Top.Mail.Ru
Общество
Курганская область
0

«Нам не нужны поспешные решения»

В Курганском «ФедералПресс-центре» обсудили перспективы развития общественного транспорта в столице Зауралья
За круглый стол сели власти, ученые и предприниматели

Сегодня, 31 мая, Курганский пресс-центр «ФедералПресс» совместно с городской газетой «Курган и курганцы» обсудили состояние и перспективы развития общественного транспорта в Кургане и регионе. За круглым столом мнениями обменялись представители власти, ученые, предприниматели. Вывод – необходимы изучение реального спроса на услуги пассажирского транспорта, новая схема маршрутной сети в Кургане, учитывающая баланс интересов власти, перевозчиков и пассажиров, переход на безналичную оплату проезда, консолидация участников рынка. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Круглый стол с участием представителей исполнительной и законодательной власти Кургана и области, контролирующих органов, руководителей предприятий-перевозчиков, общественников, представителей научного сообщества в конференц-зале комплекса «Воробьевы горы» провели модераторы – обозреватель «ФедералПресс» Павел Овсянников и главный редактор газеты «Курган и курганцы» Жанна Чумакова.

Тема разговора актуальна: растет число ДТП с участием автобусов, в которых гибнут люди; ГИБДД зафиксировало за последнюю неделю апреля в ходе операции «Безопасный автобус» около 300 нарушений ПДД, на улицах идут гонки за пассажирами, растут цены на проезд.

Эксперты обозначили сразу несколько проблем, требующих решения.

Журналисты собрали экспертов по важной для горожан проблеме

Мертвая зона в центре города

Как отметил завкафедрой автомобильного транспорта КГУ, доктор технических наук Валерий Васильев, в Кургане транспортная сеть, которая складывалась годами, осталась прежней. Например, мертвой зоной стал кубик улиц Куйбышева – Красина- Гоголя –Пролетарская. Отсюда никуда не добраться. Улица К. Маркса, по которой пробили новую магистраль, не стала трассой для общественного транспорта. Многие социально важные точки оказались в зоне транспортной дискриминации. А основной подвижной состав перевозчиков – ПАЗики – заводы выпускали для пригородного сообщения. «Это не городской транспорт – ни по требованиям к перевозкам, ни по скоростным и динамическим качествам», – отметил ученый.

Ирина Гагарина и Валерий Васильев

Его поддержал ведущий научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН Михаил Ерихов, заметив, что последнее исследование пассажиропотоков проходило в Кургане в 2014 году, оно неполно, а организация, которое его проводила, не оставило электронную базу и работать с ним сложно. «Если нет плана того, что нужно делать, то отсюда и все проблемы», – сказал Ерихов.

По его мнению, нужно также корректировать политику ценообразования на транспорте. И здесь должны активно работать муниципальные власти, в тарифной политике должна возрасти мобилизующая роль администрации города. И обязательно необходимо запустить процесс укрупнения транспортных организаций. «Иметь семь десятков предприятий в таком городе – это перебор», – считает Михаил Ерихов. «Еще в советские времена был некий оптимум подвижного состава в транспортном предприятии – 100 единиц. То есть надо оптимизировать парк автобусов в городе», – сделал вывод эксперт.

Ранее Михаил Ерихов встречался с перевозчиками, и его доводы их заинтересовали. Он на сайте «ФедералПресс» уже развенчивал миф о том, что бизнес по пассажирским перевозкам малорентабелен и перевозчики в Кургане не в состоянии приобретать качественный подвижной состав. Доказывал, что приобрести ЛИАЗ выгоднее чем ПАЗик. Понятно, что ПАЗик в эксплуатации значительно дешевле и окупится он быстрее. Разница только в том, что ЛИАЗ при грамотной эксплуатации прослужит несравнимо дольше ПАЗика и себестоимость проезда одного пассажира в нем всего около 14 рублей, а в ПАЗе – 17 рублей (расчеты выполнены Институтом экономики именно под маршрутную сеть Кургана). Вывод очевиден: необходимо, выделив маршруты с наибольшими пассажиропотоками, обеспечить перевозки на них автобусами БОЛЬШОЙ вместимости, скажем, ЛИАЗами, а не убогими ПАЗиками. Это позволит не только не повышать проездной тариф, но даже понизить его при той же норме прибыли перевозчика.

Михаил Ерихов и Евгений Городничев

Первый заместитель сити-менеджера Кургана Андрей Жижин заметил, что в городе есть вся необходимая нормативная база, федеральные новации требуют корректировок, но это все не сразу. Он согласился с Ериховым, что планы нужны, и сообщил, что такой документ разработан, проходит согласования. В нем предусмотрено внедрение и валидаторов, и единых проездных билетов или электронных карт, низкопольных автобусов. Все меняется и задача – переходить к более комфортным машинам, здесь нужно взаимопонимание с перевозчиками.

Андрей Жижин отметил первоочередные задачи перед администрацией: безопасность перевозок (обновление парка и качественный водительский состав), доступность (правда, в Кургане, по его словам, «уже привыкли ездить от подъезда до подъезда», и с этим он не согласен), цена, которая должна быть доступна для всех граждан, стабильность перевозок по графику. Жижин согласился с необходимостью разработки новой маршрутной сети с учетом современного пассажиропотока.

Андрей Жижин

Почему автобусы возят воздух

«Маршрутная сеть меняется», – убеждал врио начальника транспортного управления Кургана Сергей Ментюгов. «Если в 2006 году было 130 маршрутов и работало 853 транспортных средства, то сейчас работает 65 маршрутов и 457 автобусов. Но пассажиропоток упал в три с лишним раза. В пиковое время машин не хватает, и мы вынуждены держать такое количество ПАЗиков», – пояснял он. – В остальное время автобусы, по данным с 2014 года, возят воздух. А затраты лежат на перевозчиках. И они минимизируют затраты. Оптимизация парка, считает Ментюгов, ударит по некоторым категориям граждан – они будут жаловать на пересадки, так ездить не хотят. Но по социальному стандарту перевозок, утвержденному Минтрансом РФ 31 января 2017 года, одна пересадка для Кургана – это норма. Значит нужно или сокращать, или объединять маршруты, количество машин на линии. А против этого активно возражают перевозчики».

Сергей Ментюгов

Но, как заметила Наталья Кутепова, генеральный директор ООО «Транспортная компания», для того чтобы планировать перевозки, нужно четко знать спрос пассажиров. А этого нет до сих пор. «Новый срез пассажиропотока начат, – убеждал Сергей Ментюгов, – он ляжет в основу оптимизационной модели. А ее публично обсудит общественность. 2 июня пройдут публичные слушания проекта развития транспортной структуры. Тогда и появится основа для новой маршрутной сети. Но ввести сразу ее не получится, нужно будет ждать, когда истекут сроки действующих договоров с перевозчиками». НО согласовывать сеть с перевозчиками он считает излишним – ведь он выражает мнение жителей города.

Наталья Кутепова

«Но ваши данные пассажиропотока сейчас никак не отвечают реальным запросам населения, они же учитывают действующие маршруты», – резонно возразил Ментюгову Валерий Васильев.

Снять напряженность в отрасли, по мнению Натальи Кутеповой, позволит решение базовых вопросов. Во-первых, анализ действительных потребностей горожан (сейчас учет пассажиропотока идет формально, учетчики выходят не на все маршруты, не в час пик и т. д.). Внедрение валидаторов как на коммерческих, так и на социальных маршрутах дает возможность четко отследить количество пассажиров как по территории, так и по времени суток. Эти данные и должны лечь в основу новой маршрутной сети, оптимизации парка. Такой анализ позволит распределять автобусы разных типов на маршруте – есть опыт в других городов России. А это позволит не повышать тарифы.

Нужно объединяться

«Нам не нужны поспешные решения власти, которые в итоге ложатся на горожан», – подчеркнула Наталья Кутепова. И предложила для обеспечения безопасности перевозок в соответствии с законом объединить всех перевозчиков в саморегулируемую организацию.

Идею консолидация участников рынка, укрупнения на базе объединения, сокращения подвижного состава, а возможно, и совместных сервисов, подготовки кадров высказал еще накануне круглого стола и поддержал сегодня опытный менеджер-транспортник Евгений Городничев.

«Власти области сейчас активно формируют пакет предложений на Госсовет и в федеральные законодательные органы для раскрытия серых зон в нормативной базе о транспорте», – сообщил первый заместитель директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Сергей Горбачев. Но, используя свои полномочия, департамент добивается принятия областных законов. И сейчас разработан проект по введению безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, ожидается, что он начнет действовать с 1 января 2018 года. Появится региональный оператор автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), до конца года нужно подготовит техническую базу для этого. Предстоит принять также комплексные программы развития транспортной инфраструктуры всех муниципалитетов области и Кургана – тоже.

Сергей Горбачев

Поправки в федеральные нормы, по мнению предпринимателя, депутата Курганской городской Думы Юрия Калинина, должны состоять в одном – не менять правила игры на 5–7 лет. «Акты министерство и ведомств, противоречащие порой друг другу, выходят пачками, а мы вынуждены отбиваться от них. ФЗ № 16 с каждым годом становится все строже, вводят все новые стандарты к машинам, заставляют перевозчиков не бизнесом заниматься, а переделывать технику, которая, напомню, выходя с завода, уже получила сертификат соответствия! Что это такое?!» – возмущался депутат.

Юрий Калинин

К идее укрупнения транспортных компаний руководитель УФАС по Курганской области Ирина Гагарина отнеслась осторожно, напомнив, что рынок перевозок должен быть конкурентным, и скоро по указу президента будет принят национальный план развития конкуренции, а это значит – на рынке должны появляться новые игроки. Минтранс обязан к концу года принять план по развитию рынка и должен учесть все предложения регионов, в том числе те, что готовит область и появятся еще. Госсовет может помочь в этом.

«Укрупнение – это монополизация», – говорила Ирина Гагарина. – На рынке перевозок в Кургане у потребителя есть выбор. Есть скидки по тарифам по выходным дням, система абонементов. Мы очень хотим, чтобы цены, которые устанавливают перевозчики, устраивали и их, и потребителей. Ведь ценовая конкуренция – это основная часть конкурентной стратегии любого бизнеса».

Отметим, что при этом все участники круглого стола настойчиво говорили о необходимости постоянного диалога друг с другом. Власти готовы к диалогу в любом формате. Бизнес настаивает на формате рабочих групп при формировании важных управленческих решений. В итоге один из главных выводов круглого стола – нужен регламент выработки баланса интересов власти, перевозчиков и пассажиров.

А для этого нужно объединение участников рынка, консолидация их мнений, обоснованных предложений. Это первый шаг к возможному объединению и по конкретным совместным проектам. Тему решено развить на других встречах в курганском «ФедералПресс-центре».

Фото Юлии Кочариной и Александра Алпаткина

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.