Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
0

Эдуард Ефимов: «Увеличение доли гражданского судостроения – вопрос среднесрочной и долгосрочной перспективы»

В ноябре Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» планирует спустить на воду первый траулер из трех для камчатского рыбопромыслового предприятия. В новейшей истории России не строили судов такого класса, и в целом рыболовецкий флот страны нуждается в обновлении. Эта необходимость согласуется с задачей ПСЗ «Янтарь» по увеличению доли гражданского судостроения. О планах по расширению линейки выпускаемой продукции в интервью «ФедералПресс» рассказал генеральный директор судостроительного завода Эдуард Ефимов.

- ПСЗ «Янтарь», как говорится на официальном сайте завода, намерен увеличить долю гражданского судостроения с 20 % до 40 %. В какие сроки вы планируете достичь заявленной цели?

- Стоит уточнить, что увеличение данного показателя – это планы завода в средне- и долгосрочной перспективе. Соотношение 60 % военной продукции и 40 % гражданской было бы для нас оптимальным, позволяющим достигнуть планомерной загрузки производственных мощностей. В настоящее время завод активно проявляет себя на рынке гражданского судостроения, и мы надеемся получить новые заказы в этом сегменте. В нашем активе – опыт, приобретаемый во время строительства рыболовных судов, стоящих у нас на стапелях. Доля гражданского судостроения также зависит и от программ по обновлению военного флота в рамках гособоронзаказа, и от макроэкономических факторов в федеральном масштабе.

 

- Владимир Путин поручил к 2030 году увеличить до 50 % долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Сообщалось, что объем гособоронзаказа будет существенно сокращаться. Относится ли данное поручение к ПСЗ «Янтарь», который специализируется, прежде всего, на строительстве военных судов?

- Выпуск продукции двойного назначения и военных кораблей – основа портфеля заказов нашего завода. Конечно, поручение президента напрямую влияет на загрузку производственных мощностей ПСЗ «Янтарь». Оно определяет вектор перестройки в сторону увеличения гражданского сегмента, которому мы и следуем в последние годы.

- Какие государственные программы и меры поддержки могут способствовать увеличению доли гражданского судостроения? Есть ли проблемы в реализации этих программ?

- На текущий момент Минпромторг и Минтранс РФ осуществляют несколько федеральных программ по строительству гражданского флота. Эти программы предполагают размещение заказов на строительство гражданских судов через систему госзакупок. Объединенная судостроительная корпораци я, куда входит ПСЗ «Янтарь», участвует в таких конкурсных процедурах и распределяет заказы гражданского назначения среди заводов в зависимости от их загрузки. Также в этом году подписаны несколько постановлений федерального правительства, которые определяют участие рыболовецких компаний в обновлении флота на российских верфях. При этом рыбаки получают дополнительные квоты на вылов рыбы.

- Ну а если говорить непосредственно о заводе «Янтарь», нужна ли предприятию дополнительная поддержка, чтобы нарастить объемы гражданского судостроения? Например, как стимулировать рыболовецкие колхозы Калининградской области обновлять флот на ваших верфях? Нужна ли поддержка для привлечения зарубежных заказчиков?

- Наше предприятие ввиду географического положения имеет очень сложную логистику – это и необходимость пересечения границ, и отдаленность от крупных промышленных центров. Калининградская область, по сути, перестала быть особой экономической зоной с апреля 2016 года, что также влияет на экономическую составляющую при производстве гражданской продукции.

Необходимо продумать целый комплекс мер, которые будут направлены на социальную, налоговую и экономическую стороны деятельности завода и частных рыбодобывающих компаний региона. На вооружение стоит взять меры, которые применяются в рамках территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и на юге России. Речь идет о налоговых преференциях.

Что касается работы с иностранными партнерами, то в данном случае господдержку нельзя назвать определяющим фактором. Конкуренция на российском рынке дает возможность выбрать широкий спектр поставщиков услуг качественной продукции как импортного, так и отечественного производства.

- По информации ПСЗ «Янтарь», с 1945-го по 2015 год со стапелей завода сошло более 100 крупных и около 400 малых гражданских судов различных типов. Каковы результаты работы в секторе гражданского судостроения в 2016 и 2017 годах и планы на 2018 год?

- Думаю, необходимо напомнить, что при Советском Союзе плановая экономика позволяла загружать производственные мощности завода на долгий период выпуском серийной продукции как гражданского, так и военного назначения. В 90-х годах и в начале 2000-х завод испытывал колоссальные проблемы с загрузкой, выживал только на гражданских заказах, включая выполнение работ для иностранных компаний. Сейчас ситуация кардинально изменилась: нам необходимо наравне с другими предприятиями искать новые заказы, конкурировать с частными верфями, доказывая, что коллектив профессионалов «Янтаря» готов с проверенным качеством выполнить любые работы по обновлению военного и гражданского флота за приемлемые деньги и в срок.

В 2015 году были проведены переговоры с Рыболовецким колхозом имени Ленина по строительству серии траулеров-сейнеров, результатом стало подписание контракта в январе 2016 года. Три судна в разной степени готовности продолжают строиться на нашем стапеле. В ноябре этого года ожидается спуск первого судна на воду. В планах на 2018 год главная задача – привлечение новых заказчиков по гражданской тематике, и мы надеемся на подписание новых контрактов.

 

Фото предоставлено пресс-службой ПСЗ "Янтарь"

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.