В свердловском правительстве разработано техзадание на разработку стратегического плана Большого Екатеринбурга. Проект, задуманный еще в начале 2000-х первым главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, практически готов к активной стадии реализации. Основные положения документа прошли согласования с главами городов-спутников. В ближайшее время проект техзадания будет вынесен на обсуждение экспертного сообщества. О том, что ждет главную агломерацию Свердловской области и какие надежды питают в муниципалитетах, – в материале «ФедералПресс».
Работа над проектом Большого Екатеринбурга началась в недрах администрации уральской столицы еще в начале 2000-х годов, однако основные принципы формирования агломерации были разработаны лишь в прошлом году. С тех пор региональные власти и руководство муниципалитетов, которые по замыслу авторов проекта, должны присоединиться к агломерации, ведут активные консультации. «Чтобы понять, в каком виде должна развиваться агломерация, мы делаем шесть общих карт», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» вице-губернатор, куратор проекта Александр Высокинский. Первой из них является общий экологический каркас. «Мы должны понимать, где у нас всегда должно быть чисто, где у нас сегодня уже грязно и какие из этого следуют ограничения. Например, такие ограничения есть вокруг Белоярской АЭС, очистных сооружений, скотомогильников, аэропорта или железной дороги. Другой пример – леса на западе Екатеринбурга, которые ни в коем случае нельзя трогать. Как только мы начинаем сносить леса, они перестают гасить ветер и мы можем получить ураганы, как в Москве. К тому же это наши легкие», – объяснил Высокинский.
Вторая схема – транспортный каркас – вызвала немало споров. Так, вице-губернатор пояснил, почему не поддерживает расширение улицы Проезжей, ведущей в сторону Березовского. «Это улица, идущая через жилой район. Во всех этих домах уже прописано по пятьдесят человек на квадратный метр, расселение будет близко к стоимости пяти космических кораблей. Но когда мы ее построим, мы получим широкую улицу, идущую через жилой микрорайон и не дающую никакого развития», – считает Александр Высокинский. Вместо этого он предлагает обратить внимание на дорогу к Новосвердловской ТЭЦ. «Там можно повторить сделанное с «Росселевским трактом». А здесь на каждый рубль, потраченный на строительство, привлечено пять рублей частных инвестиций и получены разрешения еще на пять. Вся территория вокруг тракта пошла развиваться и развивать город», – заявил чиновник.
Третий каркас – это инженерные сети (газ, вода, тепло), четвертый – социальная инфраструктура. В первую очередь будут строиться учреждения, которые могут обслуживать сразу несколько муниципалитетов. «Я являюсь сторонником того, что хоккейную арену надо строить на границе Екатеринбурга и Пышмы, хотя решение уже принято строить у телебашни. Но арена на границе городов начинает обрастать инфраструктурой, дает развитие территории», – приводит пример Высокинский. А именно стыки муниципалитетов являются наиболее проблемной территорией. «Нужно согласовать между двумя городами, что мы там будем развивать, чтобы земли не оставались деревней. Даже приезжие удивляются: Екатеринбург закончился, потом какой-то Шанхай, потом цветущая Пышма. Потому что Екатеринбург и Пышма развивают центры, а на окраинах – мертвые зоны», – говорит он.
Принципы включают в себя также схему территориальной специализации городов. «Понятно, что Пышма и Орджоникидзевский район Екатеринбурга – промышленный кластер. Березовский – это и промышленность, и малый и средний бизнес, и рекреация. Но березовчанам надо принять решение, в каком городе они хотят жить. Потому что сейчас они делают урбанизированную застройку а-ля Академический, а я им говорю: это будет все что угодно, но не Березовский, в котором вы выросли. Арамиль – город, у которого есть окружная дорога, аэропорт, рядом проходит Транссиб. Там сам бог велел сделать логистическую зону. Среднеуральск – рекреация, малый и средний бизнес, производство овощей на избыточном тепле СУГРЭС», – рассказывает Высокинский. Наконец, обсуждался и список основных инвестпроектов «от открытия новых производств до единой схемы общественного транспорта».
Опрошенные «ФедералПресс» главы городов подтвердили знакомство с документом и изложили свои идеи. «У нас есть полигон ТБО, который эксплуатируется совместно с Екатеринбургом. Одно из главных наших предложений – реконструкция этого полигона и строительство мусороперерабатывающего завода. Второе предложение – строительство резервуаров-накопителей питьевой воды межмуниципального значения», – рассказал мэр Верхней Пышмы Александр Романов. Решение проблемы ТБО на межмуниципальном уровне поддерживает и замглавы Среднеуральска Дмитрий Кириллов: «С полигоном и у них больной вопрос, и у нас больной вопрос». Мэр Березовского Евгений Писцов хочет построить в городе культурно-развлекательный комплекс, который был бы интересен жителям Екатеринбурга. Советник губернатора Владимир Герасименко, до недавнего времени занимавший пост мэра Арамили, сообщил о предложениях по развитию транспортной и социальной инфраструктуры.
Градоначальники обращают внимание, что специализация не означает отказа от развития других направлений. «Мы считаем, что территория должна развиваться гармонично. Если мы строим жилье в больших количествах, мы должны заниматься созданием рабочих мест, то есть созданием предприятий промышленности, торговли и обслуживания. Если люди приобретают у нас жилье, они не должны тратить время на поездки в другой город на работу, перегружать дороги», – говорит Евгений Писцов. По его словам, Березовский готов разместить у себя предприятия 4-5 класса опасности, в том числе чистые и наукоемкие производства. «В работе сейчас машиностроительный завод с чехами, комплекс группы «Синара». Есть инвестор, который разработал оборудование для лазерной сварки и производит его в Германии, а сейчас хочет вернуться», – перечисляет мэр. «В силу сохраненной экологии, чистой воды возможно создание зон рекреации», – добавляет он.
Владимир Герасименко считает, что в Арамили должна развиваться не только логистика, но и «экономика знаний». «Мы избрали кластерный, инновационный путь развития. У нас каждый житель знает, что такое нанокомпозиты и высокодисперсные порошки. Никто этих нанокомпозитов не видел, а мы их видели. Мы ждем высокопрофессиональные и научные кадры, которые будут предъявлять спрос на жилье среднего класса и выше. У города есть и огромный историко-культурный, рекреационный потенциал», – рассказывает он. Что касается Верхней Пышмы, то она согласна оставаться промышленной территорией (в городе 15 крупных и средних предприятий), но намерена развивать также образование и туризм. «На нашей территории находится уникальный музей боевой славы Урала, входящий в «серебряное кольцо Урала», монастырь на Ганиной Яме, скалы Петра Гронского, озера Исетское, Балтым, Вашты, Шитовское. На многих из них обнаружены стоянки первобытных людей», – напоминает Александр Романов. Дмитрий Кириллов согласен с тем, что основными направлениями развития Среднеуральска будут рекреация и фермерство. «У нас есть зеленые зоны и озеро, где можно проводить музыкальные фестивали, есть краеведческий музей», – напоминает он. Однако к этим сферам добавится и логистика: «Северное направление сейчас актуально для транзита, северный выезд даст нам новый этап развития».
Из социальных объектов, которые будут обслуживать всю агломерацию, мэр Верхней Пышмы называет в первую очередь современный роддом: в нем будут появляться на свет жители Среднеуральска и северной части Екатеринбурга. Кроме того, в городе обещают построить дворец технического творчества на кольце новой трамвайной линии, областные дворцы самбо и водных видов спорта. Владимир Герасименко отмечает, что рост населения Арамили при ограниченной территории делает возможным строительство объектов на территории соседней Сысерти. «У них тоже есть потребность в школах, в ФАПе со стороны Челябинского тракта, откуда далеко ехать до поликлиники», – говорит он.
К реорганизации «шанхаев» на границах городов муниципальные чиновники подходят осторожно. «Граница между Екатеринбургом и Пышмой проходит по кольцевой дороге. Территория с обеих сторон уже задействована: у них промзона, у нас очистные сооружения и ряд промышленных объектов. Может быть, со временем появятся решения, но сегодня у нас практически нет межселенной территории, очень мало резервов. Впрочем, сейчас некоторые участки выставлены на продажу, но там, скорее всего, тоже будут какие-то бизнес-проекты», – объясняет Александр Романов. «Нужно определять пути развития приграничных территорий, особенно пустующих. Они довольно обширны, мы не понимаем, что там будем размещаться. После того, как мы пропишем кластерный принцип развития, можно будет это представлять», – надеется Владимир Герасименко. «Если у нас будет северный въезд, южный въезд через район Коптяков, то это позволит создать инфраструктуру, которая привлечет малый и средний бизнес. Где трасса, там и бизнес», – рассчитывает Дмитрий Кириллов.
В июле техзадание должно быть вынесено на обсуждение экспертных советов, в которые приглашены ученые, общественники, журналисты и бизнесмены. «Во все эти советы входят люди, которые к сорока имеют опыт чего-то конкретного. Это не те, кто «участвовал, содействовал, помогал, как-то отирался». Это те, кто говорит: «я построил, я создал, я воздвиг». То есть мы привлекаем людей, которые могут соединить теорию и практику», – заверяет Александр Высокинский. При этом он обещает, что не будет ставить препон и участию в обсуждении других желающих. Окончательная версия задания будет использована при выборе проектного института для составления плана.