Top.Mail.Ru
Политика
Удмуртская республика
0

Одна пятая Ижевска. Столица Удмуртии не спешила голосовать за партию власти

В Ижевске в выборах главы региона и депутатов Госсовет Удмуртии, приняли участие лишь 22 % избирателей. Большинство опрошенных нашим корреспондентом удмуртских политиков и экспертов сходятся во мнении: такая низкая явка – это результат недоверия к властям, которое стало следствием громких коррупционных скандалов. Напомним, что бывший глава Удмуртии Александр Соловьев, а также еще ряд чиновников сейчас находятся под домашним арестом по обвинению в получении взятки в размере порядка 140 млн рублей. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В целом по республике явка с трудом преодолела 34 %. ЦИК Удмуртии отчиталась, что после обработки 100 % бюллетеней Александр Бречалов, врио главы Удмуртии, набрал 78,16 % голосов. Председатель центральной избирательной комиссии республики Виктор Кушко с полным основанием сообщил: «С большим преимуществом победа одержана».
За пост главы республики помимо Бречалова боролись еще четверо кандидатов. Это были депутаты Госсовета республики Владимир Бодров (КПРФ) и Тимур Ягафаров (ЛДПР), справоросс Фарид Юнусов и редактор газеты «Столица Ижевск» Андрей Иванов (КПСС). Никто из них не смог набрать и 9 % голосов.

Стоит сказать, что победа Бречалова была предсказуема. На посту врио главы региона его активно поддержали федеральные власти, с ним неоднократно общался Президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и другие, пусть и менее крупные политики.

Между тем, без такой поддержки в 2014 году на выборах прежнего главы Удмуртии явка почти на 10 % превысила вчерашнюю и составила 43 %. И проголосовали тогда за арестованного в апреле этого года Александра Соловьева с более внушительным результатом – 85 %.

Политический эксперт Андрей Колядин считает, что явка в 22% в Ижевске для партии «Единая Россия» это совсем не плохо: «В Коми 12 %, в Новосибирске 13 %, в Москве 14,8 %. На протяжении многих лет у нас процент и явка отчасти регламентировались. Нельзя сказать, что это была не 100-процентная регламентация, но, по крайней мере, территории давалось строгое задание».

Интересно, что и в федеральной новостной повестке дня врио главы Удмуртии Александр Бречалов фактически перестал генерировать актуальные информационные поводы. Так, согласно исследованию агентства «Медиалогия», в августе он занял 32 место из 85 глав регионов и потерял 23 позиции в федеральном медиарейтинге.

Стоит отметить, что избирательная кампания на выборах в Госсовет Удмуртии была намного более активной и изобиловала скандалами и «черным» PR, чем выборы главы республики. Поэтому определенный интерес у населения региона она вызвала.

Председатель ЦИК республики Виктор Кушко, оглашая предварительные итоги голосования, сообщил, что партия «Единая Россия» получит подавляющее большинство мест в Госсовете Удмуртии – 47 из 60. Оппозиция будет представлена в парламенте республики традиционно слабо. Так, КПРФ получит пять мандатов, ЛДПР и «Справедливая Россия» по два мандата.
Еще четыре мандата заберут самовыдвиженцы, среди которых есть, например, Софья Широбокова. Она уже много лет входит в «Единую Россию», а в Госсовете Удмуртии работает на руководящих должностях с 1995 года, с самого первого созыва. Но не получив поддержку партийных функционеров, она, фактически за счет собственной популярности, обойдя партийные процедуры, уверенно победила в Якшур-Бодинском районе, получив мощную поддержку избирателей. Единоросс Владимир Варламов, председатель постоянной комиссии по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Госсовета Удмуртии, также пошел самовыдвиженцем и выиграл выборы в своем округе.

Конфликт с местными элитами у новой команды губернатора фактически привел к тому, что местные члены «Единой России» даже конкурировали между собой на этих выборах. Так, один из немногих жестких критиков властей Удмуртии Юрий Бычков, будучи членом правящей партии, в свое время был исключен из фракции Госсовета Удмуртии, но оставался депутатом. Бычков в разговоре с нашим корреспондентом заявил: «Хотели меня снести, ну вот снесли».

Оппозиционеры в Удмуртии уверенно указывают на административный ресурс, которым пользовалась правящая партия, и которым не смогли воспользоваться они.

Представитель ЛДПР Тимур Ягафаров рассказал, что в Госсовете Удмуртии предыдущего созыва было шесть либерал-демократов при общем количестве депутатов 90 человек. Накануне выборов Ягафаров полагал, что либерал-демократы займут до 10 мест в новом парламенте Удмуртии. Но сейчас понятно, что получат они только два места.

Представитель КПРФ Владимир Бодров еще перед выборами признал, что не рассчитывает больше, чем на 10 кресел в Госсовете республики. В итоге пять кресел в новом парламенте он считает успехом: «Поскольку отстояли свое законное второе место… Все пытались спихнуть на третье, ну и достойный результат дали». Он же признал, что низкая явка – это в первую очередь недоверие к власти и падение интересов к выборам.

Пожаловался главный коммунист Удмуртии и на административный ресурс: «Мне звонили из дома престарелых. Пожилые люди спрашивают – мне сказали вот там галочку поставить. Это административный ресурс или нет?» Вторит ему и Владимир Чепкасов, второй секретарь Удмуртского республиканского комитета КПРФ: «Было и давление на кандидатов, в некоторых местах использовались достаточно жесткие «черные» технологии. Обливали грязью, использовались и социальные сети, и незаконная агитационная продукция». Чепкасов считает, что потенциал КПРФ в Удмуртии достигает 20-25 %.

Представитель «Справедливой России» Фарид Юнусов сообщил, что доволен результатом партии, так как на этих выборах удалось переломить негативную для партии тенденцию к падению популярности. Его политическая сила получила два места в Госсовете Удмуртии. И это ровно в два раза больше, чем было на прошлых выборах. Справедливоросс пожаловался на обилие «черного» PR и использование административного ресурса против его партии.

Ижевский политолог Александр Балицкий, подводя итоги выборов, заметил в телефонном разговоре с нашим корреспондентом: «Народ все равно выбирает на уровне персоналий, на уровне личностей. А у нас фактически на этом раскладе, который был в борьбе за должность главы, кроме Бречалова (который был по статусу интересен, и по своему происхождению, и появлению), все остальные – не яркие лидеры. Представьте КПРФ, которая переживает внутренний кризис. И, скажем, определенное долголетие. А лидера, который был харизматичен и привлекателен и интересен своим «борьбизмом», к примеру, мы не видим. Они погрязли во внутренней борьбе, на внешнюю у них сил не осталось. Возьмите ЛДПР – тут вообще говорить нечего, потому что ЛДПР это партия эпатажных лидеров, а тут – совершенно юное дарование, которое, по сути дела, придать вкус и интерес к борьбе вряд ли сможет. «Справедливая Россия» – то же самое. После смены лидера, она не нашла такую привлекательную, харизматичную фигуру». В качестве еще одного довода в пользу своего тезиса о нехватке в регионе ярких политических лидеров политолог Александр Балицкий оперирует цифрами. Так, Александр Бречалов набрал 78 %, а правящая партия 63%, и это – показатель того, что в Удмуртии избиратели голосуют за лидера, а не за политическую силу.

Политолог Аббас Галямов считает, что низкая явка – это стандарт для этих выборов. Объясняется она тем, что в выборах не было интриги. При этом по поводу того, что Александр Бречалов получил значительно больше голосов, чем «Единая Россия», он сказал: «Это абсолютно естественно. По всему миру за человека голосуют охотнее, чем за партии, а уж в России с ее давними традициями недоверия к институтам и подавно. Партии воспринимаются как безликие массы людей, алчущих власти. А у конкретного политика все-таки есть «человеческое лицо». К тому же Бречалов воспринимаемся на как представитель ЕР, а как «человек Путина».

Андрей Колядин считает, что падение явки в Удмуртии при всей прозрачности и относительной чистоте выборов для партии «Единая Россия», может, и хорошо, но для управляемости региона и доверия населения к выбранным депутатам – плохо: «Работать на территории по повышению явки легально так и не научились. Всегда проще было написать итоговые протоколы, чем запускать мобилизационные программы, искать лидеров общественного мнения, создавать агитационную сеть. Это процедура сложная. И требующая профессионализма политического, политтехнологического. К большому сожалению, «Единая Россия» махнула на это рукой либо решила «сушить» явку. При этой победе депутаты в глазах избирателей потеряли остатки своей легитимности и своей ценности».

Сюжет по этой теме
25 июня 2017, 09:30

Выборы-2017

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.