Накануне празднования годовщины воссоединения России и Крыма глава республики Сергей Аксенов оказался в центре нового медийного переполоха. СМИ заподозрили его в экстремизме, выраженном в призывах к смене политического устройства в стране. Вообще, политическая карьера Аксенова последние три года насыщена громкими скандалами, в которые он попадает прямо или косвенно. Однако до сих пор ему удавалось сохранить свой статус-кво в регионе. Чем закончится для главы Крыма его вольнодумие и уверенность в непоколебимости позиций – в материале «ФедералПресс».
«Для Аксенова Путин – действительно царь»
Очередное громкое заявление главы Крыма Сергея Аксенова, всполошившее СМИ и общественность, было сделано им в эфире телеканала «Первый Крымский». В интервью политологу Сергею Михееву Аксенов заявил о необходимости возвращения России к монархическому строю. «Пока есть внешний враг и необходима концентрация, на мой взгляд, необходимо единоначалие. Сегодня у президента должно быть больше прав, вплоть до, извините, диктатуры», – пояснил свою позицию политик.
Слова Сергея Аксенова в СМИ были интерпретированы как попытка сменить форму правления в стране (в уголовном законодательстве это квалифицируется как призыв к экстремизму) – вернуть монархию. Между тем, спикер Госдумы Вячеслав Володин и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не усмотрели в заявлении политика ничего криминального.
Как и сам политолог Сергей Михеев. «Я даже представить себе не могу, как высказывание «монархия лучше демократии» может тянуть на экстремизм, – заявил он в разговоре с журналистом «ФедералПресс». – В каком уголовном кодексе можно найти такую статью? Это внимание притянуто за уши».
По мнению руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислава Туровского, «в значительной степени публичные выступления и Аксенова, и [депутата Госдумы Натальи] Поклонской, и других крымских политиков на российской федеральной публичной сцене не вполне продуманны». «Такое ощущение, что ведущие крымские политики не смогли найти собственную повестку, а пытаясь ее создать, делают это неумело и тем самым только привлекают к себе ненужное, лишнее внимание, в то время как актуальные вопросы социально-экономической крымской повестки, которые следовало бы обсуждать, уходят на второй план. Крымчане пытаются выступать некими идеологами российской государственности и делают это в ультраконсервативном ключе», – отметил эксперт.
Создатель энциклопедии компромата Михаил Синельников-Оришак, в свою очередь, считает, что «к высказыванию Аксенова следует относиться как к выражению частного мнения человека». «В данном случае монархия как метафора, – полагает эксперт. – Если же он имел в виду, что России нужна монархия в прямом смысле этого слова, то это то же самое, что России нужен феодализм, и давайте создадим опять империю. С другой стороны, каждый из нас имеет право на собственную точку зрения. Но не каждый занимает высокий государственный пост. Это во дворе с мужиками ты можешь говорить все, что угодно, а когда произносишь на публику, ты должен сотни раз подумать, как твое слово отзовется».
Как отметил директор Центра развития региональной политики, один из авторов Кремлевского рейтинга Илья Гращенков, аксеновские «заявления про монархию – это тот самый подход, пусть грубый, что даже Пескова он заставляет поморщиться, но тем не менее сигнал очень четкий». «Аксенов говорит: «Я полностью ваш», но при этом просит дать ему свободу действий в границах его княжества. Для кремлевской администрации это превращается в принцип «вассал моего вассала – не мой вассал», поэтому неуправляемость и конфликтность продолжают нарастать», – пояснил политолог.
Илья Гращенков не видит притворства в словах Сергея Аксенова: ведь решение о вхождении Крыма в Россию принято исключительно президентом Путиным, а это значит, что «для него (Аксенова – ред.) Путин – царь, который всегда будет его руководителем».
Скандальный Аксенов
За три года, что Крым входит в состав России, Сергей Аксенов не раз был втянут в скандалы. Так, на сайте «Эха Москвы» блогер Александр Горный рассказал о прошлогоднем «шоу» с вручением ключей от новых квартир переселенцам из ветхого и аварийного жилья, в котором, кроме Аксенова, принял участие и глава Минстроя Михаил Мень. По словам Горного, «дом был построен незаконно, без всяких разрешений». «Более того, вручили не ключи, а брелоки, так как квартиры в этом доме принадлежат дольщикам, которых уже какой год обманывает тот самый [предприниматель] Лукичев. Эта стройка была легализована за неделю до шоу с Аксеновым и Менем некоторыми товарищами за счет ФЦП, да-да, денег из российского бюджета», – утверждает блогер.
Обман был вскрыт, разгорелся скандал, а люди так и не справили в итоге новоселье. Сергей Аксенов пообещал «выгнать того жулика со строительного рынка Крыма». Блогер также отметил, что, по неофициальным данным, бизнесмен Сергей Лукичев якобы находится под прикрытием сотрудников местной ФСБ. Силовики начали разбирательства по этой истории, и в феврале текущего года по подозрению в получении взятки в размере 27 млн рублей был задержан бывший вице-премьер республики Олег Казурин. Информацию на него правоохранителям передал лично Аксенов.
С силовиками лично у Сергея Аксенова скандал имел место в 2015 году. Он был спровоцирован рядом задержаний высокопоставленных крымских чиновников. Открыто против людей в погонах глава республики выступил после ареста по подозрению в пособничестве в хищении госсредств министра промышленной политики Андрея Скрынника. Впрочем, очень скоро Скрынник вернулся на рабочее место. А вот в адрес силовиков Аксенов позволил себе довольно резкие выражения. «У нас появились деятели: приехали с материка и рассказывают, что крымчане все бестолковые, идиоты, а появились герои определенные, которые что-то хотят поменять, при этом выплескивая позицию в публичную плоскость – этого не будет, я вам гарантирую», – успокоил он тогда подчиненных и следом создал специальную комиссию по проверке каждого уголовного дела в отношении чиновников. Правда, правомерность наделения такими полномочиями этого сомнительного органа сразу вызвала множество вопросов, и тогда поговаривали, что разбираться с Аксеновым и мирить его с силовиками на полуостров негласно приезжал лично премьер Дмитрий Медведев.
И все же скандал получил продолжение. В декабре 2015 года глава Крыма публично, в рамках круглого стола «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций» обвинил правительство Дмитрия Медведева в недофинансировании полуострова. Этот выпад Аксенова эксперты назвали ва-банком: якобы на тот момент до главы Крыма дошла информация о сборе сотрудниками ФСБ (которые фактически проиграли первый раунд) компромата на него. Чтобы упредить чекистов, Аксенов обрушился на правительство, заранее просчитав, что публичный скандал спасет его от отставки, ведь президент Владимир Путин до этого не раз демонстрировал отстраненность своих кадровых решений от общественного и силового давления.
Коррупционные скандалы в Крыму возникают один за другим, и в каждый из них волей-неволей Сергей Аксенов оказывается втянут – слишком тесной считается его связь с местной элитой, бизнес-сообществом и якобы даже криминалитетом.
В конце прошлого года в Крыму разгорелся еще один, на этот раз дорожный скандал. История даже получила свое название – «Танцор». В центре ее оказался 27-летний руководитель Службы автодорог Крыма Игорь Кравченко, ранее известный как танцор. Молодого чиновника сгубила страсть к роскоши и комфорту: показательное фото в соцсети выложила подруга Кравченко. И это при том, что состояние крымских дорог оставляет желать лучшего. Во всем местные наблюдатели винят руководство полуострова, которое старается отдать подряды «карманным компаниям». Причем не только в сфере дорожного строительства, но и строительства жилищного и коммерческого.
Большую огласку получила история больницы имени Семашко, главный бухгалтер которой в течение минимум восьми месяцев назначал себе зарплату в 500 тысяч рублей, а представителям администрации – от 350 до 800 тысяч в месяц. Бывший глава Верховного совета Крыма Леонид Грач заявил СМИ, что «это результат аксеновщины, в худшем смысле этого слова, которая продолжается в здравоохранении вообще и особенно в больнице Семашко», в развале которых «принимал участие бывший министр здравоохранения Крыма и первый зампредседателя Верховного совета Крыма Сергей Донич, который находится в хороших отношениях с Аксеновым».
«Крымский Кадыров»
За нередко проявляемое вольнодумие и чрезмерную уверенность в своей безнаказанности Сергея Аксенова в некоторых СМИ даже назвали «крымским Кадыровым» – Кремль готов прощать ему многое, если не все. А потому, по мнению политологов, вряд ли ему может угрожать отставка в ближайшее время. Независимый политолог Сергей Михеев полагает, что позиции Аксенова в Крыму «очень прочны, и ничего как минимум до следующих выборов с ним не случится». «А все остальное – это вбросы», – заявил эксперт.
Аналогичной позиции придерживается и Михаил Синельников-Оришак, по словам которого, «каких-либо промахов, явного негатива и критических ошибок за Аксеновым не замечено, так что цепляться там особо не за что». В то же время, «насколько прочны позиции Аксенова, не знает никто», – признал эксперт.
Вероятную устойчивость позиций крымского главы политолог Ростислав Туровский обосновывает тем, что «для федерального центра Сергей Аксенов, безусловно, остается основным контрагентом в Крыму, и альтернативных пока нет». «Нет по той причине, что сам Кремль опасается создавать условия для политической конкуренции в Крыму, которая может теоретически иметь негативные последствия для интеграции региона в состав России. Поэтому, политика здесь похожа на ту, которая проводится в отношении республик Северного Кавказа. То есть делается ставка на одну персону, которая делает почти все в обмен на абсолютную лояльность и время от времени создает ненужный негативный информационный фон, но это прощается», – отметил эксперт.
По мнению Туровского, несмотря на все возникающие трения, «создавать баланс Аксенову и искусственно взращивать его конкурентов, федеральный центр не торопится». Эксперт при этом отрицает вероятность повторения севастопольского сценария, когда в отставку, но с повышением до должности полпреда президента, был отправлен губернатор Сергей Меняйло. Ростислав Туровский считает, что ситуация в двух крымских регионах разная: «В Севастополе ставка была сделана на внешнее управление». «Был призван «варяг», хоть и с опытом работы на Черноморском флоте, но все же он воспринимался как чужой. И в случае с Крымом вводить внешнее управление было бы гораздо сложнее, поскольку регион гораздо больше Севастополя и потенциально более конфликтен. Поэтому федеральное правительство делает ставку на местную элиту, старается всеми силами избегать напряженности», – поясняет Туровский.
Политолог Илья Гращенков считает, что «Сергей Аксенов, конечно же, не рядовой губернатор». Для Кремля он – «проблема, которую пока тяжело решить», и где бы и в какой бы должности Аксенов ни оказался, он в любом случае будет иметь серьезное влияние на ситуацию в Крыму. «Действительно, в каком-то роде его можно сравнить с Рамзаном Кадыровым: оба политика правят с опорой на собственные силы. У Аксенова нет аналога чеченской «пехоты Путина», зато есть серьезное влияние на все процессы, происходящие в Крыму, в том числе и неформальные. А сегодня, в переходный период, эти самые неформальные элементы решают многое, возможно больше, чем официальная власть», – отметил эксперт.
По словам Гращенкова, и конфликт Аксенова с Москвой «разгорается по тому же принципу, что в свое время с Чечней». «У силовиков и Администрации президента есть свои устоявшиеся подходы к работе с губернаторами, под которые Крым не очень-то попадает. Москва и Крым работают разбалансированно, не попадают в такт друг друга, а значит, Аксенов вынужден играть сразу на высокой ставке – лично на доверии Путина. В конце концов, кто будет губернатором в Республике, зависит только от президента».