно. Вся вода должна быть бесплатной в бюветах, естественно. То, что в бутылках продается в магазинах, это уже другая история», – постановил премьер.
Сквозь хребет к морю
Вторым вопросом Владимирова стал многострадальный проект автомобильной дороги через Кавказский Хребет «Кисловодск – Сочи». Стоит отметить, что трассу пытаются построить уже полвека, но то денег не хватает, то инициативы, а зачастую – всего вместе. «Пожалуйста, поручите Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии и Минтрансу совместную проработку этого проекта. Это будет коммерческий проект. Мы понимаем, что без частных инвестиций здесь не обойтись. Мы понимаем, что эта дорога должна быть платная. Но нам нужно совместными усилиями соединяться, и Кавминводам – с побережьем через возможность покататься на лыжах. Это первый многопрофильный, с большим количеством опций для отдыха курорт. Это будет первый мировой курорт такого уровня, где можно с нарзанной ванны выехать на лыжах и очутиться в море. Это будет отличная, мне кажется, идея», – убеждал в необходимости трассы Владимиров.
Медведев моментально оценил идею, добавив, что проект-то не из дешевых. «Но, с другой стороны, если удастся задействовать механизм государственно-частного партнерства, имея в виду и возможную концессию на эту дорогу, ее, по всей вероятности, платный характер, тогда, наверное, эту идею можно было бы реализовать. Поэтому такое поручение я дам Минтрансу, Минкавказу и регионам – проработать и доложить предложения», – пообещал Медведев.
Владимиров задал третий вопрос, который касался идеи построить на Кавмингруппе игорную зону. Но Медведев был непреклонен. «У нас прямо в законе установлены те места, где можно организовывать игорные зоны. Насколько я понимаю, Кавказских Минеральных Вод там нет. Нам бы с Сочи разобраться сейчас, как это все работать будет. Давайте дорогу лучше строить, а не казино открывать».
Полная инвентаризация
«Если дорогу построим, нам казино уже не надо, мы будем ездить в казино, – ответил Владимиров, у которого была масса вопросов и предложений. – Предлагаю провести на территории Кавказских Минеральных Вод заседание саммита БРИКС (организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. – примечание «ФедералПресс») в 2020 году. Мы подготовимся хорошо. Это будет хорошим толчком после 2018 года. У нас пять сборных здесь живет». Но оказалось, что такие вопросы решаются исключительно на уровне президентов.
«По поводу вообще имущества, всего того, что здесь есть. Надо провести полную ревизию, полную оценку того, чем мы располагаем, в каком это состоянии находится, причем это касается и государственного имущества, и негосударственного имущества. Мы с вами ездили по Ессентукам – действительно, стоят хорошие дома, исторические дома, но они не используются, они приходят в негодность, они ветшают и разрушаются. Собственники должны понимать, что это их ответственность», – предложил Медведев.
Глава Ингушетии Юнус Бек Евкуров напомнил, что в СКФО есть не только Ставропольский край. «Когда разрабатывалась концепция развития курортов Северного Кавказа, мы говорили обо всех регионах. Да, мы остались в особой экономической зоне, и за это спасибо, но все-таки, мне кажется, не надо обходить стороной регион. Если мы говорим о курортах Северного Кавказа, давайте тогда всему Кавказу каким-то образом оказывать помощь. Мы в Ингушетии буквально за последние три-четыре года горнолыжную трассу построили: инвестора привлекли, развили инфраструктуру. Он вложил порядка 600 млн рублей, и мы до сих пор не знаем, как с ним за это рассчитаться. Причем изначально концепция была такая: вы развивайте инфраструктуру. У нас идет хороший проект по Корпорации развития Северного Кавказа. Там, например, деньги выделяются, их поровну распределяют между субъектами, и субъекты их осваивают. Я не говорю о том, чтобы Ингушетия получила такие же средства, как Архыз или Приэльбрусье, где уже есть опыт, так сказать, советского образца, но хоть частично надо все-таки поддерживать регион. Если мы говорим о медкластере Кавминвод, то в регионах, например в Ингушетии, можно реабилитационный центр в рамках этого медкластера создать. У нас и серная вода есть, и грязи есть, и бальнеологические курортные места, и другие направления. Это связало бы регионы, это было бы хорошим проектом», – предложил Евкуров.
Глава Кабардино-Балкарии пожаловался премьеру, что у них старый аэропорт, и попросил взлетно-посадочную полосу, пусть не новую, но хотя бы сделать реконструкцию. Руководитель Северной Осетии в свою очередь напомнил, что в республике есть все условия для создания крупного туристско-рекреационного кластера благодаря многообразию имеющихся запасов минеральных вод.
«Помимо этого хотел бы обратить ваше внимание, мы писали письмо на Ваше имя, чтобы сняли ограничение. Республика является зоной регламентированного посещения для иностранных граждан, что затрудняет также посещение иностранных туристов нашей республики. Если есть возможность, обратить на это внимание и ограничение, насколько это возможно, снять», – добавил Битаров.
Также стало известно, что сейчас реализуется программа лояльности «Русское гостеприимство» для иностранцев. В эту программу лояльности входят проекты «Чайна френдли», «Индия френдли», «Халяль френдли». «Надо еще, чтобы «френдли» было в отношении собственных граждан. А то очень часто получается несколько иначе. Так что вы прежде всего на это обратите внимание, чтобы «френдли» было for Russia», – напомнил о россиянах премьер.