Тихий переулок в центре Москвы превратился в место жесткого противостояния жителей окрестных домов и крупного застройщика. Эта история тянется с июня: москвичи пытаются спасти от ликвидации дом культуры им. А.С. Серафимовича, а один из крупнейших столичных застройщиков – начать на его месте строительство жилой высотки. Силы неравны: до сих пор власти и полиция подыгрывали бизнесу. Позицию простых москвичей поддержали только общественники, в том числе ОНФ. За несколько месяцев что длится борьба за дом культуры, жители Тишинки узнали много интересных подробностей о том, как в Москве землю раздают. О сомнительных сделках столичной мэрии – в материале «ФедералПресс».
Надежда на Чайку
Средний Тишинский переулок – один из немногих сохранившихся в центре столицы зеленых и относительно тихих островков. До недавнего времени здесь не было стремящихся вверх небоскребов (самой высокой была жилая 12-этажка). Неожиданно для себя жители окрестных домов узнали о намерении компании «Талкалегпром» (100-процентная «дочка» крупной компании «ДонСтрой») построить 16-этажное здание. Возможно, этот проект не привлек бы к себе столько внимания, если бы москвичи не заподозрили «серых» схем при выделении земельного участка и если бы в планы застройщика не входил снос представляющего историческую и культурную ценность здания ДК им. А.С. Серафимовича. Все предполагаемые факты грубого нарушения законодательства со стороны московской мэрии жители Тишинки изложили в обращении к генеральному прокурору Юрию Чайке.
Так, в период проведения публичных слушаний по проекту изменений Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), в котором о строительстве жилой высотки, как и об изменении вида разрешенного использования участков, их состава и границ не шло и речи, состоялось заседание градостроительно-земельной комиссии (ГЗК). На ней в Правила внесли «редакторскую правку»: четыре земельных участка (на одном – ясли, на двух – детские сады, на четвертом – ДК им. А.С. Серафимовича) с разными видами собственности и использования объединили в один. Теоретически, поскольку это серьезные изменения, их необходимо было согласовать с окружной ГЗК, а также вынести на новые публичные слушания. Включить поправки в тот проект Правил землепользования и застройки, обсуждение которого уже шло, было нельзя.
Впрочем, это только по закону. В последний день публичных слушаний, 28 декабря 2016 года, «Талкалегпром» направил вице-мэру Марату Хуснуллину предложение о включении поправок, принятых градостроительной комиссией, в обсуждаемый проект ПЗЗ (имеется в распоряжении «ФедералПресс»). Просьбу в мэрии удовлетворили. И так, по словам нескольких собеседников агентства, чиновники поступали не единожды и с другими земельными участками.
Уже в марте этого года в отсутствие необходимого пакета разрешительной документации московское Объединение АТИ выдало застройщику первые ордера на установку ограждений и снос зданий. В апреле застройщик заказал экспертизу, которая признала, что и здания детских дошкольных учреждений, и здание дома культуры имени А.С. Серафимовича находятся в аварийном состоянии. Соответствующее заключение выдало ООО «Эпир». Впрочем, экспертиза почему-то не повлекла немедленного закрытия ДК – Театр современной пьесы, размещенный в нем, продолжал работать, и на его спектакли почти ежедневно приходили сотни людей, в том числе дети.
Снести нельзя построить
Когда жителям Тишинки стали известны планы по строительству на месте дома культуры высотки, помимо ДК им. Серафимовича, на этом участке еще располагались детские сады и ясли. Причем это были добротные сооружения. Ясли были построены в 1937 году, по словам жителей, очень качественно, один из детских садов – в 1957 году по проекту архитектурно-проектной мастерской академика В. Веснина. Но современным строителям они помешали.
Как выяснилось, планы по застройке у «ДонСтроя» в партнерстве с банком ВТБ появились давно. Еще в 2011 году земельный участок площадью более 3,6 тысяч кв. метров в престижном районе столицы застройщик получил в собственность от правительства Москвы (соответствующее распоряжение за подписью руководителя департамента земельных ресурсов Москвы Галины Браздниковой имеется в распоряжении «ФедералПресс»). Цена была определена в размере всего около 18 (!) млн рублей. Этим же распоряжением был установлен «запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», за исключением случаев, когда реконструкция «не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка». Между тем в новом градостроительном плане, который застройщик получил 6 июня, ни о каких ограничениях речи уже не шло: ограничения, обременения и запрет на строительство, ранее указанные в межевом плане, были сняты.
Кстати, в подвале одного из садиков было размещено бомбоубежище. Жители и не догадывались, что еще в 2014 году оно было снято с учета МЧС по просьбе застройщика. Нового укрытия взамен ликвидированного так и не было построено. Но это еще одно доказательство того, что планы по строительству жилой высотки у застройщика были давно.
Строительная техника у ДК им. А.С. Серафимовича появилась в ночь с 25 на 26 июня. Застройщик делал все скрытно, и его действия больше похожи на диверсию. Утром начался снос здания яслей, несмотря на то, что ордером разрешалась только установка временных ограждений и размещение временных объектов. Встретив сопротивление жителей Тишинки, строители остановили снос. Но уже 27 июня возобновили работы, причем с тыльной стороны, чтобы не привлекать внимание своих противников. Впрочем, разрушить дом культуры незаметно по понятным причинам не удалось. Жители вновь встали на защиту здания, однако небольшая часть его все же была серьезно повреждена.
Полиция бездействовала, а сотрудники департамента культурного наследия столицы, признавших, что снос производится с грубыми нарушениями техники безопасности, затянули с подготовкой распоряжения о прекращении сноса зданий. В результате оба детских сада уже превратились в руины, также была снесена часть здания дома культуры. Поведение чиновников местные жители называют «сознательной, преступной медлительностью». «Начали сносить ясли, а когда узнали, что Архнадзор собирается подать заявку о включении ДК им. Серафимовича в реестр памятников исторического и культурного наследия (это было сделано 26 июня, но уведомление послали обычной почтой), стали «надкусывать» все здания одновременно», – рассказывает активист Петр Цивлин.
Дом с историей под снос
Спасти от сноса ясли и детские сады жителям не удалось, и сегодня их цель – сохранить здание ДК им. А.С. Серафимовича, имеющие для Пресненского района Москвы историческую ценность. До 2000-х годов здесь располагался дом культуры завода «Авиаприбор», открытый в 1930 году: тогда, как считает директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачева, «здание было перестроено из фабричного корпуса бумаго-красильной фабрики Н.И. Шустова», при этом стены исходной постройки конца 1880-х годов были сохранены.
До середины 1930-х годов здание служило базой для Первого московского рабочего театра под руководством Владимира Брендера, здесь же был театр Веры Майи, одной из основоположниц художественной гимнастики. В 1949 году ему было присвоено имя писателя, лауреата Сталинской премии Александра Серафимовича. Несколько десятилетий здание выполняло свою прямую функцию – дома культуры.
В разные годы в клубе выступали Любовь Орлова, Фаина Раневская, Владимир Высоцкий, проводились встречи с великими артистами Василием Лановым, Арменом Джигарханяном. Здесь была создана детская хоровая группа «Веснянка», а в 1970 году – танцевальный коллектив «Калинка». В ДК им. А.С. Серафимовича проходили премьеры фильмов «Асса» и «Маленькая Вера», проводились съемки программы «Взгляд», свои проповеди читал священник Александр Мень. Дом культуры на Тишинке был базой для детского театра-студии «Ералаш» и «школы» «целителя» Алана Чумака. С 2014 года на Тишинке располагался театр «Школа современной пьесы», который из-за пожара лишился здания на Неглинке.
В 1960-х годах здание было отреставрировано архитектором Юрием Гнедовским. Уничтожить здание, по мнению жителей Тишинки, – значит, уничтожить историю.
Власть не слышит
Начавшиеся строительные работы у ДК им. А.С. Серафимовича всколыхнули жителей Тишинки. Буквально за полторы-две недели было собрано больше тысячи подписей под петицией против уничтожения дома культуры и с просьбой присвоить ему статус ценного исторического и архитектурного объекта культурного наследия.
Люди уверены, что уничтожить здание, где выступали легендарные артисты, просветители будет преступлением. Жители Тишинки требуют, чтобы московские власти отказались от реализации проекта «ДонСтроя» и снова наложили запрет на застройку спорной территории. Кроме того, в связи с частичным разрушением здания ДК им. А.С. Серафимовича, по мнению москвичей, строительная организация за свой счет должна восстановить его исторический облик.
Москвичи выявили и много любопытных нюансов в этой истории: грубые нарушения законодательства при оформлении разрешений и передаче земли, вероятно, чиновниками столичной мэрии допускались неоднократно. Один из активистов Петр Цивлин рассказывает, что обращение было передано в московскую прокуратуру, в Генеральную прокуратуру, в подведомственные учреждения столичной мэрии, Минкультуры. Но никакой реакции, никаких ответов по существу не последовало, хотя «все всё понимают и сочувствуют». «Такое впечатление, что все сидят и ждут какого-то политического решения – что делать дальше с этой историей, – говорит Цивлин. – Ни на один наш запрос нет ни одного ответа по существу. Они уходят от ответа. С нами никто не встречается. А если и встречается, то с провокационной целью. Власть бездействует. Департамент культурного наследия, мы считаем, против нас. Все московское правительство против нас, против истории, против ее сохранения. Хотя Путин, когда распекал правительство, заявил, что нужно сохранить историческое наследие исторических городов».
Вмешательство ОНФ
Жителей Тишинки активно поддержал московский региональный штаб Общероссийского народного фронта (ОНФ). Первая встреча состоялась в августе этого года на месте планируемой застройки. Уже через несколько дней появились предложения регионального штаба относительно спорной территории. Активисты ОНФ рекомендовали правительству Москвы «предоставить застройщику альтернативный земельный участок для реализации проекта», «рассмотреть возможность строительства в рамках государственно-частного партнерства на этой территории объектов, отвечающих задачам развития района «Пресненский», обеспечив их предварительное общественное обсуждение, или рассмотреть вопрос благоустройства данной территории», «сохранить историческое здание ДК им. А.С. Серафимовича с восстановлением его конструктивных элементов, пострадавших в результате демонтажа», «отменить решение ГЗК от 8 декабря 2016 года в связи с нарушением проведения процедуры и отсутствием надлежащего согласования с жителями района».
В конце сентября в московском штабе ОНФ прошел круглый стол, на котором собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к этой истории. Факты незаконных действий со стороны чиновников мэрии, ранее изложенные жителями, во многом подтвердились. В частности, речь идет о неправомерном объединении четырех земельных участков в один (по мнению участников круглого стола, внесение таких правок в нормативные документы необходимо было согласовать с жителями района).
В ОНФ считают, что реализация предложенного «ДонСтроем» проекта застройки «внутри исторически сложившейся дворовой территории негативно скажется на комфортных условиях проживания жителей близлежащих домов и не будет отвечать потребностям населения и задачам развития района «Пресненский». «Масштабы строительства, территориальное расположение строительной площадки могут привести к негативному воздействию на жителей от пыли, шумовой и вибрационной нагрузки, постоянному движению строительной техники, образованию затруднений дорожного движения по Среднему Тишинскому и Большому Тишинскому переулкам (параллельны друг другу) и ухудшению экологической ситуации в микрорайоне. При этом, по мнению экспертов, в микрорайоне практически отсутствуют озелененные благоустроенные территории, парки и скверы, места для прогулок с детьми», – говорится в резолюции.
В поддержку Тишинки
Позиция москвичей получила широкую поддержку. Все письма в защиту ДК им. А.С. Серафимовича имеются в распоряжении «ФедералПресс».
Обращение в мэрию, а также президенту Владимиру Путину написал народный архитектор Юрий Гнедовский, который в свое время занимался реконструкцией Дома культуры. «ДК им. А.С. Серафимовича – памятник истории и культуры, который, безусловно, должен быть сохранен, – пишет Гнедовский. – Здание ДК хорошо вписывается в ландшафтную архитектуру Среднего Тишинского переулка и всегда являлось одной из главных исторических достопримечательностей микрорайона. ДК им. А.С. Серафимовича – это памятник истории и культуры, который, безусловно, должен быть не только сохранен, но и должна быть восстановлена его главная функция – репетиционная база для различных творческих коллективов: театральных, хореографических, танцевальных».
В адрес руководителя департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова письмо направил глава Союза архитекторов России Николай Шумаков. В нем указано, что «ДК им. А.С. Серафимовича имеет все признаки ценного исторического и архитектурного объекта культурного наследия».
Также обращения в защиту ДК им. А.С. Серафимовича направили проректор Библейско-богословского института святого апостола Андрея Ирина Языкова, президент Фонда культурного наследия Аллы Баяновой Наталья Должикова, генеральный директор Государственного центрального театрального музей им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
Президент Ордена милосердия и социальной защиты Евгения Поплавская обратилась за поддержкой к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Просьба к патриарху вызвана тем, что в 1988 году именно здесь прошли первые в России мероприятия к 1000-летию Крещения Руси. В них участвовал и Кирилл, на тот момент митрополит Смоленский и Калининградский.
С просьбой вмешаться в ситуацию, сложившуюся вокруг ДК им. А.С. Серафимовича, к мэру Москвы Сергею Собянину обратился президент Национального комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Александр Кудрявцев. По его словам, ДК является культурно-общественным центром, обладающим «значительной исторической, культурной и мемориальной ценностью». «Его утрата приведет к оскудению историко-культурного потенциала столицы», – считает академик Кудрявцев.
Одним из самых эмоциональных писем в адрес руководителя Мосгорнаследия направила дочь Веры Боголюбовой (сценический псевдоним – Вера Майя), доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира истфака МГУ Ия Маяк. «С 1930-х годов жизнь семьи Веры Майя была самым тесным образом связана с районом Тишинки и ДК им. А.С. Серафимовича. <…> Я сама 12-летней девочкой часто прибегала в ДК и тренировалась вместе с артистами театра, стоя сзади и копируя их движения. Я хорошо помню само здание и зал, в котором проходили тренировки. <…> Таких условий для занятий не было во всем районе, да и в Москве их не было немного, – пишет профессор Ия Маяк. – Как коренной житель Москвы и Тишинки (с 1930 по 1940-е гг.) могу подтвердить, что ДК им. А.С. Серафимовича всегда играл важную роль в жизни района. <…> Во время войны в ДК им. А.С. Серафимовича располагался сборный пункт, в котором было установлено два стола: за одним производилась запись добровольцев в ополчение, за другим – на фронт».
На состоявшемся на днях заседании экспертного совета при Мосгорнаследии застройщику было выставлено требование – прекратить конфликт с жителями Тишинки и «отойти от той жесткой схемы, которой придерживались предшественники», так как «никакая коммерческая выгода не может стать выше интересов людей, которые здесь жили десятилетиями». Члены экспертного совета считают необходимым сохранить здание ДК им. А.С. Серафимовича.
Остается ждать
Как разрешится ситуация вокруг сноса дома культуры и застройки территории в Среднем Тишинском переулке, пока неизвестно – никаких решений московская мэрия до сих пор не приняла.
Площадка, где ранее находились ясли и детские сады, обнесена глухим забором, огорожено и здание ДК им. Серафимовича. Та часть его, которую застройщик успел разрушить (на тот момент у здания не было даже ограждения) спрятана от глаз прохожих – стену можно разглядеть только из окон дома на параллельной улице. К слову, эта жилая высотка в 20 этажей (в ней, по некоторым данным, проживает глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин и ряда иных высокопоставленных чиновников АП и правительства РФ) несколько лет была законсервирована – при строительстве на здании образовалась трещина. Это было следствием грубых нарушений при проектировании и строительстве – не были учтены условия местного ландшафта (примерно в этом месте протекает речка). Дом был достроен только поле того, как его выкупила администрация президента и мэрия Москвы. По информации источников «ФедералПресс», его жители тоже не одобряют планы застройщика. Им, как и рядовым москвичам, хотелось бы видеть на частично расчищенной территории детскую площадку, сквер или парк и, конечно же, дом культуры.
В адрес президента Владимира Путина жители Тишинки в конце сентября тоже направили телеграмму. Пока ответа нет.
Добавим, что во время подготовки этого материала, руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов подписал приказ от отказе включить ДК им. А.С. Серафимовича в перечень выявленных объектов культурного наследия столицы.
Какие действия дальше предпримет мэрия Москвы и застройщик? Людям ничего не остается, кроме как ждать. Они готовы перекрыть улицу, чтобы не допустить сноса дома культуры. Так и было 12 октября, когда подрядная организация возобновила работы во дворе ДК: больше десяти человек вышли на улицу и, стоя под дождем, пытались противостоять уничтожению дома культуры.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.