Политика
  1. Политика
Политика
Новосибирская область
0

Локомотив для экономики региона. Депутаты призвали Травникова подписать концессию по четвертому мосту

Министр транспорта области Костылевский выступал за проект
Министр транспорта области Костылевский выступал за проект

Прошедший круглый стол по проблемам и перспективе строительства четвертого мостового перехода через Обь выявил почти полное единодушие собравшейся аудитории. Депутаты двух уровней, городского и областного, высказались в положительном ключе по реализации концессионного соглашения. Основной их довод – Новосибирская область, в случае отказа, рискует понести серьезные репутационные издержки как инвестиционно-непривлекательный регион. За прениями депутатов следил корреспондент «ФедералПресс».

Проект ГЧП по четвертому мосту через Обь продолжает оставаться самой обсуждаемой темой в общественных и политических кругах Новосибирска, наряду с «мусорной концессией». За три года дискуссий, вопросы возникали по минимальному гарантированному доходу, изначально рассчитанному в 91 миллиард рублей, который был подвергнут резкой критике от депутатов заксобрания и снижен до 47 миллиардов рублей. Долгое время было непонятно, какую часть финансирования проекта возьмет на себя федеральный бюджет. Только нынешней весной об этом окончательно стало известно, когда правительственная комиссия по транспорту во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем утвердила выделение федеральных средств в размере 26,2 миллиардов рублей. Общая стоимость строительства четвертого моста с дорожными развязками на площади Энергетиков и Южной площади составит 35,4 миллиарда рублей. Минимальный гарантированный доход для концессионера, которым стал «Сибирская концессионная компания», входящая в петербургскую компанию группу компаний «ВИС» будет складываться из оплаты проезда по мосту. Планируется, что она составит 100 рублей за проезд в одну сторону при обещанном автомобильном трафике в 80 тысяч единиц в сутки.

По мнению противников концессионного соглашения, мост не сможет иметь пропускную способность в 80 тысяч машин. Более того, первоначально в соглашении стояла цифра в 120 тысяч автомобилей в сутки. Возражения вызывал и проект развязок на указанных площадях и печальный опыт с Бугринским мостом, который так и не заполняется на 100%, и развязку на Южной площади, прозванной в народе «горбом Городецкого», указывающим на бессмысленную трату 3 миллиардов рублей.

В связи с такими разными мнениями по четвертому мосту, вполне естественным прозвучало пожелание врио губернатора Новосибирской области узнать консолидированное мнение депутатов горсовета касаемо концессионного соглашения. Для его подписания, по словам главы региона, нужно «единодушное принятие проекта со стороны мэрии и общественности, и депутатов, которые представляют новосибирцев».

Ход круглого стола был посвящен обсуждению, по мнению модератора дискуссии, члена регионального штаба ОНФ Светланы Заикиной, трех важных составляющих – экономической, транспортной и социальной. Член совета «Национального объединения проектировщиков» Михаил Ельский указал присутствующим, что еще в генплане города 1965 года был заложен центральный мостовой переход как продолжения спроектированной улицы Ипподромской. «Авторы предвидели нагрузку, что создаст Ипподромская без выхода на другой берег. В существующем проекте Четвертого моста есть возможность разгрузить площадь Энергетиков и снизить подходы к Димитровскому и Центральному мосту. Это уберет пробки, которые возникают из-за мостовых переходов», – заключил докладчик. В пользу убедительности транспортного фактора высказался и Валерий Жарков, глава свежесозданного ГКУ «Мост», которое займется сносом зданий в рамках концессионного соглашения. «Позвольте привести аналогию с развязкой на Южной площади. Многие ругали и ругают этот путепровод и при этом забывают, что до декабря 2013 года пробки по направлению к Академгородку начинались с площади Свердлова, чего ныне мы как раз и не наблюдаем», – заявил чиновник.

Однако ни транспортная составляющая концессионного соглашения, ни социальный фактор, который был упомянут вскользь под конец круглого стола, когда общественник Олег Викторович принялся в эмоциональной манере упрекать депутатов и собравшихся в «политической близорукости», не особо волновали. Основное внимание было приковано к экономической составляющей проекта. И если вопрос по оплате проезда вызвал меньшую дискуссию из-за ответа областного министра дорожного хозяйства и транспорта Анатолия Костылевского, заверившего депутатский корпус в «возможном снижении платы за мост на момент окончания строительства, когда будут итоги тестовой эксплуатации», то смета и «минимальный гарантированный доход» для концессионера вызвали живейшее обсуждение.

Доклад старшего инвестиционного аналитика IBS Group Алексея Савельева как раз затрагивал формирование минимального гарантированного дохода (МГД). «Следует понимать, что МГД – не размер расхода бюджета, это индикативный показатель выручки концессионера, чтобы окупить инвестиции и затраты на инвестиционной стадии, – поспешил успокоить аудиторию Савельев. – За время обсуждения концессии, МГД снизился от 95 миллиарда рублей до 47 и это произошло постепенно. Например, подготовку территорий осуществляет областное правительство как концедент – вычитаем 4 миллиарда. Упала ключевая ставка – соответственно снизилась стоимость заемных средств».

С другой стороны, обеспокоенность депутатов выразил Александр Бурмистров, член комиссии горсовета по бюджету и налоговой политике, спросив, почему коммерческие риски несет концедент, а не концессионер. «В том и смысл схемы с МГД – оттого этот доход и называется минимальным. Если реальные доходы будут ниже, то разницу возместит областной бюджет, если выше, то полученные средства будут поделены между правительством и концессионером», – ответил Савельев.

Когда же дело дошло до прений, то почти весь депутатский корпус обоих уровней высказался за подписание концессионного соглашения. В меньшинстве осталась депутат горсовета Наталья Пинус, которая попросила внимательно изучить проект концессионного соглашения и только после этого подписывать его.

Ее коллегам по совету депутатов Новосибирска и областного собрания хватило тех рисков, что может понести регион, если правительство откажется от ГЧП по четвертому мосту. Первый вице-спикер заксобрания Андрей Панферов прямо заявил, что «преступно отказываться от федеральных денег». «У меня большая просьба – давайте не будем смешить страну этими рассуждениями и придем к единому мнению. Хватит уже инсинуаций и политических спекуляций по этой теме. Сегодня нужно ставить точку, чтобы мост появился», – высказал Панферов.

Председатель комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политики Федор Николаев также отметил количество федеральных денег, которые Росавтодор готов вложить в проект.

«Таких проектов три по России, и мы следующие после Хабаровска. Травникову необходимо сделать все, чтобы деньги пришли в регион – от них зависит будущее нашей строительной отрасли. Каждый должен понимать, что масштабный проект высокого уровня, как четвертый мост, будет локомотивом развития региональной экономики», – объяснил депутат. Про важность четвертого моста в рамках строительной отрасли, заявил и председатель СРО «Строительное региональное партнерство» Максим Федорченко.

«У нас падают объемы строительных работ, достаточно тяжелые социальные последствия выливаются для наших работающих специалистов. Как пример можно привести Красноярский край, где все более-менее благополучно. Причина – в миллиардных инвестициях на Универсиаду-2019, они поддержали строительный комплекс», – рассказал Федорченко.

Помимо запуска экономики, преимущества от заключения концессионного соглашения, депутаты видят и в формировании положительного инвестиционного имиджа у Новосибирской области. «Вы вдумайтесь в эти цифры: мы – шестые по Сибири по количеству инвестиций извне. Всего 36 миллиардов рублей. Проигрываем Красноярску, Кемерову и Томску. И теперь еще собираемся отказаться от строительства четвертого моста. Хорошо, но только потом не спрашивайте, почему инвестиции к нам не идут», – саркастично заметил Майис Мамедов, депутат фракции «Единой России» заксобрания.

В свою очередь представители городского совета депутатов отмечали другие причины для принятия концессионного соглашения. Например, Игорь Кудин, председатель комиссии по городскому хозяйству, напомнил собравшимся о понесенных областным бюджетом затратах в 1 миллиард рублей. «Это народные деньги и существенная сумма, и мы рискуем потратить ее зря. Потому и следует создать единый алгоритм обсуждения и прохождения подобных проектов, чтобы ничего не буксовало. Четвертому мосту же однозначно быть», – был лаконичен Кудин.

Глава комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов назвал концессию «меньшим злом», полагая что отрицательный эффект от выхода из проекта по четвертому мосту будет мультипликативным. «Согласен с коллегами, что и не поддержим строительную сферу и получим ущерб для инвестиционной политики региона. Не стоит забывать, что именно этот обсуждаемый проект победил в федеральном конкурсе, потому наше решение носит принципиальный характер: либо соглашаемся, либо проектов не будет, потому что невозможно замена или изменение. Нам нужно построить этот мост», – подытожил Салов.

В заключении, слово взял спикер горсовета Дмитрий Асанцев, который прямо заявил, что депутаты, согласно просьбе врио, «выразили определенную позицию по этому вопросу, как их просили». «С нашей стороны не будет возражений по строительству четвертого моста, что и запишем в резолюцию», – заключил Асанцев.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати