В декабре 2017 года Конституционный суд РФ постановил начислять «северные» и районные надбавки сверх величины МРОТ. Постановление вызвало обеспокоенность предпринимателей и стало причиной серьезной дискуссии. О том, что изменится в жизни карельских работников и работодателей – и выдержит ли региональный бюджет дополнительную нагрузку – в материале «ФедералПресс».
История вопроса
В 2007 году утратили силу положения Трудового кодекса, которые запрещали включать компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты в величину минимального размера оплаты труда. Работодатели быстро сориентировались в ситуации и стали «урезать» оклады работников. Только через суд людям удавалось получать недоначисленную зарплату.
В 2016 году, после определения коллегии Верховного суда РФ, работодатели получили возможность включать «северные» надбавки в МРОТ практически невозбранно. Работники, чей доход соответствовал общепринятому минимуму лишь после выплаты «северных», стали проигрывать в судах споры о выплатах. В ноябре прошлого года четыре жительницы северных регионов (в том числе и Карелии) обратились в Конституционный суд и заявили, что такой порядок расчета заработной платы нарушает принцип справедливого вознаграждения за труд. В итоге КС признал, что районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав МРОТ. «В противном случае заработная плата работников в особых климатических условиях не отличается от зарплат лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом, – объяснил такое решение председатель суда Владимир Зорькин. – Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда утрачивает реальное содержание и превращается в фикцию».
Власти Карелии пошли чуть дальше и обязали работодателей начислять повышающие надбавки не сверх МРОТ, а сверх минимальной заработной платы по региону, которая установлена трехсторонним соглашением между правительством республики, региональным профсоюзом и союзом промышленников и предпринимателей и составляет 10 тысяч рублей. Нововведения вызвали противоречивую реакцию экспертного сообщества.
Стоит отметить, что в конце 2017 года федеральные власти приняли решение о повышении минимального размера оплаты труда в РФ до уровня прожиточного минимума в течение двух лет. В 2018 году МРОТ должен вырасти до 85 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а в следующем году – сравняться с ним. Все это, как и выполнение решения КС, потребует дополнительных расходов работодателей.
«Это очередная подножка бизнесу»
Как сообщил «ФедералПресс» председатель Союза промышленников и предпринимателей города Петрозаводска Сергей Авишев, постановление КС однозначно не пойдет карельскому бизнесу на пользу. «У карельских предпринимателей сегодня мало возможностей снизить себестоимость своей продукции. Тарифы у нас высокие – выше, чем, у соседей. Электроэнергия дорогая, транспортные расходы большие. Несмотря на обещания властей, что тарифы в Карелии скоро станут как в Ленобласти, воз и ныне там. Налогооблагаемая база тоже не даёт никакой возможности экономии, – посетовал общественник. – Фонд заработной платы был единственным ресурсом. Мы уже и так неконкурентоспособны на внутреннем рынке – а здесь еще и дополнительная нагрузка, которая не запланирована и не вписана в стратегию развития».
По его словам, новые требования особо не повлияют на крупных игроков, потому что доля расходов на оплату труда в себестоимости их продуктов и услуг будет незначительной. Но для малого и среднего бизнеса любые законодательные изменения, которые не понижают, а повышают нагрузку могут стать губительными. «О каком развитии здесь можно говорить? Это очередная подножка бизнесу», – говорит Авишев.
По его мнению, перед тем, как нагружать предпринимателей дополнительными обязательствами, власти должны были создать определенные условия – своеобразное пространство для маневра. Иначе бизнес начнет искать решения самостоятельно – от оптимизации штатов и перехода на аутсорсинг – до «серых» зарплат.
«Есть риски перекосов в бюджетной сфере»
Как рассказала депутат Законодательного собрания Карелии Анна Лопаткина, в бюджетных организациях тоже могут возникнуть проблемы. «Это следует уже из тех обращений, которые поступают как от работодателей, так и от органов местного самоуправления. И это еще без совокупного размера исковых заявлений, с которыми могут обратиться те работники, которым работодатель «запихивал» в МРОТ все «северные» и стимулирующие. Есть риски перекосов в бюджетной сфере – это когда зарплаты младшего персонала повышают почти до уровня зарплат среднего, несмотря на разницу в квалификации. Конституционный суд не только подтвердил, что стимулирующие и компенсационные выплаты не могут включаться в МРОТ. По мнению судей, «северные» надбавки нужно начислять даже не на МРОТ, а на всю зарплату. Короче говоря, работодателю потребуется много денег, которые у него нигде не предусмотрены», – отметила депутат.
Уполномоченный по правам предпринимателей Карелии Елена Гнетова считает, что делать какие-либо выводы пока преждевременно. «Нужно время, чтобы все проанализировать. Вопросы есть, но, в основном, по расчету. То есть не все поняли, как это рассчитывать. Но когда предприниматели видят, что минимальная заработная плата 10 тысяч – а сверху уже идут районные и северные надбавки – все становится на свои места. Многие работодатели обеспокоены этой проблемой – однако каких-то заявлений, что мы будем закрываться, потому что не сможем выплачивать такую сумму минимальной заработной платы, пока не было», – подчеркнула бизнес-омбудсмен.
«Никаких сомнений и терзаний здесь нет»
По данным СМИ, власти регионов Северо-Запада, где действуют северные надбавки, напряженно думают, где взять необходимые средства, поскольку их бюджеты уже сформированы исходя из прежнего уровня минимального размера оплаты труда. По подсчетам главы Мурманской области Марины Ковтун, на выполнение требований КС региону придется дополнительно изыскать около 1,5 млрд рублей. В Минфине Республике Коми называют сумму в 1,7 млрд. В правительстве Карелии о каких-либо цифрах пока не говорят. По мнению Анны Лопаткиной, молчание продлится недолго. «Денежный» вопрос рано или поздно придется решать.
«В настоящий момент, насколько мне известно, просчитывается потребность по государственным учреждениям, поскольку решение Конституционного суда принималось, когда в парламенте уже утвердили основные параметры бюджета. Определенный резерв, конечно, предусмотрен, но, по моему личному мнению, полностью данный вопрос без помощи федерального центра не решить, – подытожила депутат.
Между тем, как удалось выяснить «ФедералПресс», чиновники карельского Минфина смотрят в будущее с оптимизмом. «Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы республики будет производиться из консолидированного бюджета республики с соблюдением всех требований законодательства о размере и методике начисления оплаты труда. То есть никаких сомнений и терзаний здесь нет», – сообщили в пресс-службе ведомства. Впрочем, учитывая, что в октябре прошлого года правительству региона пришлось просить у Москвы деньги на выполнение «майских указов» президента о повышении зарплат бюджетникам, бездефицитной карельской казне придется пройти серьезную проверку на прочность.