Top.Mail.Ru
Политика
Москва
3

Смыслы недели: «Качели» Грудинина, «черная кошка» твиттера и «школота» Навального

Экспертиза самых знаковых событий недели с Дмитрием Журавлевым, Андреем Колядиным, Екатериной Курбангалеевой, Алексеем Куртовым, Дмитрием Орловым и Глебом Павловским
Грудинин и Жириновский

«ФедералПресс» продолжает информационно-аналитическую программу «Смыслы недели». На текущей неделе самыми знаковыми событиями стали взлеты и падение рейтингов кандидатов и динамика сбора подписей; возобновление в информпространстве Запада темы российской пропаганды в Facebook и Youtube, а также анонсированная Навальным на 29 января акция протеста. Для «ФедералПресс» в этих событиях детально разбирались ведущие политологи России.

Рейтинги кандидатов и «качели» Грудинина

Пока основной кандидат продолжает уверенно окучивать электоральное поле продуманными речами, визитами и решениями, остальные кандидаты, разумеется, по воле социологов и политтехнологов, начали меряться рейтингами.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты нового опроса о предстоящих президентских выборах, где произошло некоторое смещение акцентов избирателей при оценке кандидатов. Проголосовать за Владимира Путина на президентских выборах, по данным опросов, проведенных 11-15 января, готовы 73,2% россиян. Понятно, что здесь нет никакой интриги, однако она есть рядом. Доселе триумфально поглядывающий на конкурентов свысока − кандидат от КПРФ Павел Грудинин − вдруг сравнялся с Владимиром Жириновским, хотя буквально неделю имел 7,2% поддержки, против 4,7 у его основного оппонента. Теперь у них по 6,1%. У остальных кандидатов позиции куда более шаткие. За Ксению Собчак готовы проголосовать 1,2%, за Григория Явлинского – 0,8%, за Бориса Титова – 0,3%.

По мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, неожиданное появление Грудинина на электоральной арене привело к всплеску внимания к нему. На гребне этой волны он легко набрал очки и сходу опередил в рейтинге Владимира Жириновского. «Этот взлет стал возможен благодаря широкому запросу на новые лица на левом фланге, законсервировавшемся уже длительное время назад. Сыграла роль и самопрезентация Грудинина как «красного директора», социально ориентированного предпринимателя. Процесс роста рейтинга Грудинина остановился спустя две недели после выдвижения − около 10-11 января. Узнав благодаря СМИ и социальным сетям больше о «коммунисте-миллиардере», избиратели засомневались, действительно ли он − та фигура, которой можно доверять? Как результат, рейтинг Грудинина стал стагнировать, теперь он не опережает Жириновского, а делит с ним второе место», − пояснил глава ВЦИОМ.
Так в чем заключается интрига в выборах?

 

Комментирует член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева:

«Пока активная подписная кампания идет у четырех кандидатов: Владимира Путина, Григория Явлинского, Ксении Собчак и Бориса Титова. Даже это, казалось бы рутинное дело, имеет у каждого штаба свои характерные черты, определяющие последующее позиционирование кандидатов: «за Путина» подписываются «всем миром», «от мала до велика», у Явлинского штабы работают «не числом, а умением», что называется, старая добрая школа. Подписи за Собчак собирают с драйвом и некоторой отвязностью в основном в крупных городах, городах-миллионщиках с «прошаренным» и критично настроенным избирателем. Борис Титов пытается активно эксплуатировать активистов вокруг «Деловой России» и бизнес-омбудсменов. Других претендентов на первый пост страны, которым надо собирать подписи, не видно и не слышно. Стоит еще отметить, что Ксения Собчак, вопреки оценкам многих экспертов, показывает себя настоящий бойцом, эмоционально и активно реагируя и используя любой информповод.

На этой неделе фактически «стартовала» тема обсуждения первых предвыборных рейтингов кандидатов. При этом у трех кандидатов есть вполне очевидный гандикап: у Владимира Жириновского и Павла Грудинина −статус уже зарегистрированного кандидата, у Владимира Путина − факт признанного лидерства. На Грудинина по-прежнему «работает эффект новизны», незначительное снижение (после первого скачка) рейтинга в рамках погрешности пока не стоит брать в расчет. Вообще Грудинина не стоит недооценивать; да, возможно, он потеряет часть голосов «верных ленинцев, которые не приемлют «капитализм» в любых формах, а также в собственных партийных рядах. Но именно Павел Грудинин, а не Борис Титов, и, уж, тем более не Ксения Собчак, в большей степени может рассчитывать на «голоса» мелких буржуа, рассерженных горожан и «офисного пролетариата». Эта фигура тем опасна и интересна, чем менее прогнозируема его электоральная база».

 

Комментирует президент РАПК Алексей Куртов:

«К сожалению, практика последних примерно 15 лет устойчиво показывает, что цифры ВЦИОМ в части рейтингов кандидатов потом волшебным образом практически совпадают с итоговым результатом голосования. Думаю, что обратного волшебства не случится и на этот раз. Интрига в выборах есть, но только это интрига второго плана. Она заключается в том, кто из претендентов в кандидаты президента сможет добежать со своими подписями до регистрации и что-то после этого показать или рассказать электорату. Хотя все прекрасно понимают, что это непринципиально, и это игра лишь второго плана».

 

Комментирует генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов:

«В объяснение, почему забуксовала мобилизация электората Грудинина, я приведу семь тезисов:
Первое. Большинство жителей страны впервые слышат о Грудинине от социологов. Слегка выше известность в Москве: здесь еще до кампании о директоре ЗАО «Совхоз им. Ленина» слышали 28% избирателей.
Второе. Очевидно, что региональные отделения КПРФ кампанию пока не ведут. В небольших городах и селах, где у коммунистов более дисциплинированный электорат, о кандидате впервые слышат 72-74% избирателей. Грудинин набирает «сетевую», «экспертную» и даже «телевизионную» известность. Но не завоевывает голоса регионального электората, для значительной части которого выбор в пользу московского бизнесмена остается неприемлемым.

Третье. Базовая известность Грудинина увеличилась на первой неделе кампании с 4,6 до 7,2%. Но это был первичный рывок, за которым последовала негативная коррекция.
Четвертое. Неподготовленность выдвижения начинает сказываться на образе кандидата. Выбирая спонтанные ассоциации с фамилией Грудинин, по 1% респондентов, опрошенных ФОМ, назвали «иностранные счета», «олигарх», «бизнесмен», «не подходит на пост президента». Именно на этот 1,1% снизился рейтинг Грудинина на второй неделе января по данным ВЦИОМ.

Пятое. Только 53% избирателей КПРФ планируют проголосовать за кандидата от своей партии. Такой же тренд подтверждался и итогами онлайн праймериз «Левого фронта», и дискуссиями «Грудинин или бойкот», которые идут в левой среде. Захватить немедленно коммунистического избирателя Грудинину, таким образом, не удалось. Возникает альтернатива для его дальнейшей стратегии: сосредоточиться на «своих» или, бросив их, выйти в широкое электоральное поле. Первая стратегия, несомненно, рациональнее. Тем более что 26% «диванных избирателей» не исключили для себя возможности проголосовать за Грудинина, но не собираются идти голосовать. Есть ли смысл даже в принципиальной попытке мобилизовывать их?

Шестое. Текущий электоральный потенциал Грудинина - не более 12% при сильной мобилизационной кампании и полном отказе левых от «красного бойкота».
Седьмое. Зюганов, как глава штаба Грудинина, инерционен, а значительная часть руководства и аппарата КПРФ воспринимают кандидата компартии как «инородное тело». Поэтому можно прогнозировать, что Жириновскому − в условиях, когда ЛДПР традиционно ориентирована жестко на него − мобилизация в ходе кампании может удастся лучше. Текущие же рейтинги двух основных соперников за второе место Грудинина и Жириновского сопоставимы и колеблются вблизи 6%».

Поиск черной кошки в темной комнате

Американская охота на ведьм в интернете получила второе дыхание и опять с российским оттенком. Социальная сеть Twitter активизировала демонстрацию ультрапатриотической лояльности и намерена «оповестить своих пользователей, которые получали сообщения от учетных записей, предположительно связанных с кремлевскими пропагандистскими ресурсами». Представитель компании Карлос Монье 17 января заявил в комитете сената США по торговле, науке и транспорту в среду следующее: «Мы работаем над тем, чтобы выявить и в индивидуальном порядке уведомить» пользователей, которые во время предвыборной кампании в США в 2016 году читали «сообщения от аккаунтов, связанного с Россией Агентства интернет-исследований» При этом Монье не уточнил, когда начнется процесс уведомления и как именно он будет проходить.

«Клятвой верности» против России озаботился не только твиттер. На этом же заседании в сенате присутствовали представители Facebook и Youtube, которые тоже отвечали на вопросы о том, как соцсети противодействуют распространению экстремистских материалов террористических организаций, нелегальной продаже оружия, распространению фейковых новостей и российской пропаганде. Представитель Twitter заявил, что сервис улучшил свои возможности выявлять аккаунты, автоматически настроенные на распространение спама и дезинформации, и теперь способен удалять до 4 млн таких аккаунтов в неделю. Представитель Facebook сообщил, что дезинформация в соцсети распространялась, в основном, через платные объявления.

Поиск «черной кошки в темной комнате» продолжается, хотя всем очевидно, что ее там попросту нет. Но таковы правила игры.

 

Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«Противостояние в информационной сфере между такими странами, как Россия и США, всегда есть и будет. Сейчас оно перешло на уровень соцсетей, мессенджеров и видеохостинга. Надо понимать, что информационная война − это нормальная часть внешнеполитического противостояния. И все это в красках мы видим своими глазами. Но здесь вопрос − а кому это адресовано? Ответ прост − данное информационное поле предназначено для рядовых американцев. Это они должны привыкнуть к тому, что вне зависимости от наличия или отсутствия аргументов, русские всегда неправы. Главная тамошних пропагандистов задача − создать представление, что Россия всегда плохая. И не надо тому каких-то этому серьезных доказательств. Просто плохая без объяснений. Уместно вспомнить, что это все уже было гораздо раньше, сразу после Великой Отечественной войны и потом в период «холодной войны». Сейчас это противостояние с уровня газет и телевидения перешло еще в область новых медиа-технологий».

Навальный призвал сторонников к протесту

После отказа Центризбиркома зарегистрировать Алексея Навального, как кандидата в президенты России, оппозиционер призвал провести 28 января всероссийскую акцию протеста против своего недопуска на президентские выборы. «Возьмите свой возраст и прибавьте к нему шесть лет: столько вам будет, когда у вас появится следующая − теоретическая − возможность проголосовать на выборах президента и тем самым повлиять на то, что происходит в стране», − так не очень убедительно мотивировал Навальный желающих присоединиться к акции.

Ранее он анонсировал всероссийскую акцию протеста в воскресенье 28 января. Его штабы в регионах заранее подали об этом предварительные уведомления, чтобы региональные администрации могли заранее спланировать график мероприятий с учетом протестных митингов. Станет ли акция массовой, будет ли жесткое противостояние с властью и какой вообще в ней смысл − об этом мы спросили политологов.

 

Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«Акция Навального повлияет только на его восприятие Западом. Больше ни на что. Кстати, допуск его до выборов для власти может быть был бы даже полезен. Сейчас Навальный может сказать, что на выборах он бы набрал много голосов. А реально много голосов он собрать не в состоянии. Но мы не можем все время насиловать законы и подстраивать их, в данном случае, под Навального. Который по закону из-за судимости по тяжкой статье не может быть кандидатом.

Массовой эта акция протеста не будет Но, к сожалению, Навальный имеет влияние на умы и настроения школьников и подростков, и этим пользуется. У них еще нет сложившегося мышления и жизненного опыта, поэтому радикальные идеи и популистские лозунги этого оппозиционера создают у них ложную картину, что этот человек якобы борется за справедливость. Поэтому из этой категории молодого поколения какой-то выход на акцию Навального будет, но не думаю, что он будет большим».

 

Комментирует политтехнолог Андрей Колядин:

«Акции протеста для Навального − это обычная практика. Только первая из них в марте прошлого года была относительно заметна, когда число участников оказалось около 48 тысяч. Все остальные его акции проходили в рамках статистической погрешности − от 100 до 1000 человек, причем даже не во всех регионах. Поэтому говорить, что акция станет массовой и перевернет основы мироздания − нет, не перевернет! Это будет одна из тех акций, которую заметят только те люди, которые интересуются этим оппозиционером как со стороны власти, так и его поклонников».

 

Комментирует главный редактор журнала «Гефтер» Глеб Павловский:

«Текущая избирательная кампания отличается от прошлой кампании благодаря выдвижению Алексея Навального и сопутствующей общественной активизации. Именно благодаря Навальному и появились Грудинин и Собчак, которых, в противно случае, просто не было бы. У нас никогда не было президентской кампании продолжительностью полтора года, а теперь это произошло. Причем впервые за все время существования Российской Федерации. И это хорошо.

Реакция властей на акцию Навального уже жесткая. Она заключается в попытках разрушить инфраструктуру его выдвижения − ликвидировать фонд, ликвидировать штабы. Думаю, будут и другие действия. Это создает странное ощущение, что Навальный находится в фокусе избирательной кампании Путина. Поддержат или не поддержат сторонники Навального акцию 29 января − это неизвестно, и для него это критический момент. Хотя массовость поддержки − это всегда неожиданно. В прошлом году, в марте, такие акции оказались очень массовыми».

Фото: zampolit.com

Сюжет по этой теме
1 октября 2021, 13:30

Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.