В Москве завершился Международный общественный форум-диалог и выставка «АтомЭко-2017». Ее ключевой темой и девизом стала «Чистая энергия для будущих поколений», что подразумевает не только, собственно, энергию, но и ее безусловную безопасность и минимизацию ущерба для природной среды. Корреспондент «ФедералПресс» подготовил материал из самой «точки кипения» на внешне весьма неспокойном ристалище экологов и атомщиков.
Атомные фобии, охватившие мир после Чернобыля и получившие «второе дыхание» после Фукусимы, заставили человечество кардинально пересмотреть свой, ранее весьма оптимистичный взгляд о безусловном доминировании технического прогресса над вопросами безопасности. Современные атомные технологии вопрос безопасности ставят сразу во главу угла, и от него уже «танцуют». Прошедший форум в объявленный в России Год экологии особенно подчеркнул актуальность ядерной, радиационной и экологической безопасности; важность снижения антропогенного влияния промышленных предприятий на окружающую среду и общественную приемлемость программ развития отрасли. Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, председатель Наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко в своем приветствии форуму назвал эти дискуссионные вопросы «действительно важными, и согласие по ним является залогом успешной реализации масштабных экологических программ и проектов».
Проблемы и перспективы «зеленого» атома
Заместитель генерального директора МАГАТЭ Михаил Чудаков особую роль атомной энергетики. «Сегодня атомная генерация – это 11% мирового производства электроэнергии. Ожидается, что доля АЭС будет расти, но атомную и возобновляемую энергетику не надо противопоставлять, а нужно выстраивать совместную рабочую систему» – отметил он.
Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров заявил, что руководители государств и ведомств при принятии решений о сооружении того или иного энергообъекта вынуждены балансировать между интересами экономики и экологии. «Когда эти аспекты идут рука об руку, наверное, это и есть та основа для будущего безуглеродного, зеленого энергобаланса, в котором найдется место и атомной энергии, и возобновляемым источникам», – подчеркнул Комаров. Он также назвал стоимость экологических проектов Росатома в текущем году – около 23 миллиардов рублей. В эту сумму входят проекты, которые связаны как с решением текущих задач, так и с решением вопросов «ядерного наследия». Из проектов «наследия» он перечислил начало вывоза отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок из Губы Андреева в Мурманской области и проект по очистке Кольского залива от затонувших и затопленных объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. «Это также очень большая работа, которую мы ведем в другом регионе – на Камчатке, где мы занимаемся вывозом из этого края выведенных из эксплуатации атомных подлодок и судов атомного технологического обслуживания», – уточнил он.
В свою очередь, руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин, назвал атомную энергетику «действительно зеленой», имея в виду что она не несет угроз парникового эффекта и не является причиной природных катаклизмов на планете. Он отметил, что строительство новых блоков атомных станций в России и за рубежом по российским проектам, расширение исследовательской деятельности и решение проблем «ядерного наследия» требуют постоянного совершенствования системы регулирования безопасности в области использования атомной энергии. Он также обратил внимание на необходимость снижения административных барьеров для бизнеса. «Необходимо планомерно снижать давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Сейчас в качестве одной из основных задач по совершенствованию регулирования безопасности является исключение излишних административных барьеров в системе лицензирования деятельности в области использования атомной энергии путём перехода от лицензирования деятельности организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы для эксплуатирующих организаций в области использования атомной энергии, к внедрению механизма сертификации систем менеджмента качества этих организаций» – пояснил Алешин.
Отдельная тема – Арктика
Арктика была представлена на форуме отдельным блоком, что вполне объяснимо. Именно с ней связывают наше углеводородное будущее и именно в ней самая ранимая для антропогенного воздействия человека природа. Есть в развитии Арктики отдельное место и для атомных технологий. Представитель Росатома Вячеслав Першуков заявил о целенаправленном развитии атомным ведомством арктической темы: «Росатом уже три года активно участвует в обсуждении экономического и социального развития Арктики. К примеру, развитие Северного морского пути возможно только за счет Росатомфлота и его ледоколов. Альтернативы атомным технологиям в части энергообеспечения этого региона нет. Как это ни странно звучит для непрофессионалов, эти технологии являются самыми щадящими для хрупкой северной природы».
Представитель Минприроды Дмитрий Фишкин посчитал роль Росатома безусловно ведущей в энергообеспечении Арктики: «Минприроды считает роль Росатома в освоении Арктики ключевой с точки зрения энергообеспечения. Все другие виды энергетики для северной природы намного более опасны и менее эффективны. Освоение арктической ресурсной базы будет происходить за счет создания опорных зон и сырьевых центров, что невозможно без энергетической составляющей. Развитие при этом транспортной составляющей возможно только за счет Росатомфота. Без этого добыча на арктическом шельфе и транспортировка грузов невозможна», – подчеркнул чиновник.
Представитель Роатомфлота Станислав Головинский заявил о возможности в ближайшем будущем наладить круглогодичную навигацию на Северном морском пути, что позволит России организовать альтернативный Суэцкому каналу маршрут по пути из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно, а так же наладить регулярное снабжение всем необходимым российского арктического побережья: «После постройки ледокола нового проекта «Лидер» на Северном морском пути станет возможна круглогодичная навигация. Сейчас навигация закрыта с января по июнь. Новый ледокол будет иметь ледопроходимость 4,1 метра толщины сплошных льдов. Сравнивая экономику атомных и дизель-электрических ледоколов, очевидно полное преимущество первых. Перезарядка топлива на атомоходе производится раз в семь лет, а за это время дизель-электрический ледокол потребит 540 тысяч тонн дизтоплива», – отметил Головинский.
Кладовые побережья и шельфа
Одно из ведущих предприятий Росатома – Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля (НИКИЭТ, Москва) предложил разработанную им реакторную установку «Шельф» для энергообеспечения работ по освоению свинцово-цинкового месторождения «Павловское» на Новой Земле. Об этом заявил заместитель генерального директора НИКИЭТ по инновационным проектам Александр Пименов. «В базовом исполнении эта установка предназначена, в частности, для использования в качестве источника электроснабжения объектов, расположенных на морском шельфе, включая районы Арктического побережья, а также районов с практически отсутствующей энергетической и транспортной инфраструктурой. Ее мощность составит 6,4 МВТ», – раскрыл некоторые детали проекта Пименов. Также «Шельф» может быть использован для энергообеспечения и Чаун-Билибинском энергоузле (на Чукотке). По словам Пименова, размещение «Шельфа» на Павловском месторождении позволит исключить схему с двухблочной станцией, когда второй блок необходим для энергоснапбжения во время остановки первого блока на перезагузку топливных элементов. Основная нагрузка при этом ляжет на дизельные установки, которые будут расположены в районе месторождения, а сам «Шельф» будет сглаживать пиковые нагрузки и поможет эксплуатировать энергосистему месторождения в оптимальном режиме. Стоимость создания головного блока составит 6,7 миллиарда рублей, а серийные блоки будут дешевле – по 5,2 миллиарда рублей. В части стоимости киловатта «Шельф» более предпочтителен, чем энергоснабжение от дизель-генераторов. У «Шельфа» стоимость киловатта составит 22 рубля, а сейчас на Новой Земле, где находится Павловское месторождение, киловатт обходится не менее 40 рублей.
Балансовые запасы Павловского месторождения по категориям B+C1+C2 составляют более 2,48 миллиона тонн цинка, 549 тысячи тонн свинца и 1194 тонны серебра. Переработкой свинцово-цинковых руд займется будущий горно-обогатительный комбинат, который построит горнорудный дивизион «Росатома» «Атомредметзолото».
Павловский ГОК станет самым северным и крупнейшим горно-обогатительным комбинатом в Арктике. Проектная мощность нового ГОК – около 220 тысяч тонн цинкового и 50 тысяч тонн свинцового концентратов в год, а также 16 тонн серебра в год. Планируемый объем инвестиций в проект – 27 миллиардов рублей. Начать эксплуатацию ГОК планируется после 2020 года.