Пермь переживает беспрецедентное обострение проблем вокруг бродячих животных. Последние события наглядно показали всю остроту конфликтов, которые формировались годами. Дать ситуации объективную оценку мешает стойкое недоверие между городскими властями и различными группами зоозащитников. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В начале марта было совершено нападение на сотрудницу одного пермского СМИ. Две девушки закидали автора расследования «Дела приютские» кусками льда. Жертву подкараулили возле дома. Нападение сопровождалось криками «Живодерка! Лучше ты сдохнешь! Тебя надо убить!» Пострадавшей удалось укрыться в подъезде, а нападение она связывает со своими публикациями о зоозащитниках и приютах для бездомных животных. Расследованием нападения сейчас занимается полиция.
«Я много раз писала, что есть большая разница между волонтерами и так называемыми зоозащитниками. После публикации очередного текста мне стали поступать угрозы в соцсетях. Я их всерьез не воспринимала», – пояснила «ФедералПресс» сотрудница СМИ.
Тогда звучали голоса, что история с нападением – выдумка, призванная дискредитировать зоозащитников. Сегодня аналогичные обвинения в попытках дискредитации одной из сторон звучат по поводу новости об изнасиловании собак в муниципальном приюте. Оттуда в пермскую ветеринарную клинику доставили трех щенков с тяжелыми травмами, из-за которых они позднее умерли. Ветеринары, исходя из характера повреждений животных, предположили, что они могли быть жестоко избиты и изнасилованы, пишет 59.ru. Полиция начала проверку, а волонтеры решили отправить погибших животных на экспертизу в Екатеринбург, объяснив это опасениями за объективность подобного расследования в Перми.
В пресс-службе администрации Перми сообщили, что к главе города Дмитрию Самойлову обратилась группа зоозащитников по факту жестокого обращения с животными в муниципальном приюте. Служебная проверка по этому поводу проводилась директором приюта. Глава города распорядился отстранить его от проведения проверки и поручил провести ее начальнику управления по экологии Ильдусу Хайдарову при содействии контрольно-аналитического департамента администрации города. Кроме того, Дмитрий Самойлов обратился к руководству отдела полиции № 4 Мотовилихинского района с просьбой подключиться к расследованию. «Его результаты станут известны в ближайшие дни», – подчеркнули в мэрии.
Директор муниципального приюта Дмитрий Киселев сообщил «ФедералПресс», что камеры видеонаблюдения захватывают вольер, в котором получили травмы щенки. «Записи будут переданы полиции, – заверил господин Киселев, – Думаю, что пока не стоит спешить с выводами. В конфликтах вокруг безнадзорных животных тесно переплелись финансовые интересы и бескорыстная любовь к братьям меньшим, искренние убеждения и фанатизм. Многие стороны заняли радикальные позиции от догхантеров до тех, кто во всех покусах людей собаками винят самих людей. Поэтому сейчас, когда ситуация обострена до предела, любую информацию необходимо тщательно проверять, чем мы сейчас и занимаемся», – пояснил господин Киселев.
Положение дел с безнадзорными животными три дня назад рассматривали отдельным вопросом на заседании пермской гордумы. Депутаты, далекие от привычного дискурса зоозащитников, в выражениях не стеснялись.
«Мы ремонтируем приюты, выделяем деньги на отлов собак, их вакцинацию, стерилизацию, лечение, питание. С каждым годом расходы растут, но проблема не решается. На депутатские приемы постоянно приходят заявители с жалобами на безнадзорных животных. Я не хочу выглядеть человеком, который не любит животных, но людей я люблю больше. Я уже запрещаю жене с маленьким ребенком гулять на улице – там небезопасно. Мы видим, что деньги осваиваются, но ареал бродячих собак расширяется. У нас уже город не для людей, а для собак! Мы чего ждем? Введения ЧС в Перми?!» – высказался Арсен Болквадзе.
«Люди боятся ходить по улицам, это действительно так», – подтвердил Сергей Захаров.
«Все собаки не стоят одного покусанного ребенка! 1400 покусов за год – это колоссальная проблема, которую надо решать!» – поддержал коллег Василий Кузнецов.
По словам замглавы администрации Перми Андрея Ярославцева, в 2016 году на отлов и содержание безнадзорных животных в краевой столице было потрачено 18 млн рублей. В 2017 году на эти цели будет выделено из бюджетов различного уровня 29,9 млн. Эти средства пойдут на ремонт и содержание муниципального приюта и зарплаты его сотрудникам, отлов безнадзорных животных, их стерилизацию, лечение, приобретение кормов. Чиновник сообщил, что с мая по декабрь 2016 года было выловлено 1292 собаки. В первом квартале текущего года выловлено 432 собаки (21 % от годового плана). Что касается количества покусов, то оно линейно снижалось с 1723 в 2009 году до 1143 в 2014 году. Однако затем последовал новый всплеск и стабилизация на уровне 1400 покусов в год.
«Рост числа покусов вызван безвременьем: тогда полномочия по работе с безнадзорными животными передавались сначала с муниципального уровня на краевой, а потом обратно с краевого на муниципальный, – считает пермская зоозащитница Диляра Харитонова, – Кроме того, сказалось свертывание пилотного проекта по отлову собак, их стерилизации и возвращению в прежнюю среду обитания. К началу 2015 года, после двух с половиной месяцев его реализации, уже был заметен положительный эффект, которого не наблюдалось при безвозвратном отлове животных. Безвозвратный отлов бесполезен, пока у животных есть кормовая база в открытых мусорных баках».
«Да, собаки есть там, где есть источник корма – свалки, продуктовые магазины, точки общепита, там, где горожане сами подкармливают животных», – подтвердил господин Ярославцев.
Еще одним поводом для эскалации конфликтов служит взаимное недоверие зоозащитников и властей. Для многих зоозащитников не требует доказательств утверждение, что муниципальный приют служит для осваивания бюджетных средств. Так, госпожа Харитонова уверена, что отчеты о работе приюта недостоверны, что для МКУ «Пермская городская служба регулирования численности безнадзорных собак и кошек», на балансе которых содержатся два приюта, истерия вокруг безнадзорных животных нужна для выбивания нового финансирования. Аналогично, представители городских структур в разговорах «не для печати» объясняются действия зоозащитников желанием перехватить финансовые потоки, для чего они и разжигают истерию вокруг бродячих собак и «варварских методов работы» муниципального приюта.
«До апреля 2009 года эта тема была неактуальна. Тогда был заключен договор на потраву животных. Такое бесчеловечное отношение к животным остается неизменным, что и вызывает неприятие. Зоозащитники привлекли внимание к теме, во многом под их давлением бюджет приюта вырос с 2 млн до 24 млн в 2012 году. Это позволяет решать проблему более гуманными способами», – уточнила госпожа Харитонова. Зам. начальника управления по экологии и природопользовнию Лев Третьяков в свою очередь заявил, что такого договора никогда не было и быть не могло в силу его незаконности.
«Последние скандальные истории недопустимы, – уверен депутат пермской гордумы Илья Лисняк, который в думе курирует вопросы безнадзорных животных, – Зоозащитники действительно неоднородны. У разных групп различные взгляды на то, как должна быть организована система отлова и содержания безнадзорных животных. Мы вместе с ними обсуждали этот момент при подготовке краевого закона об ответственном отношении к животным, который должен отрегулировать содержание как безнадзорных, так и домашних животных».
Фото: nn.by