«ФедералПресс» продолжает информационно-аналитическую программу «Смыслы недели». На текущей неделе самыми знаковыми событиями стали начало избирательной кампании по выборам президента России и обострение ситуации на Украине. Для «ФедералПресс» в этих событиях детально разбирались ведущие политологи России.
Виден победитель, остальные − в тумане
В стране официально дан старт кампании по выборам нового президента. Запускающее этот процесс постановление Совета Федерации РФ «О назначении выборов президента Российской Федерации» было опубликовано в «Российской газете». И уже с 18 декабря на всей территории страны и во всех политических партиях, имеющих возможности и желание выдвинуть своего кандидата или поддержать чью-то кандидатуру, запустились ключевые электоральные процедуры. Ряд партий уже провел свои съезды, а другие ускоренно готовятся это сделать. Самовыдвиженцы от этого не остались в стороне. Теперь кандидаты от партий и самовыдвиженцы обязаны в течение 25 и 20 дней со дня начала избирательной кампании соответственно, подать необходимые для регистрации документы в Центризбирком. Первым подал документы в Центризбирком лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В целом о своем желании баллотироваться заявили уже более тридцати человек. Вопрос в том − кто из них реально дойдет до появления своей фамилии в избирательном бюллетене. Мы поинтересовались у политологов − в чем отличия нынешней кампании от прошлых избирательных кампаний, и можно ли ждать каких-то неожиданностей и сюрпризов.
Комментирует руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов:
«В этих выборах нет никакой интриги, так как нет реального кандидата от оппозиции. Оппозиция раздроблена, и у нее нет фигуры, способной объединить вокруг себя какие либо значимые политические силы и электорат. Что касается кандидата или кандидатов от блока непарламентских партий «Третья сила», то большинством входящих в блок партий до сих пор не принято решение об участии в выборах. Эти выборы для блока имеют «думский прицел», но выборы в Госдуму пройдут еще не скоро, и потому пока нет желающих финансово вкладываться в них уже сейчас».
Комментирует член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева:
«Президентская кампания стартовала вполне живо. Не прошло еще и недели со дня официального начала выборов, а уже свои претензии на главный пост в стране заявили 34 кандидата. Самой организованной оказалась партия ЛДПР, первой выдвинувшая своего лидера − да и то сказать, у «жириновцев» двух мнений быть не может. Аналогичную последовательность и предсказуемость продемонстрировали яблочники. Определенная интрига неожиданно обозначилась в КПРФ: все ждали Геннадия Зюганова, а может случиться так, что коммунисты выдвинут альтернативного кандидата. Непросто будет «Единой России» объяснить, почему Владимир Путин все-таки предпочел самовыдвижение. Президент России, между тем, на этой неделе ожидаемо заручился абсолютной поддержкой ОНФ. Как-то все подзабыли растерянно, а может таинственно молчащую «Справедливую Россию», одну из четырех партий, имеющих право выдвигать своего кандидата без сбора подписей и до конца не определившуюся. Хотелось бы, конечно, неожиданного хода 25 декабря, в день партийного съезда, хотя вряд ли...
Вполне активно себя ведут «малые партии»: «Партия роста», «Альянс зеленых», «Честно», «Коммунисты России» и пр. Ждем, конечно, одного из самых неоднозначных, а потому интересных кандидатов − Ксению Собчак − от «Гражданской инициативы».
Следующий этап − сбор подписей − будет любопытным. Интересно, кому еще «попросят» помочь региональные администрации».
Комментирует член правления РАПК, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов:
«Главная интрига начавшейся избирательной кампании − это содержание избирательной программы главного претендента. У нас жесткая вертикаль власти, Россия всегда была страной с четко выраженной иерархической системой управления и вполне понятно, что от сути этой программы в жизни граждан будет зависеть очень многое. Интрига, на мой взгляд, поменьше − это избирательная кампания Ксении Собчак. Я с интересом буду ждать полученных ею результатов на выборах, так как от этого напрямую будет зависеть ее дальнейшая политическая карьера. Один важный фактор, который будет отличать эту кампанию от прошлых − более напряженная международная обстановка и главному претенденту придется об этом говорить».
Комментирует политический аналитик, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей:
«Судя по происходящему, несмотря на обилие людей, которые заявили о том, что они намерены выдвигаться в президенты, реальных кандидатов будет шесть-семь, и кампания пройдет в штатном режиме. Никаких неожиданностей на счет того, кто придет первым, разумеется, не будет. Интрига развернется в борьбе за второе-третье место и за четвертое. Причем будет принципиальное различие в типах интриг. За второе-третье места, видимо, будут бороться Зюганов и Жириновский, и для них это важно, чтобы с почетом уйти на покой. То есть, это своего рода, «дембельский аккорд». А за четвертое место будут бороться люди, для которых оно станет политическим трамплином».
Комментирует политолог Алексей Чадаев:
«Фетишем президентской кампании стала тема явки. Опыт учит нас, что когда наша система концентрируется на какой-то одной задаче, она с ней обычно худо-бедно справляется, в каком бы разобранном состоянии ни была. Вопрос в том, чтобы на всех уровнях осознали серьезность проблемы. А она велика, учитывая сочетание нескольких факторов:
1) Впервые в истории президентская кампания не предваряется парламентской, которая ранее традиционно выполняла функцию «разогрева» и скрытого первого тура.
2) Из-за ЕДГ вместе с президентскими выборами в этот раз не проходит никаких региональных и муниципальных кампаний, которые обычно давали свой синергетический эффект в явке.
3) Новая команда АП никогда в своей истории не проводила никаких выборов и не имеет никакого опыта кампаний, кроме кандидатского у некоторых ее членов в седой древности.
4) Смена руководства ЕР и начавшаяся после нее реорганизация партии на какое-то время ослабили эту структуру, традиционно бывшую основным локомотивом провластных кампаний.
5) Затухание активности ОНФ в последние два года (начиная со старта думской кампании, когда фронт был отодвинут по шкале приоритетов) привело к известной деградации его кадровых и организационных возможностей.
6) Новоназначенные губернаторы − в каждом пятом регионе, и их политические команды часто не имеют достаточных рычагов для управления кампаниями по объективным причинам.
7) Готовящаяся реформа полпредств породила ожидания отставок и привела к ослаблению влияния полпредств на территории.
Анонсированная смена руководства ведущих телеканалов также не добавила медиаменеджменту рвения проявить себя в ходе президентских выборов.
Список можно продолжать – проблемы есть и в ЦИКе, и в Минобре с Минздравом (традиционно контролировавших кадровое «поле» провластных кампаний – врачи/учителя), и в корпорациях, ранее дававших результат на своих «ведомственных» территориях, далее везде. По факту, ни одна из опорных структур системы не подошла к президентским выборам в оптимальном состоянии.
Наконец, сами избиратели. Рейтинг президента находится сейчас на длинном нисходящем тренде после пиковых значений 2014–2015 годов. Этому есть множество объяснений, но достаточно простого понимания его волновой природы: он всегда колеблется по синусоиде. Его искусственно поддерживали в верхней точке дольше нужного в невыборные годы по внешнеполитическим причинам, но рано или поздно отскок должен был начаться – вот он и начался. А рейтинг влияет не только на результат голосования, но и, в случае референдумной кампании, в первую очередь на явку. Знакомые электоральные социологи прогнозируют реальную явку на уровне 35–40 %, что космически далеко не то что от 70, но даже и от простой половины избирателей.
Ладно бы еще был явный враг, которого необходимо обязательно героически победить. Но побеждать некого – потенциальные кандидаты в такие враги успешно победили сами себя в ходе политсезона-2017, и сейчас никак не тянут на реальную угрозу. А в результате людей посулами-пряниками-песнями-плясками будут загонять на участки, причем и загоняющие, и загоняемые будут исходить из того, что все решено уже и без них и давным-давно. А значит, усердствовать особо не будут.
Кризис? Да. Видит ли его уже сейчас Путин? Думаю, нет: у него в более срочном приоритете сегодня внешняя политика, а во внутренней все индикаторы пока сигналят, что все ровно; да и сказанное, в общем-то, досужие домыслы.
Но я все же верю, точнее знаю, что наша старая ржавая железяка под названием «аппарат» при должной накрячке и не с такими вызовами может справляться. Другое дело, что крячить придется без передышки все три месяца, и, как бы сказать, от души».
Комментирует Екатерина Шульман:
«В этой кампании предвыборную программу основного кандидата заменят ответы на жалобы, поощрения энтузиастов и раздача подарков. Одновременно будет стремление не повторить чересчур масштабную щедрость 2012 года Тогда «майские указы» сломали хребет региональному бюджетированию и загнали субъекты федерации в долги. Сейчас будут пытаться действовать осторожнее и ограничиваться точечными адресными подарками. Как мы видим, это уже началось: анонсирована программа второго материнского капитала − выплат малообеспеченным семьям за первого ребенка, 7 млрд на доплаты работающим пенсионерам в 13 регионах, господдержка системы оказания паллиативной помощи».
На Донбасском фронте ждут перемен?
Сразу два события уходящей недели заметно повысили градус противостояния на линии разграничения украинских силовиков и донбасского ополчения. Первым событием стало то, что Россия вывела своих офицеров-наблюдателей из состава Совместного центра по контролю и координации режима прекращения огня на востоке Украины (СЦКК). Причиной стала позиция Киева, который путем различных ограничений и провокаций целенаправленно затруднял работу российских офицеров в зоне конфликта. Выводу офицеров придали большое значение на международной арене, и Путину пришлось даже по телефону детально объяснить причины вывода Ангеле Меркель. По словам российского президента, на неоднократные предложения со стороны России по урегулированию сложившейся ситуации должной реакции от Киева не последовало. Кремлю в связи с отзывом наблюдателей даже пришлось выступить со специальным заявлением.
«Лидеры России и Германии согласились продолжить обсуждение открытых вопросов, решение которых необходимо для возобновления полноценной работы СЦКК. Условлено, что помощники лидеров двух стран дополнительно проработают условия, которые сделали бы возможным возвращение российских офицеров в состав этой структуры», − говорилось в этом заявлении.
В ходе разговора Путин и Меркель поддержали инициативу по взаимному обмену пленными в Донбассе, а также объявленное Контактной группой Рождественское перемирие. Тем временем по ту сторону океана произошло событие, откровенно направленное на эскалацию конфликта в Донбассе. Государственный департамент США одобрил коммерческую лицензию для продажи Украине некоторых легких вооружений и стрелкового оружия, сняв этим существовавший доселе запрет на продажу летального оружия. Разрешение пока касается полуавтоматического и автоматического огнестрельного оружия вплоть до калибра 12,7 мм, боевых пулеметов, глушителей, прицелов и пламегасителей, а также запчастей. При этом, по словам представителя Госдепа, «правительство США не утверждало прямого предоставления Украине летального оборонительного оружия, но не исключает такого решения в будущем». Теперь американские экспортеры оружия могут подать заявку на коммерческие поставки в Украину в любое время, а каждый конкретный случай будет рассматриваться Госдепартаментом отдельно. Как мы видим, пока вожделенных Киевом «джавелинов» с списке нет. Каких событий теперь можно ждать на Украине и не являются ли они прелюдией к новой войне, мы поинтересовались у политологов.
Комментирует руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов:
«Я не думаю, что Украина сейчас готова или готовится к какой-то большой войне. Она для этого слишком слаба в экономическом и политическом смысле. Поэтому за выводом российских наблюдателей из центра по контролю и координации режима прекращения огня ничего серьезного не последует. Возможно какое-то локальное обострение обстановки, но не более того».
Комментирует политолог Ростислав Ищенко:
«То, что российские офицеры вышли из СЦКК, свидетельствует о том, что им там нечего делать. Эта группа наблюдателей была предназначена, чтобы обеспечивать развод противостоящих войск. Развод на практике не происходит, обстрелы позиций и территорий Донбасса продолжаются, Сейчас возможно возникновение новой большой войны Донбассе, но более вероятно, на мой взгляд, возникновение большой войны непосредственно на Украине. Но старт ей может быть дан и в Донбассе, а потом война переместится на всю остальную территорию Украины. Причиной войны может стать острая конкуренция за власть и оставшиеся ресурсы различных властных группировок. Эта вражда идет на государственном и региональном уровнях, группировки между собой не договариваются и не мирятся и очень жестко противостоят. Центр очень плохо контролирует не только регионы, но уже и сам Киев. Поэтому вполне логично предположить, что эта вражда дойдет до боевых столкновений. И я полагаю, что это может произойти уже скоро.
Если говорить о полной блокаде железнодорожного сообщения между Россией и Украиной, о чем неоднократно заявляли украинские радикалы, то оно вполне возможно. Уже сейчас почти полностью прекращено движение пассажирских поездов, а грузовое сообщение сохраняется, но только потому, что оно нужно самой Украине. На единственном оставшемся пассажирском поезде Москва – Кишинев я не разу не видел российскую бригаду, а всегда бригада поезда была сформирована в Молдавии. Дальше Украина может отменить свои поезда, ведь у нее только в Москву идет 8 или 12 поездов. Но этим она создаст дополнительные проблемы своим гражданам, которые едут в Россию. Украинские граждане все равно поедут в Россию даже случае полной блокады, так как им надо работать. Но тогда им просто придется добираться через Белоруссию, Польшу или Турцию. Если говорить о Минском формате, то пока из него кто-то не выйдет, он сохранится».
Фото: ЛДПР
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»