В Сибири проживает большое количество представителей коренных народов. Для всех жителей России Новый год является объединяющим праздником, однако каждый этнос имеет свои традиции, и даты, когда цифры на календаре меняются, тоже различны. Как и когда отмечали Новый год разные народы Сибири в прежние времена, изучил «ФедералПресс».
Новый год приходил весной
Шорцы
Новый год у шорцев начинался весной, 22 марта. Этот народ, проживающий в Таштагольском районе Кузбасса, отмечал праздник у подножия горы Мустаг. Праздник они называли Чыл-Пажи, что переводится как Голова года, то есть самый важный день в году, тот, с которого и начинается новый жизненный цикл.
В этот день проходили массовые народные гулянья, игры и состязания. Предки шорцев верили, что зимой добрые духи покидают землю, но обязательно возвращаются в день весеннего равноденствия. Поэтому 22 марта всегда было самым красочным и ярким праздником с максимально позитивным настроем. Люди верили в прекрасное будущее, начало чего-то нового, что непременно должно принести с собой счастье.
В это время перед народом выступали шаманы, они проводили ритуальные обряды возле костров. С заходом солнца уходило все самое плохое, невзгоды и несчастья. Именно поэтому накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовили специальные ленточки разных цветов: синего – это символ неба, желтого, красного – символ солнца, белого – цвет, который олицетворял чистые помыслы и возвращение светлых духов и порой, черного – этот оттенок символизировал все плохое, то, что должно было уйти из старого года.
Впрочем, отношение государства к этому празднику не всегда было благожелательным. С начала ХХ века стали постепенно теряться ритуальные составляющие, а в 1939 году появился запрет на проведение национальных праздников и обрядов и даже на преподавание шорского языка.
Телеуты
Почти так же отмечали Новый год телеуты. Праздник у этого народа носил похожее название, Жыл-Пажи, и тоже приходился на день весеннего равноденствия. В этот день гостей обычно угощали круглыми калачами, которые символизируют солнце, пели обрядовые песни и пекли пироги с различной начинкой.
Телеуты также проживают в Кузбассе и в республике Хакасия. Эти народы очень тесно связаны друг с другом.
Новый год – летом
Жители Якутии традиционно отмечают Новый год, который называется Ысыаах, в день летнего состояния – 21 июня. Его связывают с обновлением и возрождением природы после длинной зимы. Люди молятся своим богам и устраивают различные развлечения, состязания и массовые угощения.
В XVII веке якуты разводили костры и поддерживали огонь на протяжении всего праздника. Наступление тепла после затяжной якутской зимы усиливает ощущение чуда.
Помимо Якутии представители народа проживают в Красноярском и Хабаровском краях, Магаданской и Иркутской областях. Якуты – самый большой этнос Сибири, они разговаривают как на русском, так и на и родном языке. Общая их численность в России составляет около 480 тысяч человек.
Свой добрый дед
Деда Мороза разные народы называют по-своему. Так, в Якутии его называют Чысхаан и представляют в виде старца с длинной бородой и рогами – это дух севера, человекобык.
Телеуты и шорцы называют Деда Мороза Суук Абаш, что дословно переводится как Дедушка Холод. Впрочем, у многих народов Сибири нет собственного названия Деда Мороза либо оно уже утеряно.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»