В Красноярске проходит VII Межрегиональный форум средств массовой информации «Енисей.РФ–2017». Его эксперты и участники – журналисты, редакторы и издатели, представители власти, крупных компаний и их пресс-служб. В программе 30 мероприятий: дискуссии, мастер-классы, круглые столы, награждение победителей конкурса журналистских работ, «Медианочь». А тема форума в этот раз была несколько необычной и звучала так же, как и тема пленарного заседания: «Позитивные медиа или хайп – в чем наше будущее?». Подробности - в материале «ФедералПресс».
«Не так страшен хайп…»
С пониманием того, что такое позитив, проблем, пожалуй, не будет. В нашей стране СМИ долгое время были исключительно позитивными, а некоторые остаются таковыми и до сих пор. Включишь – залюбуешься, настолько все хорошо (об этом не раз говорили и участники форума).
А вот словечко «хайп» нуждается в расшифровке. Во всяком случае, на первом пленарном заседании его участникам на всякий случай объяснили, что это такое. С английского слово переводится как «шумиха», «ажиотаж». А в применении к журналистским материалам обозначает излишнюю скандальность, стремление работать исключительно с «жареными» фактами.
Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России, главред журнала «Журналистика и медиарынок» на конкретном примере объяснил, что такое хайп:
«Знаю о случае, произошедшем в Воронежской области. Там местный бизнесмен устроил какой-то праздник, завершавшийся запуском воздушного шара, к которому был привязан живой осел. Местная районка это дело засняла, выложила ролик на своем сайте и на канале в YouTube и обеспечила себе на какое-то время наплыв посетителей. Но они иссякли, как только интерес к видеоролику утих. Судьбу СМИ эта новость, по большому счету, никак не изменила…»
Трудно сказать, почему организаторы форума решили остановиться на крайностях – позитив vs хайп – как будто совсем уж исчезли как вид объективные и притом интересно написанные журналистские материалы. Зато и.о. первого замгубернатора Красноярского края Сергей Пономаренко, открывая форум, признался, что тема в целом инициирована региональными властями.
«Сегодня мы живем в эпоху коммуникационного изобилия, – сказал он. - Происходит трансформация новостной повестки, нарастает излишняя эмоциональность в СМИ, которые таким образом пытаются нарастить рейтинги. И государству трудно пробраться через этот информационный поток. Говорят, что журналист пишет историю современности. Но если через 100 лет кто-нибудь почитает наши СМИ, он ужаснется тому, что происходило в наше время».
В общем, главная проблема, обозначенная Пономаренко: не хотят современные журналисты писать о достижениях власти и бизнеса бесплатно. Зато охотно берутся за «скандалы, интриги, расследования».
Не все участники форума были настроены столь пессимистично. Писатель Захар Прилепин заявил, что по сути-то хайп был всегда, сейчас лишь наконец найдено слово для этого явления (Прилепин в этой связи напомнил историю о том как в «СССР секса не было», а потом он внезапно появился).
«Не стоит преувеличивать опасность хайпа. Напротив, я бы сказал, что «хайп прошлого» был опаснее современного, потому что под ним всегда была некая идеологическая подоплека. А сегодня хайп – самоцель, хайп ради хайпа. Все это понимают и знают ему цену, - заметил Прилепин. – Часто такие штуки действительно подменяют реальную повестку, те серьезные вещи, которые и обсуждать нужно всерьез. Но когда по-настоящему изменится жизненная повестка, сами собой изменятся и формы разговора о ней. А пока я бы призвал всех быть максимально независимыми от того, что предлагают нам сегодня СМИ. Надо уметь противостоять этому и управлять своим сознанием. И это касается людей абсолютно любых политических взглядов».
Сам себе журналист
Как заметил на пленарном заседании теле- и радиоведущий Александр Гордон, хайп – это вопрос не столько темы, сколько ее подачи.
«Уверен, что сегодня главной темой красноярских СМИ и самыми читаемыми материалами будут новости о снегопаде в городе. Действительно, вот это новость так новость – в Сибири зимой идет снег!», - заметил он. Власти, в свою очередь, расскажут об уборке улиц. Да и об автомобильных пробках на заснеженных улицах можно сообщить по-разному: и спокойно, и с негодованием. А можно и не сообщать вовсе.
Однако спрос на скандал у читателей падает, уверен Иван Засурский, журналист, продюсер, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, главный редактор издания «Частный корреспондент». Об этом, по его мнению, говорит тот факт, что люди все чаще вообще отказываются от получения информации в «традиционных» СМИ и уходят в соцсети, То есть, по сути, сами становятся авторами того контента, который хотят потреблять. Так люди как бы «защищаются» от хайпа и делают выбор в пользу позитивной информации.
«Позитивная журналистика, безусловно, может и должна быть популярной. Вопрос – что такое позитив? – говорит Иван Засурский. - В советское время в СМИ вообще был один сплошной позитив. От него все так устали, что 1990-е стали эпохой тотальной «чернухи». Вряд ли в наше время до этого дойдет, потому что люди сейчас сидят в соцсетях, оттуда же черпают информацию. Сегодня каждый гражданин сам себе журналист. Какой может быть негатив, например, в Инстаграме? Неудачная прическа или посаженное на брюки пятно? Да, в соцсетях возможно и резкое общение, но, как правило, с предварительными и последующими реверансами».
Вообще плохих новостей в соцсетях нет, утверждает Засурский. Даже если пользователи сообщают о неком трагическом событии (например, о смерти известного человека), обязательно идет и некий позитив: упоминания о том, как много он сделал, каким гениальным был…
«То есть весь хайп исходит только от СМИ, - говорит Засурский. - Завоевывают ли они тем самым себе аудиторию? Судя по тому, что люди предпочитают общаться в социальных сетях, делиться историями из своей жизни – вряд ли. Не думаю, что у общества сегодня есть запрос на скандал».
Уход читателей и зрителей в соцсети предрекает и Александр Гордон. Но несколько по другой причине: огромная конкуренция между СМИ рано или поздно придет к тому, что аудитория просто устанет от этого разнообразия, и люди будут сами создавать то, что хотят видеть и читать.
«Сейчас СМИ не объединяют людей, как это было, например, в советские годы (тогда было по одной газете на каждую группу аудитории), а, наоборот, разъединяют. Люди одного возраста есть, а поколений нет. Все это приведет к тому, что каждый будет сам себе СМИ», - говорит Гордон.
Плата за конфликт
Что делать в реалиях, когда летающие ослы собирают миллионы просмотров, а СМИ не хотят бесплатно рассказывать о достижениях бизнеса и успехах власти? Приспособиться к реалиям тем, кто заинтересован в изменении ситуации.
«Власти априори хотят как лучше, работа у них такая. Но СМИ просто так, бесплатно, рассказывать об этом не хотят. У них есть свои задачи: посещаемость, рейтинги и т.д., - говорит Александр Гордон. – Но я бы напомнил и властям и бизнесу, что медиаконтент есть там, где есть конфликт. И если власти поймут это и будут рассказывать не только о том, как они сеют разумное, доброе, вечное, то ситуация изменится. Когда я вижу в тексте сплошной позитив, для меня очевидно, что это пропаганда. Мне рассказывают, как замечательно жить у нас в городе и сколько на это потрачено средств из бюджета, но это никак не соотносится с моим личным опытом. Я-то вижу, что мне лучше от этого не становится. Но если власти будут рассказывать о том, какие серьезные проблемы были в городе или регионе, а они с этими проблемами борются, то журналисты и сами об этом будут писать, им не придется приплачивать за это».
Но меняться должны и СМИ. По мнению Захара Прилепина, за последние лет двадцать пять люди «наелись» хайпа, и сейчас им интереснее нормальная, взвешенная информация. Для СМИ понимание этого момента – вопрос и доверия к ним, и в, конечном счете, их выживания.
А Евгений Абов, заместитель генерального директора «Российской газеты» уверен, что и такие показатели работы СМИ, как рейтинги и объем аудитории, сегодня теряют актуальность.
«С развитием интернета медиаконтент становится персонализированным. Сегодня нет некой «газеты для всех», есть множество разных ниш. И ценность СМИ уже не измеряется объемом трафика – часто он растет за счет мусора и случайно зашедших на сайт людей, – а за счет качества аудитории. Важно то, как именно СМИ вовлекает аудиторию в созданную им страту», - говорит Абов.
…Впереди еще один день работы форума. Скоро станет известен полный список лауреатов конкурса журналистских работ «Енисей.РФ 2017». На завтра запланировано несколько интересных круглых столов и мастер-классов.
Их темы, в частности, – «Как не сесть в тюрьму за репост», «Мастерство профессионального хайпа», «Нет задачи писать скучно» и т.л. Словом, организаторы форума выдержали тему до конца.
Отметим, что завтра состоится круглый стол «Место политической журналистики в региональной повестке дня», в котором будет участвовать и Олег Орлов, исполнительный директор медиахолдинга «ФедералПресс».
Фото: Медиафорум Енисей.РФ 2017