В Иркутске стартовал Байкальский международный водный форум, на который съехались экологи со всей России и из 50 зарубежных стран. Эксперты констатировали, что экозащита Байкала на сегодня оставляет желать лучшего, а известный биохимик, академик РАН Михаил Грачев и вовсе заявил, что ни одна очистная система на озере сейчас не работает. Однако есть опасности, которые волнуют экологов больше грязной воды. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Академик РАН, биохимик Михаил Грачев, до недавнего времени руководивший Лимнологическим институтов академии наук, на секции инновационных технологий форума констатировал, что ни одна из очистных систем, установленных на побережье Байкала сегодня «нормально не работает». Все они, по словам экспертов, были созданы больше 25 лет назад и не только устарели морально, но и были разрушены неправильным использованием.
«Вот тебе и великое озеро великой страны», – резюмировал академик Михаил Грачев.
На фоне множества подобных заявлений об отсутствии достойной очистки стоков в Байкал необычным стало замечание председателя экспертно-технологического совета российской ассоциации водоснабжения и водоотведения профессора Евгения Пупырева о том, что значение очистки вод на Байкале нередко преувеличивают. Так, по его подсчетам, влияние этого фактора крайне невелико в сравнении с той же защитой озера от результатов природных пожаров.
«Что касается природно-климатических факторов, влияющих на Байкал, и антропогенных. К первым относится уменьшение притока воды в озеро, рост температур (в среднем на 3,2 градуса по Цельсию), а также лесные пожары (132 тысячи гектар прибайкальского леса было уничтожено пожарами 2016 года) и геологические процессы (в том числе выделение метана). А факторы жизнедеятельности человека – это неочищенный сток воды или очищенный, но недостаточно, перенаселение и захламление территории, выбросы и сбросы предприятий. Последнее – очень спорный момент, насчет БЦБК я вообще не согласен с позицией, критикующей систему очистки этого предприятия. В свое время Ленинскую премию присудили за организацию этой системы. А вот неконтролируемая миграция населения – фактор существенный, поскольку летом на Байкале серьезно вырастает число туристов. В той же Листвянке численность в сезон чуть ли не в 20 раз увеличивается. Но давайте сравним факторы природные и человеческие, – предлагает профессор.
По подсчетам Пупырева, если все 85 тысяч жителей байкальского побережья будут «оправляться в озеро без каких-либо очистных сооружений», то в год там образуется около 300 тысяч килограммов фосфатов. Для сравнения, указанные пожары на 132 тысячах гектаров леса привнесли 7 920 тонн фосфатов.
«То есть в 90(!) раз больше, нежели все неработающие очистные сооружения. Вот такая забавная статистика, которая наглядно показывает, что многие вещи в экологии сильно преувеличиваются, – замечает профессор, уточняя, что речь о мегамасштабах, в рамках которых антропогенные факторы можно оценить как незначительные. – Также не стоит забывать о безусловно серьезном загрязнении конкретно прибрежных зон озера. Масштабы их загрязнения куда больше, нежели по всей акватории Байкала».
Загрязнять вглубь
Интересно, но именно с этой диспропорцией в загрязнении озера связано одно из предложений академика Грачева по организации очистных сооружений на Байкале.
«Обычные сооружения биоочистки не удаляют соединения азота и фосфора, даже самые сложные и дорогие аппараты с химической доочисткой стоков, – констатирует Грачев. – Решив строить их в экозоне Байкальской природной территории, мы поставим под угрозу и туризм на Байкале, и производство глубинной питьевой воды. Но есть смысл в том, чтобы применить их совместно с трубопроводами для отвода бытовых стоков после предварительной биоочистки хотя бы за 50-500 метровую зону побережья, вывести их тем самым вглубь озера», – заявил Грачев.
По мнению эксперта, за пределами прибрежной зоны минимальные остатки загрязнений смогут раствориться до ничтожных значений в акватории Байкала и притормозить проблему. При этом профессор отмечает, что речь идет о «неидеальной» очистке именно бытовых стоков, не промышленных.
Идеально, но дорого
Гораздо эффективнее, по мнению Грачева, было бы применение именно на Байкале системы очистки методом обратного осмоса и ультрафильтрации.
«Это процессы фильтрования растворов через полупроницаемые мембраны, избирательно пропускающие растворитель и молекулы растворенных в них веществ. Поры такой мембраны достаточно велики, чтобы пропускать молекулы растворителя, но слишком малы, чтобы пропускать молекулы растворенных веществ, – объясняет эксперт процесс. – При обратном осмосе отделяются частицы, размеры которых не превышают размеров молекул растворителя. При ультрафильтрации размер отделяемых частиц на порядок увеличивается».
Тем не менее, профессор признает, что на сегодня методика слишком сложна и затратна для масштабного применения. Однако Грачев не теряет надежды, что пилотный проект системы будет все же запущен, и именно на Байкале.
«Метод обратного осмоса стал бы самым лучшим решением для защиты Байкала, поскольку только у этой технологии имеется техническая возможность удалять самые неожиданные примеси. Это, конечно, сложное решение, организационно сложное, но отбрасывать его не следует, – уверен академик Грачев. – Хорошо бы все же попробовать его применить. Хотя закон этого сейчас не требует, но для Байкала, который хранит 90 % всей питьевой воды России, думаю, можно сделать исключение».
Что обещают
К слову, глава Иркутской области Сергей Левченко и советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, ознакомившись с экспозицией форума, заявили, что лучшие из технологий по очистке сточных вод будут «призваны для применения в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
«Сделаем так, чтобы в очистке сточных вод на Байкале участвовало несколько компаний. На побережье озера больше ста населенных пунктов, они разные: есть маленькие и есть достаточно большие. И представленные здесь технологии тоже рассчитаны на разные объемы водоочистки. Мы должны будем их выбирать в процессе нашего водного форума. А самый главный и необходимый подход – это то, что сточные воды, которые после очистки попадают в Байкал, должны соответствовать уровню чистоты самого озера», – пообещал Сергей Левченко.
Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков на форуме отдельно поднял вопрос инвестиций в защиту Байкала. По словам чиновника, в этом году на мероприятия и объекты капстроительства по программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.» предусмотрено 2,2 миллиарда рублей. Однако, как признались в пресс-службе областного правительства, эти средства уже поделены, и трат на очистные системы Байкала не предусматривают. Так, уже решено направить часть указанной суммы на реконструкцию канализационных очистных сооружений правого берега Иркутска и техническое перевооружение котельной в Свирске, остальное – на строительство полигона твердых бытовых отходов в Казачинско-Ленском районе и укрепление берега реки Китой в Ангарске.