Три года, что Крым входит в состав России, в него усиленно вливают миллиарды рублей, при этом полуостров все равно выглядит «бедным родственником» даже на фоне самых депрессивных регионов. По уровню дотационности бюджет Крыма соревнуется лишь с республиками Северного Кавказа, при этом средняя зарплата здесь на треть ниже, чем в среднем по России, а цены значительно выше, чем в соседнем Краснодарском крае. Почему глава Сергей Аксенов «сохранил мир», но не поднял экономику – разбирался «ФедералПресс».
«Таврида» дорожает, а чиновники срывают сроки
Крым, будучи дотационным регионом в Украине, пока так и не смог изменить свой пессимистичный экономический статус в РФ. Более того, уровень дотационности региона вырос примерно в два раза: если при Украине Крым получал из столицы около 50 % бюджета, то теперь этот показатель застыл в районе 70 %. В 2017 году Крым получит из федерального бюджета 37,15 млрд рублей, что выводит регион в пятерку самых крупных получателей дотаций в стране.
Решением правительства РФ вырос и объем средств, выделяемых для Крыма по программе ФЦП, на 8,7 % – до 769,5 млрд рублей. При чем, это случилось на фоне сокращение финансирования программ других субъектов РФ, в том числе Дальнего Востока и Северного Кавказа (так, согласно последним корректировкам госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» от 30 марта этого года, общий объем финансирования в 2017 году составит 17,86 млрд рублей, в 2018 году – 20,91 млрд рублей, в 2019 году – 20,53 млрд рублей. А программа развития Северного Кавказа после последних правок от 31 марта выглядит следующим образом: в этом году финансирование запланировано на уровне 13,9 млрд рублей, на 2018 год – 14,1 млрд рублей, на 2019 год – 13,7 млрд рублей).
Выделяемую колоссальную сумму Крым должен успеть освоить до 2020 года, построив более 600 объектов и модернизировав транспортную, инженерную и социальную инфраструктуры. В 2016 году Крым в план не уложился: не израсходовав около 3 млрд рублей.
Одним из ключевых и самых затратных объектов в ФЦП является федеральная автотрасса «Таврида». Ее бюджет недавно увеличили с 85 до 150 млрд рублей. Начало строительства дороги власти анонсировали еще на январь 2016 года. Последней датой старта проекта глава Крыма Сергей Аксенов назначил март 2017 года, но работы вновь не начались. Согласно проекту, трасса «Таврида» должна быть полностью построена к концу 2020 года, а четыре из шести ее участков уже к концу 2018 года. И если в ближайшее время регион не начнет строительство, проект окажется под угрозой срыва. Госсовет Крыма принял странное решение – начать строительство до окончательного решения госэкспертизы, обосновав инициативу тем, что прохождение госэкспертизы – процесс весьма длительный и сроки реализации проекта затянутся в очередной раз на неизвестный период.
«Предлагается определить, что производство подготовительных работ по строительству и реконструкции объектов федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года, указанных в статье № 1 настоящего закона, может осуществляться со дня предоставления проектной документации на объекты инфраструктуры на государственную экспертизу, что позволит оптимизировать сроки строительства и ввода их в эксплуатацию», – заявил о законности такого решения министр транспорта Крыма Анатолий Волков. Интересно еще и то, что объект в этом законе упорно называет не трасса «Таврида», а «Автомобильная дорога Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – граница Бахчисарайского района и Севастополя». Наблюдатели отмечают, что видимо для того, чтобы в случае отклонения от установленных параметров дороги претензии предъявить было некому.
Политолог Михаил Мирзоян в комментарии «ФедералПресс» отмечает, что с возвратом Крыма была надежда, что на отдельно взятой территории создадут некий образец управленческой структуры на основе современных подходов с привлечением инициативных (в хорошем смысле слова) и думающих специалистов. «Но возвышения над ситуацией не произошло, – комментирует «ФедералПресс» Мирзоян. – Бюрократия во всех ее негативных проявлениях как всегда победила».
Строящийся участок дороги от трассы М-25 до Керченского пролива и будущей трассы «Таврида». Фото РИА Новости, Виталий Тимкив
Национализация за счет федерального бюджета
Эксперты говорят, что системные ошибки правительства Крыма в экономике начались еще три года назад, когда был дан старт скандальному проекту национализации ряда предприятий. Юристы неоднократно отмечали, что отчуждение собственности компаний происходило в нарушение Конституции РФ: предприятия либо выкупали в принудительном порядке, либо просто изымали без каких-либо выплат. При этом происходило это все без принятия федерального закона (обязательного в этом случае согласно юридическим нормам), исключительно на основании постановления Совета министров Крыма № 2085-6/14, а списки национализированных предприятий на первых этапах даже не согласовывались с Москвой. «Случаи национализации, которые происходят в Крыму, с нами не согласовываются. Это решение Совета министров Крыма», – комментировал тогда заместитель министра по делам Крыма Андрей Соколов. Тем не менее, около 250 предприятий в Крыму национализировали на общую сумму 1 млрд рублей.
Аукнулась крымская «национализация-2014» россиянам неожиданно. Компенсации ряду предприятий все-таки выплатят, правда, кому и как решается Госсоветом Республики Крым по представлению главы региона без должного обоснования. «В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона, финансирование затрат, связанных с выплатой компенсации, осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым. А бюджет-то в Крыму дотационный. Стало быть, компенсация будет проходить и за счет федеральных денег, – комментирует ситуацию председатель московской коллегии адвокатов «Форум права» Роман Булысов. – И вот она, старательно запутанная схема: власти Крыма забрали – власти Крыма продали и доход получили. Не исключено на каждом этапе рыночная цена национализированного имущества будет разной – с определенной выгодой. Но компенсировать потери собственникам будет не исключительно Крым, а вся Россия. Хотелось бы ошибаться. Но других вариантов, увы, нет».
Кто в Крыму хозяин?
Вывести экономику Крыма из крутого пике была призвана Свободная экономическая зона, созданная в 2015 году решением правительства РФ. Для этого были созданы абсолютно беспрецедентные налоговые льготы, не имеющие аналогов в России. Фактически, Крым мог стать российским внутренним оффшором. Но инвесторы упорно не хотят идти в этот налоговый рай. Старт проекта вышел непредсказуемо провальным: по результатам первого полугодия, озвученным Сергеем Аксеновым, в Свободную экономическую зону вошли только 15 резидентов. А в начале 2015-го правительство Крыма ожидало тысячи инвесторов. К концу 2016-го итоги двухлетнего функционирования СЭЗ выглядели уже не столь плачевными: общее количество резидентов приблизилось к 740. Однако, это более чем скромные цифры для проекта такого масштаба.
Изначально функции управления и контроля СЭЗ, а также информирования о проекте в других регионах РФ, были возложены на министерство по делам Крыма. Но в середине 2015 года его расформировали: по данным некоторых СМИ данное решение активно лоббировал Сергей Аксенов. Кроме того, Аксенов планировал создать и возглавить комиссию по защите прав чиновников. С комиссией, впрочем, как и с развитием СЭЗ, у Аксенова не сложилось.
Анализируя причины провала СЭЗ, эксперты и бизнесмены чаще всего отмечают системные ошибки властей, в том числе, неэффективное управление, административные барьеры и коррупцию. Известный в Крыму бизнесмен Олег Зубков, владелец успешных зоопарков, собирается принять турецкое гражданство из-за административного давления властей на его бизнес. «Команда, хозяйничающая в Крыму, никогда не управляла чем-то большим, государственным, – поясняет журналистам бизнесмен свое решение. – У нее просто нет опыта и желания учитывать интересы крымчан и предпринимателей. Невозможно в одночасье человеку, который никогда подобным не занимался, стать классным управленцем. В связи с этим я рассчитывал, что будет некий контроль со стороны администрации президента, со стороны большой России. Но, к сожалению, этого не происходит – органы власти России никак не проявляют себя здесь, в Крыму. Я их не вижу и не слышу. Только Аксенов правит безраздельно и по своему усмотрению».
«Что касается личности Сергея Аксенова, то несмотря на то, что он пользуется значительной поддержкой избирателей, это фигура скорее переходного периода, необходимая для того, чтобы сломать старую систему, – уверен руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, политолог Олег Иванов. – С этой задачей он отлично справляется. Однако в качестве постоянного руководителя республике может скоро понадобиться человек с большим управленским опытом. Полагаю, что какое-то время Аксенов еще будет у власти, однако в дальнейшем его сменит более технократический и эффективный управленец».
По словам Иванова, возможно, Аксенов это понимает, потому и старается политически жестко отстаивать интересы республики (и зачастую попадая в разного рода конфликты, о которых «ФедералПресс» писал ранее). «У него имеются определенные противоречия по ряду вопросов с председателем Госсовета Крыма Владимиром Константиновым, которые, правда, не выносятся в публичную плоскость, в отличие от вполне открытых разногласий с врио губернатора Севастополя Дмитрием Овсянниковым, связанных с крымскими морскими портами, строительством гражданского сектора аэропорта «Бельбек», возвратом Севастополем своих акций «Генбанка» (подаренных Крыму еще Сергеем Меняйло), крымским «вето» на переброску воды из реки Коккозка в Чернореченское водохранилище и другие», – говорит Иванов.
«Полагаю, что Аксенов в той или иной степени опасается, что Овсянников с его управленческим опытом и связями в федеральном центре в будущем может сменить его на должности главы республики. По всей видимости, идеальным вариантом для Аксенова стало бы включение Севастополя в состав республики с сохранением за ним должности руководителя региона», – рассказывает политолог Олег Иванов.
Генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт добавляет, что на экономику сильно влияет и коррупционный фон в Крыму. «Не надо скрывать, что нам достался Крым, полностью весь упакованный украинскими чиновниками, начиная с главы республики. Чем они лучше с точки зрения коррупционной податливости, чем другие? Ничем. Это такие же люди. В России с коррупцией тоже проблемы большие. Невозможно заменить количество чиновников на местах. Поэтому, конечно, коррупционная составляющая Крыма на порядки превышает коррупционную составляющую Северного Кавказа. Отсюда возникает колоссальное торможение», – рассказывает Шпунт.
По его словам, сейчас происходит колоссальный передел собственности в Крыму. «Украинская собственность теряет своих владельцев и приобретает новых в России. Иногда это происходит добровольно. Иногда это происходит по решению российских судов. Это колоссальный передел собственности, сопоставимый с тем, что был при приватизации в России в 90-е годы. Конечно, вокруг такого передела собственности возникает огромное коррупционное облако», – подытоживает эксперт.