Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

Иркутские дальнобойщики не хотят платить трижды

Иркутские дальнобойщики разбили забастовочный лагерь
Водители разбили забастовочный лагерь

Накануне по всей России стартовала акция протеста водителей большегрузных машин. Иркутские дальнобойщики тоже присоединились к стачке, планируя сделать забастовку бессрочной. Протестующие надеются, что акция привлечет внимание властей и заставит их пересмотреть систему тройных платежей для автовладельцев – транспортный налог, платежи системы «Платон» и акцизы на топливо. Экономисты замечают, что к недовольству водителей стоит прислушаться. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Мы столько не зарабатываем»

Водители большегрузов уже неделю стоят лагерем из нескольких десятков фур у въезда в Иркутск. На стачку их заставило выйти серьезное повышение платежей системы «Платон». Владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, согласно ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах», обязаны компенсировать вред, причиненный дорогам, платежами в систему. Ранее власти РФ планировали увеличить тариф вдвое, но позже было объявлено, что с 15 апреля 2017 года платеж вырастет на четверть.

«Это все равно очень много. Я уже подсчитал: с моим рефом (автомобиль-рефрижератор – фура с холодильной установкой, – прим. ред.) в месяц «Платон» будет съедать у меня 40 тысяч рублей, за год получается 480 [тысяч], почти полмиллиона. Ничего себе прибавка, да? – рассуждает в беседе с РИА ФедералПресс активист иркутского объединения перевозчиков Сергей Хмелев. – Да была бы она одна! Мы же платим еще региональный налог на транспорт. У меня он выходит полсотни тысяч. И третий платеж – акциз на топливо. Если за год у меня уходит под сотню тонн литров бензина, получается только на топливе я плачу государству около миллиона рублей. А сейчас будет все полтора миллиона. С одного дальнобойщика!»

Интересно, что местные экономисты с недовольством протестующих согласны. Некоторые из них уверены, что резкое повышение платежа в «Платон» коснется не только самих автовладельцев.

«Они правильно возмущаются. Когда вводили акциз на бензин и дизтопливо, было объявлено, что будет отменен транспортный налог на мощность двигателя. А на деле ввели акциз, и никто не отменил транспортный налог, – поясняет в беседе с РИА «ФедералПресс» доктор экономических наук, профессор Виктор Самаруха. – И второе – повышение на 25 %! В бюджете сегодня заложена инфляция в 4–5 %. Ну тогда и платежи в «Платон» повысить надо было максимум на 5 %. Что же сразу 25-то процентов дерете?! Это же нарушит сразу экономические отношения, и инфляция уйдет за назначенные в законе о бюджете параметры. Поэтому я и солидарен с протестующими. Повышать надо, но в строгом соответствии с установленной инфляцией. Если бы так и сделали, думаю, никто бы из людей не возмущался, и водители не пошли бы протестовать на улицы».

Тем не менее иркутские водители, ставшие забастовочным лагерем у въезда в город, признаются, что недовольны самим фактом тройного платежа.

«Вот вы согласны пойти в магазин за хлебом и три раза за него заплатить?! Сначала – на входе, потому что вы же будете ходить по магазину, шаркать обувью по полу, пачкать стены. Потом идете с хлебом на кассу и там опять платите. И уже на выходе – третий раз. Вот у нас [водителей большегрузов] именно такая ситуация сейчас. Согласитесь, ненормально, – делится в беседе с «ФедералПресс» дальнобойщик из Иркутска Евгений И. – Поэтому и вышли на стачку. Мы не перегородили дорогу, никому не мешаем. Сейчас нам будет просто невыгодно работать. И нам надо, чтобы нас услышали власти и убрали хотя бы один из этих платежей – в систему «Платон». Да, пока сделали налог возвратным. Но что это значит на деле? Ты сначала заплати, а потом по итогам года, тебе вернут транспортный налог, который раз в 10 меньше платежа в «Платон»! И еще не факт что вернут: у нас же такое государство, за год многое может измениться. Могут и возврат отменить».

Не хватает прозрачности

Второй момент, вызывающий недовольство дальнобойщиков, – непрозрачное движение уплаченных денег.

«У меня вопрос – где хорошие дороги за такие немалые деньги? Ездить же невозможно! При этом за год только по акцизам на топливо я плачу почти миллион рублей. Один, а если всех посчитать? Запредельная сумма! А дорог как не было, так и нет», – замечает Хмелев.

Дальнобойщики уверены, что «по дороге» большая часть их платежей разворовывается. Опрошенные «ФедералПресс» экономисты согласны с тем, что движение денег, к примеру, в дорожных фондах страны не так прозрачно, как хотелось бы.

«Есть такой момент. Акцизы на топливо идут в дорожный фонд федеральный, транспортный – в бюджет субъекта. Беда в том, что у нас нет отдельных дорожных фондов, они консолидируются в бюджете. И нет бюджетной классификации отдельной по дорожным фондам. Поэтому там масса злоупотреблений, хищений. Лет шесть назад, если помните, были осуждены люди как раз за присвоение финансовых ресурсов из дорожного фонда Иркутской области. И вот недавно опять – уголовное дело. И по всей стране так, – сетует экономист Самаруха. – В бюджетной системе нашей страны учитывается на основе бюджетной классификации отдельно федеральный бюджет, бюджет субъектов федерации, местные, а также пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Дорожный же фонд, хоть и является внебюджетным фондом, это отдельные целевые деньги. Его почему-то никто не хочет отдельно классифицировать, чтобы были учеты, а средствам присвоили шифры определенные, чтобы можно было отследить их движение. Также чтобы планирование шло трехлетнее по фонду. Это тем более актуально, если вспомнить, в каком плачевном состоянии у нас дороги. В итоге это не особенно прозрачное управление финансовыми ресурсами и приводит к их хищению. А там не такие уж маленькие ресурсы аккумулируются».

*   *   *

Аналитики хоть и понимают причины стачки дальнобойщиков, признаются, что подобный режим решения проблемы не поддерживают. По их словам, забастовка и неизбежные из-за нее перебои с товаром накажут в первую очередь обычных жителей.

Тем не менее, по оценкам Хмелева, в регионе на забастовку вышли уже порядка 80 % водителей большегрузов. И все они нацелены на бессрочную акцию, до тех пор, пока власть не выйдет с ними на конструктивный диалог. Так, забайкальские дальнобойщики заявили, что продолжат стачку до тех пор, пока в магазинах по соседству продукты не закончатся.
«Некоторые водители не могут выйти на стачку из-за того, что у них государственные контракты. Это понятно. Но есть и те, кто просто не слышал о нашей акции», – замечает лидер иркутского движения Хмелев. Ряд иркутских СМИ также сообщает, что протест проходит в условиях информационной блокады.

Сюжет по этой теме
27 марта 2017, 11:40

Бунт дальнобойщиков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.