В ряде российских городов расконсервированы проекты по строительству или достройке метрополитенов. Часть из них подразумевает комбинированный вариант: интеграцию метрополитенов с трамвайной сетью. Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что развивать метрополитен необходимо в крупнейших городах, где есть большой пассажиропоток. В остальных городах-миллионниках целесообразнее прокладывать трамвайные линии.
В Новосибирске строится станция метро «Спортивная» рядом с новой ледовой ареной. В планах – возведение после 2030 года новой линии метрополитена с 13 станциями.
В Красноярске в 2023 году началось строительство первой ветки «легкого метро» или метротрамвая, которая включает три подземных и одну надземную станцию. Подземная часть будет неглубокого залегания. Первую очередь планируют завершить к 2026 году.
Метротрам готовятся начать возводить и в Челябинске в 2023 году. Основные работы пройдут в 2025 году, а завершить их планируют в 2026 году.
В Екатеринбурге после окончания строительства первой ветки метро прошло уже несколько лет, но вторая ветка заморожена, и перспективы ее появления туманные.
В Казани же на вторую ветку метро деньги выделены: ее должны завершить к 2027 году.
Активно строится метро и в Нижнем Новгороде: там идут работы по возведению 3 станций.
В Самаре к 2024 году планируют завершить первую ветку метро: в 2023 году достраивается последняя станция «Театральная», которая свяжет центр города с отдаленными районами.
В Санкт-Петербурге проходят конкурсы на проектирование 8 новых станций метро.