Уже много лет жители вместе с депутатом пытаются добиться ремонта дороги из Судака в Новый Свет. На признанными аварийными еще в 2013 году шесть километров региональные власти никак не могут найти денег, хотя успешно отчитываются перед Путиным, что все выполняется. Большегрузы и автобусы, которым по факту запрещено здесь ездить, продолжают ухудшать ситуацию – все это в любой момент вместе с уже сходившими оползнями может привести к трагедии. Так почему за все это время в бюджете не нашлось средств и почему глава республики Сергей Аксенов позволяет себе говорить, что дополнительные деньги от президента направлены на ремонт этого участка? РИА «ФедералПресс» поднял всю официальную переписку, пытаясь найти ответ:
Бесконечные письма
Все началось с того, когда в мае 2015 года депутат Судакского городского совета Сергей Щавлев поднял вопрос открытия в Новом Свете касс по продаже билетов на автобусы регулярного сообщения, а также открытия новых междугородних маршрутов в Симферополь, Керчь и Феодосию. Тогда минтранспорта сообщило (документы есть у редакции), что еще два года назад – с 28 мая 2013 года – на участке дороги Судак – Новый Свет ГКУ «Служба автомобильных дорог РК» запретила движение автобусов (кроме микроавтобусов), а также автомобилей массой свыше 3,5 тонн из-за его аварийного состояния.
В ведомстве также сообщили, что еще в 2014 году разработана проектно-сметная документация по ремонту 6,3 км и даже получена положительная экспертиза. Сообщалась и стоимость работ: почти 2,6 млрд рублей. Проект был разбит на четыре этапа: на первый этап была необходима сумма около 180 млн рублей, на второй – 634 млн рублей, на третий – 947,8 млн рублей и на четвертый – 827,9 млн рублей. Кроме того, в этом ответе говорилось, что объект включен в план мероприятий по капремонту и содержанию дорог на 2015 год, утвержденный постановлением № 143 Совета министров РК от 30 марта 2015 года. Но через несколько дней депутат получает вновь письмо из министерства транспорта, где говорится, что в Службу автомобильных дорог направлено пока что обращение о рассмотрении возможности включить в план на 2015 год эти 6,3 аварийных километра.
В сентябре Служба сообщает депутату, что автодорога Судак – Новый Свет включена в список объектов, подлежащих капремонту, который будут проводить в 2016 году. Минтранс РК эту информацию подтвердил.
Но в ноябре 2015 года Служба автодорог вдруг обращается к министру транспорта РК Андрею Безсалому, уточнив, что в ФЦП «Социально-экономическое развитие РК и Севастополя до 2020 года» ремонт данной дороги не вошел, в связи с чем они просят включить его в адресную инвестиционную программу РК. Также Служба пишет обращение первому заместителю председателя Госсовета РК Константину Бахареву с просьбой включить ремонт участка в план на 2016 год.
В мае 2016 года министерство транспорта сообщает депутату, что в связи с дефицитом бюджета нет возможности сделать ремонт и в этом году, но ведомство обратилось в министерство финансов, чтобы там нашли возможность выделения дополнительных средств. В ответ министерство финансов рассказало депутату Щавлеву, что бюджетом республики на 2015-2017 годы на развитие дорог предусмотрены 8,44 млрд рублей и предложило ему снова обратиться в минтранспорта, чтобы они за счет предусмотренных им в этом году средств сделали ремонт или учли это уже в бюджете на 2017 год.
От документов к заявлениям
Интересно, что в прошлом году власти Крыма благополучно отчитывались перед федеральным центром, что ремонт участка вот-вот состоится. Так, в июне глава Крыма Сергей Аксенов рассказал, что выделенные по поручению президента Владимира Путина дополнительные 4,5 млрд рублей пойдут на ремонт дорог. В частности, по словам Аксенова, 1,7 млрд рублей в соответствии с уже утвержденным проектом, пойдут на ликвидацию оползня на автодороге Новый Свет – Судак.
А в июле Сергей Аксенов провел рабочую встречу с заместителем председателя Совета министров РК Олегом Казуриным, где также поднимался вопрос состояния дорог. Казурин отчитался, что в 2016 году на отрасль выделено 13,64 млрд рублей. Из них 2,15 млрд рублей выделено на местные дороги, 11,49 млрд рублей – на региональные межмуниципальные дороги (в том числе дополнительные 4,5 млрд рублей от федерального центра). «Мы просмотрели приоритетность ремонта дорог, – сообщил Казурин. – В первую очередь, это 54 километра дороги от Керчи в сторону Феодосии, к работам приступаем практически с завтрашнего дня, подрядчики на местах. Там же предусмотрен аварийный ремонт мостов. На дороге на Новый Свет имеются оползни, она находится в аварийном состоянии и будет реконструирована также за счет этих средств».
В сентябре Аксенов на заседании президиума Госсовета в Крыму об этом докладывал Путину: «Когда выделили дополнительно 4,5 млрд рублей, у нас был оползневой участок Новый Свет – Судак. Там 700 миллионов где-то общий объем работ», – отчитался глава, значительно уменьшив сумму. Там же министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил президенту, что сегодня в районе Нового Света и Судака производится сооружение конструкций по защите дорог от оползней.
И снова письма
Но за всеми обещаниями и словами, дела так и не случилась. Так, в ноябре депутату снова пришел комментарий – уже от управления по делам президента, где говорится, что к ним обращаться не надо – поставленный вопрос должен решать Совет министров РК. А в первых числах декабря ответ прислал Росавтодор, который также написал, что финансирование дорожной деятельности осуществляется за счет бюджетов соответствующего уровня (и напомнил о 4,5 млрд рублей от Путина).
Чуть позже того же месяца Щавлев получил очередной ответ от регионального минтранса, в котором смета по ценам 2016 года за третий этап выросла до 1,04 млн рублей. Здесь же ведомство сообщило, что участок дороги примыкает к природному заказнику «Новый свет», в связи с чем «необходимо дополнительное поручение соответствующих разрешений на использование объектов растительного мира, пользование лесными участками». И, конечно, в ответе значилось, что в 2016 году «из-за недостаточности финансирования капитальный ремонт дороги не предоставляется возможным».
В декабре МВД по Крыму забило тревогу, сообщив, что из-за на участке активизировались оползни, а сама дорога находится в аварийном состоянии, частично местами обрушена и передвижение по ней несет угрозу. Кроме того, ливни и проезжающие крупногабаритные машины (несмотря, что им проезд запрещен, здесь регулярно ездят сорокатонные грузовики, перевозящие продукцию завода шампанских вин «Новый Свет». Кроме того, летом при наплыве туристов появляются пригородные маршрутки, которые в основном представлены тяжелыми «Богданами») создают громадную нагрузку на полотно и способствуют разрушению подпорных стенок.
Ну а этот год уже традиционно начался с очередного ответа минтранса, который написал, что в связи с оползнями необходима корректировка проектной документации, и она вроде как будет включена в план работ на этот год. Подключившаяся к проблеме Общественная палата Крыма заявила, что «решение вопроса нельзя пускать на самотек». Но при этом общественники задались вопросом, а что в это время делали другие депутаты и администрация Судака?
Последний на сегодня ответ от минтранса – от 6 марта, где написано, что на корректировку сметы в 2017 году будет направлено 20 млн рублей из крымского бюджета. Но а когда же начнется сам ремонт – уже не говорится. Уставшие ждать ремонт, жители вовсю собирают подписи под петицией к Путину и призывают всех помочь им, чтобы не повторилась ситуация, как с дорогой из Севастополя в Симферополь (напомним, что 9 марта этого года оползень спровоцировал разрушение 300-метрового участка асфальтового полотна в районе Мекензиевых гор перед кольцом на Бельбек Севастопольские власти признали разрушенный участок трассы чрезвычайной ситуацией природного характера, и выделили из резервного фонда 70 млн рублей на ремонт).
Денег нет, но держитесь
«Сейчас никаких действий я не вижу, – комментирует «ФедералПресс» депутат Сергей Щавлев. – Фуры по 40 тонн как ездили, так и продолжают ездить. Дорога ползет, и это видно невооруженным глазом. Прямо под дорогой проходит канализационный коллектор и вода, которой снабжается поселок. Оползень уже отодвинул их на 1,5 метра от оси. Как их еще не порвало – неизвестно. Аксенов в прошлом году доложил президенту, что ремонт дороги начался. Но ничего подобного не было. Прошли геодезисты и поставили какие-то метки и все. 27 апреля у нас сессия Горсовета и там будет принято решение обратить внимание Минтранса Крыма на состояние отдельных участков региональных дорог. В том числе и нашей».
«Я разделяю обеспокоенность по поводу этой дороги. Эта проблема – застарелая. Она не раз стояла на повестке дня, – рассказал «ФедералПресс» заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук. – Кроме того, знаю, что там были проблемы с недобросовестными подрядчиками, которые брались реализовать проект, а потом негативно себя повели. Сама дорога, бесспорно, нужна. Это важный объект, который имеет не только транспортное значение, но и выполняет противооползневую функцию. Знаю, что она включена в план работ. И хочется верить, что какие-то сдвиги в скором времени там будут».
«Меня смущают суммы которые звучали в ответах всех ведомств, сколько будет стоить ремонт дороги – от 2,4 млрд рублей до 3,3 млрд рублей за 6,3 км дороги, – уточняет Щавлев. – Сейчас вроде выделяют 20 млн рублей на корректировку проекта. 20 млн на корректировку бумаги! Насколько я знаю, в существующем проекте, не были учтены ни канализация, ни вода, ни газ, ни электросети. Также не учтены зеленые насаждения и затраты на их вырубку, воспроизведение и пересадку. Они все связаны с дорогой и делать их нужно одновременно. После корректировки проекта должны, вроде бы, их учесть. Мне страшно подумать, насколько возрастет стоимость работ. Кто же даст такие деньги, эта дорога золотой окажется. Я как-то писал письма, с просьбой просто хоть бы провести ремонт осыпавшихся участков. В ответ все одно и тоже: нет денег, давайте экономить».
Фото с сайта «Примечания»