Top.Mail.Ru
Общество
Республика Карелия
0

Провал с уборкой дорог в Карелии: что будет после «Ремстройкомплекта»

В середине декабря, накануне снегопадов, правительство Карелии расторгло долгосрочный контракт на уборку дорог с петербургской компанией «Ремстройкомплект». Генподрядчик обратился в арбитраж, но такие судебные процессы могут идти долго, а своевременная уборка дорог – это вопрос безопасности жителей региона. Как новый карельский губернатор намерен справиться с «дорожной» проблемой, доставшейся ему в наследство от прошлой администрации, и есть ли жизнь после «Ремстройкомплекта», читайте в материале «ФедералПресс».

Кабальный контракт

Все началось в июле 2015 года, когда госконтракт на уборку и содержание карельских региональных дорог достался петербургской компании «Ремстройкомплект». Карельские дорожно-ремонтные предприятия стали всего лишь субподрядчиками. «Конкурс был сделан чисто под эту организацию, – рассказал журналистам директор Кольского ДРСУ Юрий Гугалинский. – Мы скинули 10 % от начальной цены контракта, но они победили по другим параметрам – больше грамот, больше специалистов с высшим образованием, больше техники».

По словам руководителей дорожно-ремонтных предприятий, условия оказались кабальными для субподрядчиков. Дорожники не раз жаловались исполнительной власти на высокий генподрядный процент (почти пятая часть от стоимости контракта), а также на задержки с оплатой уже выполненных работ. В итоге многие региональные ДРСУ остались без оборотных средств, а некогда мощное предприятие ГУП РК «Мост», ранее убиравшее большую часть карельских дорог, обанкротилось.

Падение «Моста»

Как сообщил «ФедералПресс» профсоюзный лидер карельских транспортников Сергей Соловьев, республиканские власти планомерно уничтожали ГУП РК «Мост» в течение нескольких лет, чтобы избавить «Ремстройкомплект» от конкурента. В результате «Мост» оказался в последней стадии банкротства – конкурсном производстве. Власти обещали найти инвестора, который смог бы погасить кредиторскую задолженность и оздоровить гибнущее предприятие, но этого не произошло.

Новый исполнительный директор «Моста» Сергей Шевченко сообщил корреспонденту «ФедералПресс», что шанс «выплыть» у предприятия есть. «Если мы продержимся в таких условиях до весны, сохранив технику и коллектив, то летом какие-то договора заберем – обернемся и дальше будем существовать, – рассказал Сергей Шевченко. – Правительство обязательно должно взять ситуацию под контроль и совместными усилиями «разруливать» эту историю».

По мнению Сергея Соловьева, все это из области фантастики, поскольку точка не возврата для компании уже пройдена. «Скорее всего, закончится тем, что «Мосту» придется все распродать, чтобы рассчитаться с кредиторами. А людей могут забрать себе другие предприятия – это в лучшем случае», – отметил Сергей Соловьев.

На грани катастрофы

Ситуация взорвалась в декабре 2017 года, когда дорожные предприятия не дополучили от «Ремстройкомплекта» десятки миллионов рублей за работы, выполненные в октябре и ноябре. Сотрудники большинства ДРСУ отказались выходить на участки. Возникла угроза чрезвычайной ситуации. Республиканские власти решили разорвать контракт – прямо посреди зимы. С субподрядчиками заключили прямые договоры на три месяца в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Сейчас уборкой дорог занимаются Кондопожское, Кольское, Костомукшское и Петрозаводское ДРСУ, а также Олонецавтодор, «Технострой» и ряд подразделений «Моста», работающих на подряде у компании «Автодороги-Питкяранта».

«Основной объем работ выполняет компания «Автодороги-Питкярната» – они берут на себя большую часть региональных дорог. Привлекают местные организации, лесозаготовительные предприятия и так далее, – пояснил корреспонденту «ФедералПресс» заместитель директора управления автомобильных дорог Карелии Игорь Суворов. – Проезд ко всем населенным пунктам на данный момент обеспечен, дороги приводятся в нормативное состояние».

По словам представителя Управтодора, новый конкурс будет объявлен в январе, а к 1 апреля новый генподрядчик должен приступить к работе. «Хотя не факт, что не придет такая же «фирмочка», которая все подгребет под себя. Согласно закону, мы не имеем права ограничивать конкуренцию – и зачастую появляются фирмы, которые хотят нажиться на больших государственных деньгах. Но таково наше законодательство», – посетовал Суворов.

По словам Соловьева, выход из сложившейся ситуации может быть только один. «Я уже десять лет предлагаю создать государственное бюджетное учреждение, которое получало бы госзаказ без всяких аукционов – и оно бы обслуживало автомобильные дороги, – сообщил наш собеседник. – Это затратный механизм, однако в России такая практика есть: Москва, Ленобласть и ряд других регионов работают именно по такой схеме. Работами, от качества которых зависит жизнь и безопасность людей, должно заниматься государство. Такой же госзаказ, как школам дают, больницам. То есть нужно создать такое же бюджетное учреждение, но дорожное. Если бы изначально создали такое учреждение – таких проблем бы не было».

 

Региональные дороги – муниципалитетам?

Чиновники карельского правительства нашли альтернативный способ решения «дорожного вопроса». На днях премьер-министр Александр Чепик сообщил, что глава региона планирует передать часть полномочий по содержанию региональных дорог на уровень муниципалитетов. Инициатива правительства вызвала волну критики со стороны профессионалов.

«У нас 80 % автомобильных дорог находятся в ненормативном состоянии. Они попросту не могут функционировать как нормальные автомобильные дороги. Их нужно ремонтировать, – возмутился Соловьев. – Они предлагают отдать ненормативные дороги муниципальным властям – и что они будут с этими дорогами делать? Чтобы отремонтировать 400-500 километров дорог в каком-либо районе – нужно 500-800 млн рублей. Где муниципалитетам взять такие деньги? Зачем отдавать все это местным администрациям, у которых денег нет? Чтобы они несли ответственность – вплоть до уголовной – за состояние дорог?» По его словам, передача содержания дорог на муниципальный уровень имеет смысл только после приведения их в порядок.

«Давайте мы все-таки региональные дороги оставим за исполнительной властью Республики Карелия. Обеспечение безопасного проезда – это все-таки государственная задача, а не вопрос местного значения. Если у нас дорожный фонд около 2 миллиардов рублей в год, а на ремонт дорог только в одном районе требуется 800 миллионов – о чем здесь можно говорить?» – добавил он.

Схожее мнение высказал заместитель начальника управления автомобильных дорог Игорь Суворов. «Такая практика несостоятельна. Опыт уже был – от него отказались в предыдущие годы», – сказал он. На следующий день после появления этих слов в карельских СМИ Суворов уволился по собственному желанию. По последним данным карельского правительства, ситуация на региональных трассах постепенно стабилизируется.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.