Прошедшая прямая линия с Владимиром Путиным показала, что федеральный центр продолжает политику «успокоения» региональных элит, отмеченную в ежемесячном докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) за май. После серии губернаторских отставок зимой и в начале весны, Кремль предоставил региональным элитам передышку, предпочитая давать шанс на исправление недочетов, если те связаны с локальными проблемами, а не с серьезными просчетами, способными дестабилизировать ситуацию в соответствующем субъекте РФ. Возможно, стиль Центра при реакции на региональные проблемы станет более жестким в последние месяцы 2017 года, в преддверии президентской кампании. Подробности – в аналитическом докладе АПЭК «Российские регионы и региональная политика в июне 2017 года».
Зоны риска и комфорта
Аналитики АПЭК отметили, что, что в ходе «Прямой линии» при поступлении жалоб из целого ряда регионов президент не стал прямо связывать эти негативные сообщения с работой губернаторов. В то же время в зону особого риска попадают главы регионов, которые отличались повышенным вниманием в ходе этой акции: Владимир Владимиров (Ставропольский край), Наталья Комарова (ХМАО), Марина Ковтун (Мурманская область). В зоне значительных рисков – Николай Меркушкин (Самарская область).
Несколько более прочным выглядит положение Вениамина Кондратьева (Краснодарский край) и Андрея Воробьева (Московская область), тем не менее получивших весьма существенные негативные сигналы. Учитывая, что главу Подмосковья в 2018 году ожидают губернаторские выборы, локальные проблемы этого региона в течение ближайшего года все чаще будут оказываться в центре внимания федеральных СМИ.
При этом из трех регионов в ходе «Прямой линии» пришли только позитивные сообщения – это Башкирия, Калининградская и Ростовская области. Для главы последней, Василия Голубева, это особенно важно, так как в течение весны оттуда приходили сообщения о социальных и трудовых конфликтах, делавших его положение более уязвимым.
Факторы дестабилизации
Авторы доклада выделили в прошедшем июне несколько факторов дестабилизации в регионах.
Во-первых, антикоррупционные расследования. В начале месяца были арестованы вице-губернатор Курской области Василий Зубков и его коллега из Владимирской области Елена Мазанько. Эти скандалы, безусловно, не являются фатальными для глав этих регионов (Александра Михайлова и Светланы Орловой соответственно), но делают их позиции менее устойчивыми.
Во-вторых, вопросы по выполнению поручений президента. Подобный вопрос был задан, например, главе Крыма Сергею Аксенову во время визита Владимира Путина в его регион по поводу темпов реконструкции Митридатской лестницы. Уязвимость Аксенова дополнительно усиливается благодаря большому количеству критических материалов о действиях крымских чиновников в федеральной прессе, на которые наверняка обращает внимание Кремль. В итоге это может усилить аргументацию в пользу более жесткого контроля Центра за ситуацией в Республике Крым и появления у федеральных чиновников дополнительных полномочий в работе в регионе.
В-третьих, дискуссии вокруг документов, определяющих долгосрочную стратегию взаимоотношений Кремля с регионами. Это, прежде всего, вопрос о заключении нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и Татарстаном. Ряд местных политиков пытается привлечь внимание к этому вопросу. Тем не менее очевиден курс Центра на окончательное приведение в соответствие с Конституцией РФ любых документов, регламентирующих отношения Москвы с Казанью. Вероятно, федеральные власти напомнят руководству республики и о необходимости переименования должности высшего должностного лица этого региона - необходимости именовать его не президентом, а главой, как коллег из других республик.
В-четвертых, стихийные бедствия, которые, могут стать поводом как для ослабления, так и для укрепления позиций губернатора. Последний сценарий возможен, если глава региона оперативно отреагировал на проблему. Например, врио главы Новгородской области Андрей Никитин предпринял серьезные усилия по борьбе с последствиями паводка в своем регионе, что может сработать на рост доверия к нему жителей накануне сентябрьских выборов.
Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
В докладе отмечается, что серьезные внутриэлитные противоречия связаны с регионами, где в сентябре 2017 года пройдут губернаторские выборы. Наиболее обсуждаемыми остаются вопросы о регистрации оппозиционных кандидатов в губернаторы, которые считаются сильными оппонентами руководства своих регионов. К таковым принято относить, например, коммуниста Вячеслава Мархаева в Бурятии и выдвинутого «Яблоком» Евгения Ройзмана в Свердловской области. Тем не менее большой информационный резонанс от кампании оппозиционных кандидатов далеко не всегда означает реальные риски для губернатора. В условиях изоляции от региональных элит и отсутствия поддержки серьезных федеральных игроков активная информационная кампания почти не дает оппозиционному кандидату реальных преимуществ.
Из событий июня АПЭК также выделяет сообщения СМИ о состоянии здоровья Амана Тулеева. Независимо от того, сколько еще проработает на своем посту глава Кемеровской области, такие поводы активизируют конкуренцию федеральных групп влияния в вопросе о выборе его преемника. Центр в данном случае может сделать ставку на местные кадры, но в любом случае выбор будет делаться из чиновников, зарекомендовавших себя в рамках тесной работы с федеральными ведомствами и корпорациями.
Протестные настроения
По мнению авторов доклада в июне завершился период крупных протестных акций. Прогнозируется, что за определенным исключением они возобновятся только в начале сентября. Самыми резонансными уличными акциями стали оппозиционные митинги 12 июня.
По сравнению с акциями 26 марта 2017 года расширилась география митингов (154 города против 82). При этом власти гораздо чаще шли навстречу организаторам этих мероприятий, согласовав их проведение. В марте городов, администрации которых выбрали такую политику, было 24. По данным «ОВД-инфо», в июне в 50 городах власти согласовали проведение акций в местах, указанных организаторами. Еще в 68 городах власти предложили представителям оппозиции другое место проведения акций, чем было теми предложено, и в итоге пришли с ними к соглашению. В ряде регионов (например, в Москве), часть организаторов сами в последний момент пошли на срыв согласованной акции, проведя ее в другом месте.
В ряде городов, где акции 12 июня был согласованы, они собрали меньше участников, чем несогласованные мероприятия 26 марта. Например, в Екатеринбурге – около тысячи вместо 3 тысяч человек соответственно (если опираться на независимые оценки).
Для многих региональных акций 12 июня была характерна «привязка» к местной повестке. Например, в Челябинске в митинге участвовали противники строительства Томинского ГОКа, в Тюмени – призывали к прямым выборам мэра города. Если подобные федеральные протестные кампании повторятся, в дальнейшем возможно усиление конкуренции за влияние на их повестку и аудиторию в регионах между федеральными и местными оппозиционными политиками (отметим появление на митинге в Екатеринбурге Евгения Ройзмана). Подобные противоречия могут привести и к публичным конфликтам.
В докладе отмечается, что заметной тенденцией июня стала оперативная реакция «Единой России» на социальные протестные кампании. Важной темой для социальных акций протеста в регионах, в том числе весной – в начале лета 2017 года, осталась ситуация с обманутыми дольщиками. При этом «Единая Россия» сделала ряд важных шагов, чтобы перехватить протестную повестку у оппозиции. В этом ряду стоит внесенный представителями думской фракции партии законопроект о защите прав участников долевого строительства, а также заранее анонсированные общественные слушания по этому поводу, прошедшие 3 июля прямо в здании Госдумы.
Предвыборные кампании
Аналитики АПЭК отмечают, что в регионах, где в сентябре 2017 года должны пройти выборы регионального уровня, результаты таких кампаний будут трактоваться как репетиция региональных. Например, 18 июня 2017 гожа в Бурятии прошли довыборы в Народный Хурал по одномандатному избирательному округу № 16. Уверенную победу одержала директор школы № 49 Людмила Попова, выдвинутая «Единой Россией» (58,25% голосов). Ее ближайший соперник, адвокат, кандидат от КПРФ Алдар Эрдынеев получил поддержку 35,23% пришедших на избирательные участки. Именно по этому округу в 2007 году избрался в региональный парламент Вячеслав Мархаев, ныне выдвинутый КПРФ на пост главы региона. Ряд местных СМИ оценили эту ситуацию как показатель ограниченного влияния Компартии в республике.
18 июня в 10 сельских поселениях Шенталинского района Самарской области прошли местные референдумы о введении разового сбора с жителей в сумме 200 рублей на благоустройство населенных пунктов. Во всех поселениях был получен утвердительный ответ, явка составила от 62,68% до 78,39%. Стоит учитывать, однако, что голосование проходило в сельских поселениях, где активность граждан при голосовании традиционно выше. Таким образом, интересный опыт Самарской области вряд ли может быть показателем эффективности проведения местных и региональных референдумов для повышения явки на общенациональных выборах, где федеральная повестка традиционно оттесняет любую другую на второй план.
Выборы-2017