Президент РФ Владимир Путин прибыл вчера, 15 мая, поздно вечером в Иркутск на совещание по ликвидации последствий паводков и пожаров в Сибири и на Урале. Политологи расценили его приезд, «который по сути ничего не решает», как начало предвыборной гонки за пост президента. Причем вовсе не в поддержку собственной кандидатуры. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Официально цель визита Путина не озвучивалась, однако 2 мая во время видеоконференции с главами Иркутской области и Бурятии, регионов, сильно пострадавших от природных пожаров, он сообщил о намерении лично проконтролировать восстановление после ЧС. Его приезд спустя полмесяца по дороге из Китая, где прошел форум «Один пояс, один путь», политологи посчитали явной демонстрацией выполнения обещаний.
«Этот приезд ведь по сути ничего не решает, не меняет. Зато демонстрирует, что президент свои обещания выполняет», – комментирует «ФедералПресс» политолог, доцент исторического факультета Иркутского госуниверситета Сергей Шмидт.
В Иркутске Владимир Путин появился вчера впервые за 8 лет. При этом в 2009 году он проводил в регионе совещание по охране окружающей среды в статусе премьер-министра. В качестве президента он не был в Иркутске 15 лет.
Новость о его прилете вызвала немалый ажиотаж в столице Приангарья: у здания областного правительства, известном как Серый дом, выставили оцепление около 19 часов вечера. Тогда же там начали собираться горожане. Кто-то признавался, что рассчитывает попросить президента, если он выйдет на площадь у сквера, о помощи, другие отвечали, что просто хотят поприветствовать.
«Для современной России это обычное дело. Выйти поприветствовать батюшку-царя. По стойке смирно стать, когда приехал главный, – заметил в беседе с «ФедералПресс» политолог, кандидат исторических наук Алексей Петров. – Иркутск в этом смысле ничем не выделяется из других российских городов. Во всех регионах случился бы ажиотаж».
Другие собеседники из числа политологов замечают, что резонанса было даже меньше, чем они ожидали.
«Не столько потому что президент давно у нас не бывал, просто приезд лица такого уровня всегда вызывает переполох. Его случилось даже меньше, чем я ожидал. И отписались в основном местные СМИ, федеральные вообще почти не отслеживали визит Путина в Иркутск», – заметил Шмидт.
Министры, главы регионов и мэры
В Сером доме президента ждали больше двух часов: борт №1 приземлился в аэропорту Иркутска после 21 часов по местному времени, в 22 часа началось совещание. Сначала в зал заседаний вошел министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, потом министр МЧС Владимир Пучков, прибывший в Иркутск в тот же день ранее и уже прокомментировавший СМИ первые результаты поддержки пострадавших от пожаров. На совещание в Иркутск также прилетели министр финансов РФ Антон Силуанов и министр труда РФ Максим Топилин.
По другую сторону от федеральных министров места заняли врио главы Бурятии Алексей Цыденов, глава республики Саха Егор Борисов, губернатор Тюменской области Владимир Якушев и мэр Саянска Олег Боровский. Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло встречал президента вместе с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко.
Президент Владимир Путин вошел в зал в 22.20 по иркутскому времени и обозначил темой заседания проблему помощи пострадавшим от пожаров и паводков.
«Я пригласил не только глав регионов, но и глав муниципальных районов. Самая сложная ситуация с пожарами сложилась в Иркутской области и Бурятии, сгорели десятки домов. Я бы хотел услышать от вас в первую очередь о том, как организовано размещение граждан, денежная помощь и медицинская. Со многими из присутствующих мы уже говорили, но хочу еще раз напомнить: вы должны помочь всем, без лишней бюрократии, восстановить паспорта и другие документы. Без проволочек. Мы в машине, пока ехали с Сергеем Левченко и с полпредом, уже начали говорить, действовать нужно срочно, чтобы люди могли как можно быстрее переехать в новое жилье. Вы должны сказать нам, какая помощь нужна из федерального центра, – начал совещание глава РФ. – От паводка больше всего пострадала Тюменская область, выслушаем Владимира Пучкова о том, как оказывают помощь пострадавшим, что делается для защиты объектов инфраструктуры. Прошу как можно быстрее оказать помощь гражданам, у которых пострадало жилье и наметить план восстановления инфраструктуры. Еще раз подчеркиваю: нужно в самые кратчайшие сроки, с полным пониманием ответственности, оказать помощь людям».
Министр МЧС Пучков в своем выступлении отметил, что с начала пожароопасного сезона в стране произошло более 3 тысяч пожаров, а в Приангарье и Бурятии от огня пострадали 5 населенных пунктов.
«Больше 330 человек уже получили по 10 тысяч рублей на каждого и по 100 тысяч за утраченное имущество, – привел цифры министр. – Из федерального бюджета выделено 68 миллионов рублей на питание и проживание погорельцев, открыто несколько пунктов временного размещения. Министерство и местные власти работают над тем, чтобы обеспечить пострадавших жильем. Для профилактики пожаров ведутся рейды и проверки. В полной готовности – авиация МЧС, минобороны и Росгвардии. В 59 субъектах РФ введен режим ЧС».
По словам Пучкова, самая сложная паводковая ситуация сложилась в Тюменской области, где в 2 районах пришлось эвакуировать более 550 человек. В середине этого месяца паводок ушел на восток и север страны: «МЧС продолжает работать над предотвращением тяжких последствий в Сибири и на Урале».
Следом глава Приангарья Сергей Левченко доложил о том, что причина крупных пожаров в деревнях Бубновка и Вершина – жаркая погода и шквалистый ветер.
«Всем погорельцам оказана помощь, досрочно выплатили пенсии и пособия, решили вопрос с продолжением учебы и летним отдыхом для детей. Просим согласовать решение о ликвидации поселка Бубновка в связи с отсутствием рабочих мест и полным уничтожением инфраструктуры. Из федерального бюджета нужны 190 миллионов рублей на окончание строительства 2 домов для переселенцев из Бубновки. В селе Вершина выделили по 125 кубов леса на строительство жилья и по 25 кубов для хозяйственных построек, всем семьям предоставили участки земли. В Саянске от пожара пострадал пятиэтажный панельный дом: на его ремонт выделены средства, там начались уже работы, до осени ремонт завершат, – рапортовал иркутский губернатор. – В соответствии с вашими поручениями я поручил всем министерствам восстанавливать жилье или, если это нецелесообразно, переселять людей. Правительство Иркутской области председателю правительства РФ направило запрос на выделение 267 миллионов рублей для строительства жилья тем людям, у кого жилье было уничтожено в пожарах. Жители области собрали для погорельцев 20 тонн гуманитарной помощи и деньги. Перед правительством стоит задача до 30 сентября завершить ремонт и расселение всех погорельцев».
Глава Бурятии Алексей Цыденов также отчитался об ущербе от пожаров в республике и перечислил профилактических меры и их положительном результате.
«На 15 мая число пожаров было в 4 раза меньше, чем годом ранее. Сейчас в Бурятии действует всего один лесной пожар. Конечно, и природа помогает, но больше всего пользы принесла профилактика, – отметил Цыденов. – У нас пострадал один поселок Черемушки, его территория уже очищена от остатков и подготовлена к восстановлению жилья. Хочу обратить внимание: в похожей ситуации у нас находятся 146 населенных пунктов, они находятся в центральной экологической зоне, где нельзя проводить сплошные противопожарные рубки. Фактически эти села – в лесу без всякой защиты. Нужно, я считаю, срочно исправить законодательство в этой сфере. В Черемушках удалось минимизировать последствия благодаря помощи из Улан-Удэ. На этой дороге остался один нереконструированный участок — прошу вашей помощи».
Также врио главы Бурятии упомянул о возбужденных в ходе режима ЧС уголовных делах. Путин посчитал, что речь о хищении денег, выделенных республике.
«Скажите прямо – их стащили, украли? Из-за чего возбуждены уголовные дела?» – спросил Путин.
Цыденов объяснил, что 12 дел заведено из-за поджогов, а все средства госпомощи «будут выплачены».
«33 человека уже получили, у остальных там были дачи, то есть не дома для постоянного проживания», – пояснил врио главы Бурятии.
Глава Якутии Егор Борисов посетовал на сложное положение, поскольку МЧС прогнозирует в республике и лесные пожары, и паводки. Пока никаких ЧС в Якутии не произошло, но перспективы настораживают.
«В бассейне нескольких рек зимой снега выпало в 2,5-3 раза больше нормы. Если таяние снега совпадет с периодом дождей, последствия могут быть плачевными. При этом больше 650 населенных пунктов Якутии – в зоне риска природных пожаров. Пока отметили 7 пожаров, их достаточно быстро локализовали, но нужна федеральная помощь для снабжения и организации добровольцев-пожарных, – признался Борисов. – Если бы у властей на местах были полномочия, они помогали бы друг другу, перебрасывая добровольцев на 20-30 км. В прошлом году мы так и делали, но, по сути, превысили полномочия. Еще вопрос: у нас огромное количество лесов, но собственного подразделения авиалесоохраны до сих пор нет. Просим поддержать создание такого подразделения в Якутии. И третье — просим вас дать регионам, под их ответственность, полномочия руководить контролируемыми сельхозпалами. Люди этим нелегально занимаются – пусть лучше это будет легально, под контролем властей. Четвертое — сейчас средства на тушение выделяются по факту, а это поздно. Распорядитесь минфину – пусть хоть чуть-чуть нас авансируют».
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев, комментируя итоги паводков, заметил, что в регионе 16 домов будут непригодны для проживания после ухода воды.
«Власти области справятся с выплатой компенсаций и расселением граждан без проблем. Теперь мы понимаем, какая волна идет по руслу реки Ишима. За два дня была построена дамба длиной в 6 километров для защиты федеральной трассы. Раньше этим вопросом никто не занимался, не выясняя, чья это зона ответственности. Далее по руслу наращиваем дамбы с 9 до 11,5 метра: исторически туда вода никогда не доходила, теперь мы видим, что несколько домов попадают в зону подтопления. С МЧС вместе строим лодочные переправы, доставляем лекарства и продукты. Никакие школы и соцучреждения в зону затопления и подтопления не попали. Следующий месяц у нас вода еще будет идти по области, но мы уже держим ее под контролем. Проблем не будет», – заявил Якушев.
Следом мэр иркутского Саянска Олег Боровский убедил президента, что ремонт пострадавшего дома идет по плану.
«Местные УК и строительная фирма «Восток-Центр» в кратчайшие сроки восстановили водо- и электроснабжение, ремонт балок кровли выполнен на 60 %», – рапортовал Боровский.
Путин засомневался, что к заявленному июлю ремонт закончат, но, получив утвердительный ответ, подытожил: «Очень хорошо, продолжайте».
В своем докладе глава Киренского района Приангарья Кирилл Свистелин заметил, что в печально известной Бубновке сгорело далеко не все, и дом культуры удалось отстоять.
«Культура не горит, – прокомментировал Владимир Путин. – Но людей лучше расселить в более комфортные места. Сколько людей остается в пунктах временного размещения, как они питаются?».
Свистелин рапортовал, что в пунктах еще живут 76 человек, их кормят 4 раза в день.
«Хорошо, общайтесь с людьми, чтобы все было в порядке», – посоветовал мэру президент.
После глав города и района слово взяли федеральные министры. Министр строительства РФ Мень сообщил, что у министерства накоплен опыт работы с пострадавшими в ЧС, есть взаимодействие с регионами по восстановлению документов для пострадавших.
«Иркутской области требуется около 300 миллионов рублей, Бурятии – более 230 миллионов. Регионы должны дать данные о пострадавших от огня объектах инфраструктуры. Министерство в свою очередь предоставит 6 типовых проектов жилых домов разных размеров, чтобы не изобретать что-то новое. После подготовки всех документов и выделения средств министерство подготовит типовой госконтракт. Так как мы делали в Хакасии», – резюмировал Мень.
В конце совещания глава РФ попросил министра МЧС пояснить, почему местным жителям не разрешают тушить лесные пожары. Пучков пообещал «проработать этот вопрос» с Якутией.
Также Путин предложил федеральным властям организовать в Якутии подразделение авиалесоохраны и дать региону полномочия для решения проблемы весенних палов «в виде исключения». Министр МЧС пообещал подготовить для этого документы.
Министр финансов Антон Силуанов по вопросу авансов на пожары посоветовал властям регионов оперативнее передавать данные об очагах в МЧС.
«Уж министерство финансов с выделением денег на тушение никогда не задерживалось», – заметил Силуанов.
На проблему с дорогами в центральной экологической зоне Бурятии министры попросили дать им 3 недели.
Затем президент РФ предложил главам местных администраций рассказать о своих проблемах напрямую. «Вы напрямую общаетесь с людьми, все видите и слышите, понимаете, что требуется в первую очередь», – заметил Путин.
Откликнулся только мэр Саянска.
«Мы в феврале вместе с губернатором отправляли заявку на присвоение статуса территории опережающего развития Саянску, – напомнил Олег Боровский. – Но с тех пор вышло новое 614 постановление, по которому города второй категории можно включать в ТОР, но есть формальность – договоры с инвесторами может заключать только субъект РФ, не муниципалитет. Считаю, это не совсем неправильно. Они приходят на нашу территорию, работать с нами, мы сами должны договариваться, что и где они будут производить. В ближайшее время нашу заявку рассмотрят в минэкономразвития РФ. Я бы попросил помощи в решении этого вопроса».
На обращение Путин посоветовал Сергею Левченко подписать письмо на имя президента.
«Мне доложат в рабочем порядке, – ответил Владимир Путин и подытожил совещание. – Я обращаюсь ко всем: ни один человек не должен быть забыт, всем людям нужно в первую очередь внимание. По итогам нашей встречи будут подготовлены поручения. Всем спасибо за работу».
Путин не приезжает в регионы перед снятием
Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», заметили, что ранее все напрасно ожидали какого-то разноса или даже снятия с должности для глав пострадавших регионов.
«Напомню, Путин никогда не приезжает в регион, в котором он планирует снять с должности главу или крупного чиновника. Ни разу такого не наблюдалось, – замечает политолог, доцент исторического факультета Иркутского госуниверситета Сергей Шмидт. – Даже больше – личный приезд в отдаленный регион можно скорее воспринимать, как поддержку нынешней местной власти. Что касается всех замечаний президента и его сентенций относительно того, что никто не должен быть забыт – это классика предвыборной кампании. Как и личное посещение отдаленных территорий. То есть старт гонки – однозначно. Другой вопрос, какой именно. Я не теряю уверенности в том, что это может быть и предвыборная кампания иркутского губернатора, которого таким образом президент поддерживает в борьбе за президентское кресло. То есть я бы оценил это мероприятие как заявление о возможном старте сразу двух президентских кампаний».