В Москве начал свою работу Общероссийский конгресс муниципальных образований. Проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, многочисленны. Больше всего трудностей вызывает широкий спектр полномочий, на исполнение которых у муниципалитетов нет денег. С другой стороны, изъятие отдельных полномочий у местных властей с целью повышения эффективности их исполнения уже на региональном уровне дали обратный эффект. О будущем местного самоуправления, – в материале «ФедералПресс».
Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) собрал представителей органов МСУ из разных регионов России. Муниципальные чиновники получили возможность напрямую пообщаться с депутатами Госдумы, заместителями министров и от них услышать, как будет в дальнейшем развиваться система МСУ.
Сегодня органы местного самоуправления испытывают, пожалуй, самый серьезный прессинг со всех сторон: вышестоящие органы власти требуют исполнения возложенных полномочий, правоохранительные органы пристально следят за работой глав муниципалитетов и не медлят с наказанием за малейшие просчеты, население ждет создания комфортных, благоприятных условий жизни в своих населенных пунктах. Сами же руководители органов МСУ чаще всего разводят руками – ресурсов на исполнение всех полномочий катастрофически не хватает.
Более того, как отметил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин, например, с изъятием полномочий в сфере здравоохранения передача полномочий с муниципального на региональный уровень дала обратный эффект. У руководителей медицинских учреждений нередко возникают проблемы, связанные с решением кадровых вопросов и даже c вопросом проведения ремонта помещений, – буквально все нужно согласовывать с «областью», на что порой уходит много лишнего времени, а в некоторых регионах необходимо преодолеть сотни километров, чтобы получить одобрение (или неодобрение) своих действий. В ближайшее время аналогичная ситуация может сложиться и в образовании: глава министерства Ольга Васильева, как известно, уже заявила о планах по передаче школ с муниципального на региональный уровень.
Сомодератор панельной дискуссии, профессор РАНХиГС Екатерина Шугрина подтвердила, что такая проблема действительно существует. И не всегда субъект лучше справляется с теми или иными полномочиями, изъятыми у муниципалитетов. «Есть регионы, где деятельность, которую осуществляли органы МСУ, перестала осуществляться. Были случаи, когда изъятые полномочия возвращались муниципалитетам обратно. Еще во времена земств у нас было три кита, которые много сделали для развития местного самоуправления – муниципальная статистика, муниципальное образование и муниципальное здравоохранение», – отметила Шугрина.
Глава комиссии Общественной палаты России по ЖКХ Игорь Шпектор раскритиковал действия федеральных чиновников: об одном и том же представители местного самоуправления говорят уже много лет, а ситуация не меняется. Более того, по мнению Шпектора, пришло время для отмены 131-го федерального закона «как устаревшего». «Нужно переосмыслить его. Поправки в этот закон ничего не меняют», – заявил эксперт.
Шпектор не скрывает возмущения тем, что местным органам власти оставляют самые сложные полномочия, к тому же не подкрепленные финансово. Он привел в пример город Улан-Удэ, на улицах которого развелось много бездомных собак. Денег на решение проблемы у муниципалитета нет. «Весь Улан-Удэ говорит: “Собаки кругом! Мэр – собака, не стреляет собак!” А всучили эти полномочия, – рассказывает общественник. – Дошли до того, что сегодня управкомпании не подчинены мэру, глава администрации города не имеет никакого влияния на руководство управляющих компаний».
Недовольство Игоря Шпектора, который в свое время был мэром Воркуты, вызывает и тенденция передавать важнейшие объекты жизнеобеспечения в концессию. Он считает, что компании, заключающие с муниципалитетами соглашения, злоупотребляют своим положением: они начинают требовать повышения тарифов. «При увеличении тарифов муниципалитеты могли бы и сами справиться», – уверен Шпектор.
Представители правительства заявили, что избежать многих из существующих сегодня проблем можно. Для этого нужно разграничить уже полномочия самих органов местного самоуправления на обязательные и факультативные. Правда, как это сделать, как выбрать из огромного списка наиболее важные именно для муниципалитетов полномочия, еще предстоит понять. Возможно, ясность появится после проведения инвентаризации всех полномочий. Картина будет более четкой благодаря создаваемой интерактивной карте, разрабатываемой Конгрессом муниципальных образований.
Сейчас на федеральном уровне разрабатывается ряд поправок в законодательство, в том числе в бюджетный кодекс, которые должны способствовать улучшению финансовой стороны вопроса. В частности, планируется расширить виды доходных источников при выравнивании бюджетной обеспеченности поселений из бюджетов муниципальных районов. При этом районы смогут использовать и отдельные неналоговые доходы, в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду и доходы, полученные за аренду земельных участков. Но чтобы получить межбюджетные трансферты, муниципалитеты обязаны будут строго соблюдать условия соглашений с регионами, в противном же случае финансовая поддержка будет приостановлена, или ее объем будет сокращен. Все это – в ближайшее время может появиться в законодательстве.
Также предполагается, что будут разработаны новые механизмы стимулирования органов местного самоуправления. Минфин будет их использовать при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для регионов, а регионы, в свою очередь, похожие подходы должны будут использовать при выделении дотаций муниципалитетам.
Участники конгресса считают, что для разработки подходов к определению государственной политики муниципального развития России должна пройти дискуссия с участием представителей федеральных министерств и ведомств. Также необходим план мероприятий по осуществлению первоочередных, среднесрочных и комплексных мер, направленных на совершенствование правового регулирования цифровой трансформации органов местного самоуправления.
Фото: pixabay.com