Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Школьники под прицелом. Новосибирский рынок фаст-фуда готов к заграничным «варягам»

Недавно ООО «Нью Йорк Пицца Франчайзи», ведающая правом на бренд New York Pizza в России, расторгла договор коммерческой концессии с двумя юридическими лицами и убрала логотип с пяти ресторанов. Причина расторжения – в несоответствии стандартам у заведений, работавших по франшизе. Но также не исключен вариант, что один из основных игроков фаст-фуда в Новосибирске желает иметь конкурентоспособный бренд перед заходом на рынок иностранных корпораций по общественному питанию. Корреспондент «ФедералПресс» изучал сегмент пиццы на новосибирском рынке фаст-фуда.

«New York Pizza», к 22 году жизни, вышла на уровень 18 ресторанов в Новосибирске, работающих под управлением головной компании. До недавнего времени, были еще и заведения, открытые по франшизе, но с ними, после проверок, было принято решение о расторжении договора. «Здесь несколько причин, которых можно объединить в несоответствии стандартам. Стандарт – это единый уровень качества готовой продукции во всей сети, соблюдение технологических карт, использование утверждённого списка ингредиентов, единая маркетинговая политика во всей сети ресторанов и установленные правила по части сервиса. Не стоит забывать о своевременном выполнении финансовых обязательств», – загибала пальцы Евгения Головкова, управляющий партнер сети ресторанов New York Pizza.

Открывая в 1996 году первый ресторан New York Pizza в Новосибирске, американец Эрик Шогрен стал первопроходцем в установлении заокеанских стандартов на сибирской земле. Отчасти этот факт новаторства и помогает бренду NYP занимать более 15% от рынка всего фаст-фуда, не давая «пришельцам» возможности для передела рынка. Комментируя сложности в установлении гегемонии от McDonald’s в Новосибирске, главный местный ресторанный критик, эксперт и экономический аналитик Станислав Соколов отмечал, что за двадцать лет сформировались конкретные традиции в фаст-фуде. «Однако в Сибири задолго до «Макдоналдса» тренировкой вкусовых рецепторов публики занялись «Ростикс» и New York Pizza. Здесь уже выросло поколение людей, которые ходили в эти закусочные еще подростками и теперь водят туда своих собственных детей. Для них именно эти вкусы связаны с какими-то воспоминаниями, совместными переживаниями и всем тем, что наполняет смыслом тот поток сигналов, которые посылают в мозг вкусовые рецепторы», – писал Соколов в своей колонке год назад. За 12 месяцев ситуация не особо изменилась.

Хотя если обратить внимание на такой сегмент фастфуда как пицца, продаваемая слайсами – в чем специализируется New York Pizza – то можно заметить первые симптомы будущего вторжения со стороны крупных игроков. В начале лета в Новосибирске появился первый ресторан сети Dodo Pizza от сыктывкарского бизнес-вундеркинда Федора Овчинникова. Известный своим настойчивым желанием выкладывать в сеть абсолютно все финансовые показатели, Овчинников за три летних месяца так и не расширил зоны своего влияния в Новосибирске, по-прежнему оставаясь с одним рестораном в соседнем Бердске. При этом у Papa John’s, ближайшего конкурента Dodo Pizza в России, семь ресторанов в Новосибирске – такие данные приводит 2ГИС. Но в масштабах страны, по итогам 2016 года, Dodo имел 150 ресторанов с выручкой в 2,8 миллиардов рублей против 96 заведений, работающих по франшизе Papa John’s, у мастера-франчайзи ООО «4 Папас», и выручкой в 1,8 миллиардов рублей. С прогнозируемой выручкой у New York Pizza в 270 миллионов рублей в 2017 году как-то неловко сравнивать.

Бездействие Dodo Pizza в Новосибирске можно объяснить изучением местного рынка и стратегиями мирового уровня, которые зреют в голове у владельца бренда. В начале года, в интервью РБК Федор Овчинников говорил о своем желании «быстрее ввязаться в бой в Китае». «Это просто иная реальность. Конкуренция очень низкая. Если твой продукт хорош, то его просто сметают. Это как 1990-е годы в России в плане спроса, только людей живет побольше. Там очень развит стрит-фуд, но хорошо упакованных, технологичных франшиз мало. И мы же не конкурируем с «чифаньками», как не конкурируем в России с шаурмой. К нам идут люди достаточно обеспеченные. Сыр в Китае – это новый продукт, а пицца достаточно дорогая. Но при этом продажи пиццерии растут на 100% в месяц. Второе заведение на днях открылось в Ханчжоу», – объяснял Овчинников. В свою очередь, топ-менеджеры из «4 Папас» больше думают о расширении влияния в европейской части страны, например, вложив более 700 миллионов рублей в развитие сети в Санкт-Петербурге.

В New York Pizza ни про Dodo или Papa John’s слышать не хотят – там больше думают о возможном пришествии Pizza Hut и Domino’s Pizza. «Вторые для нас особенно интересны, у них такой же демократичный формат как у нас, но совершенно несопоставимые маркетинговые бюджеты. Domino’s определенно приложит все усилия, чтобы сходу приобрести максимальную популярность, они очень подкованы по части всевозможных акций. Конкуренция будет очень высокой», – размышляла Головкова.

В самой Domino’s Pizza пока не собираются осваивать сибирский рынок, концентрируясь на европейской части России и, конкретно, на Московской области. За четыре года существования Domino’s Pizza Russia было открыто сто заведений, при этом на 2017 год планируется выручка в размере 1,5 миллиарда рублей, хотя в планах у владельцев франшизы открыть более 1,5 тысячи заведений по всей стране. Пока же первоочередная задача у Domino’s – зайти на рынок юга России, в Краснодар и Ростов-на-Дону. Другая упомянутая ТНК – Pizza Hut – вообще не делится никакими планами относительно будущего продвижения бренда на 1/8 части суши.

Возможно, это связано с уже упомянутыми традициями, что за двадцать лет успел воспитать бренд NYP, и которые следует изучить. «New York Pizza, как и основные игроки фаст-фуда вроде KFC и McDonald’s, делает ставку на детей. Школьников. И предлагают им продукцию по универсальной платежной единице, вроде одного доллара или сольдо как у Буратино. При этом, заметьте, что заведения гордо зовутся ресторанами, тем самым повышая собственную статусность и показывая, что сюда не стыдно привести друга или подругу. Это совершенно другая аудитория, нежели у обычной итальянской пиццы. Она дешевле, доступнее и по качеству не сильно отличается. Как и не отличается от домашней еды, при этом конкурируя с ней по части затрат – не забывайте о том, что помимо вложенных ста рублей, вы еще и приготовите эту еду, а здесь за условные сто вам предложат некий набор блюд. Это работает безотказно. С точкой входа в 50 рублей – очень сложно спорить», – объяснил сибирский ресторатор Вадим Прусаков.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.