Top.Mail.Ru
Промышленность
Волгоградская область
0

Льготы волгоградским заводам не вписались в бюджет

Промышленникам приходится конкурировать за господдержку

Региональный фонд поддержки промышленности в Волгоградской области, впервые сформированный в этом году, уже имеет заявок на сумму, почти втрое превышающую возможности, заложенные в бюджете. Власти отмечают, что увеличение фонда вполне вероятно, но лишь при условии успешного запуска первых проектов и наличии бюджетных возможностей. Напомним, что в начале этого года в региональной индустрии отмечено заметное снижение индекса производства, чего не было несколько лет. Как фонд выделяет льготные кредиты небольшим предприятиям, а также оценки и перспективы промышленности Волгоградской области – в материале «ФедералПресс».

По итогам 2017 года индекс промышленного производства Волгоградской области «выйдет 101–102 % однозначно», заявил «ФедералПресс» заместитель губернатора региона, курирующий комитет по промышленности и торговле, Роман Беков. Он оговорился, что речь идет об обрабатывающих производствах. Напомним, по итогам первых четырех месяцев года общий индекс промпроизводства в регионе составил 95,4 %, а в обрабатывающих отраслях 97,2 %. Это один из худших результатов по стране. Для сравнения, за те же четыре первых месяца в соседних Ростовской и Астраханской областях индекс зафиксирован на отметках 115,8 % и 122,5 % соответственно. Заметим, что по итогам 2016 года Волгоградская область показала результат 102,2 %, что было выше среднероссийского уровня.

Роман Беков объяснил, что проседание показателей Волгоградской области на сегодняшний день обусловлено ситуативными факторами, касающимися преимущественно крупной промышленности. «Некоторые предприятия, безусловно, начали год не так успешно, как это было в 2016 году. Можно привести примеры, когда наши предприятия увеличивали объемы на 5–7 млрд рублей, даже больше, сейчас такого нет. «Волжский трубный завод», например, выполнял очень много, а сейчас часть заказов заморожены, в том числе по «Силе Сибири» (газопровод в Китай, строительство временно приостановлено – прим. «ФедералПресс»), – констатирует Роман Беков. – Металлургия немножко приостановилась (индекс в отрасли за январь-апрель 91,6 %, причем в 2016-м металлургия также отставала – индекс по итогам года составил 94 %)».

Кроме того, по словам Бекова, многие госкорпорации, которые традиционно размещали заказы на предприятиях Волгоградской области, позже обычного отыграли конкурсы. «В настоящее время уже вовлекаются, это касается и «Волгограднефтемаша» и других, – пояснил Беков. – Мы и в целом уже выходим на плановые показатели. За те же четыре месяца 2017 года объем выпускаемой продукции по стоимости вырос на 30 млрд рублей. Кроме того, недавно подводили итоги совместно с РЖД, почти на 10 % объемы перевозок увеличились, то есть и в натуральном выражении на самом деле динамика идет. По итогам планируем по обрабатывающей промышленности выйти на 101–102 % однозначно. Мы провели анализ более чем по 200-м крупнейшим предприятиям, знаем какая динамика».

Роман Беков

Поскольку на возможности и планы крупного бизнеса повлиять труднее, региональные власти впервые акцентируют внимание на поддержке малых и средних предприятий. В 2016 году создан региональный фонд поддержки промышленности, в который заложено 333 млн рублей (100 млн из региональной казны, остальное – федеральные средства). Фонд был создан для поддержки малых и средних промпредприятий, предоставляя им льготные займы под инвестпроекты. Стоит такой госкредит всего 5 % годовых на срок до пять лет, причем первые три года заемщик имеет право выплачивать только проценты. Сумма займа ограничена – не меньше 20, но не больше 100 млн рублей. Именно на 100 млн претендует волгоградское подразделение «Новой вагоноремонтной компании» (бывший завод «Желдормаш»), где и состоялся разговор редакции с Романом Бековым. Компания ремонтирует железнодорожные вагоны и производит для них запчасти. На волгоградской площадке выполняют заказы для 70 компаний – ремонтируют вагоны для «ЛУКОЙЛа» (в Волгограде крупный НПЗ этой компании), «Каустика», «Волжского оргсинтеза», а также лидеров рынка на общероссийском уровне – «Федеральная грузовая компания» («дочка» РЖД), компания «Глобалтранс», «Газпромтранс» и «ТрансОйл». По словам соучредителя «Новой вагоноремонтной компании» Максима Кленова, у них есть успешный опыт работы с предприятиями Казахстана, Беларуси и Грузии.

«Наших существующих мощностей не хватает категорически. Клиенты буквально требуют от нас колеса, а мы пока не можем предоставить, – признался Кленов. – Мы планируем организовать производство колесных пар в существенно большем объеме, чем мы производим сейчас. Сейчас это где-то 300–400 пар, а после реализации инвестпроекта будем выпускать 2000. Причем на этом оборудовании можно производить и колеса для появившихся инновационных вагонов, спрос на которые будет расти». Сегодня на волгоградской промплощадке работает 330 человек, а через год – после запуска нового производства – вырастет до 400.

Роман Беков пояснил, что этот проект «скорее всего, безусловно, будет поддержан». Кроме того, Беков рассказал, что сейчас сотрудники областного комитета промышленности и торговли консультируют 44 предприятия, которые планируют инвестпроекты с общим объемом финансирования более чем 6 млрд рублей. «16 заявок промпредприятий в высокой степени готовности с проектами более, чем на 2 млрд рублей, и они претендуют более, чем на 800 млн рублей господдержки». На вопрос о том, рассматривается ли в этой связи возможность увеличения регионального фонда уже в этом году, Беков ответил, что такой вариант не исключен, при условии, что успешно пойдет хотя бы начальный этап первых проектов.

Максим Кленов и Роман Беков

Аналогичного мнения придерживается и председатель профильного комитета волгоградской областной думы Дмитрий Калашников. «Конечно, нужно проанализировать весь объем заявок, потом смотреть по возможностям бюджета», – сказал депутат корреспонденту «ФедералПресс». Что касается общего спада промышленности, то Дмитрий Калашников также не склонен драматизировать ситуацию. «Что делать? Ответ: работать. Конечно, нужна стыковка проблематики госполитики и активности собственников. С другой стороны, недавно канатный завод (принадлежит «Северстали»), вот, запустил новую машину, у нас сразу уже со следующего месяца будет подъем по этой отрасли. Так что, говорить о том, что в рамках существующей промышленности политики у нас все время будет только рост вперед, вперед и вперед, некорректно. Скорее будет синусоидой – некоторый рост, затем сокращения и опять – в зависимости от заказов. Но и третий–четвертый квартал надо смотреть, у нас традиционно рост тогда», – заключил Калашников.

Руководитель комиссии по реальному сектору экономики Андрей Куприков считает, что «статистику следует воспринимать как данность». «С одной стороны, снизился спрос на продукцию многих наших предприятий. Но самое главное – это отсутствие инвестиций, отсутствие желания у владельцев инвестировать в развитие предприятий в нашей области. Есть исключения, но в целом тенденция, – уверен Куприков. – Владельцы наших предприятий не видят необходимости в модернизации и перспектив этих инвестиций. Второй момент. Условия для прихода любых инвестиций – это благоприятная обстановка, конкурентная себестоимость производства, гарантированный сбыт, какие-то преференции. Инвестор заходит туда, где выгодно. А если у него равные условия, то выбирает регионы с более стабильной обстановкой, менее депрессивные».

Отметим, что власти волгоградской области заявляют о росте инвестиций, однако статистика это не подтверждает. Так общие инвестиции по всем предприятиям региона снизились с 200,2 млрд рублей в 2015 до 181,4 млрд в прошлом году.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.