Всероссийская акция протеста «Забастовка избирателей», инициированная Алексеем Навальным, себя не оправдала. Невооруженным глазом прослеживается тенденция к снижению интереса населения к призывам главного оппозиционера страны выходить на улицы. А неорганизованность самих митингующих стала уже отличительной чертой акций Навального. Почему – в материале «ФедералПресс».
Самоплагиат
Митинги Алексея Навального, прошедшие 28 января, продемонстрировали кризис идей в стане оппозиционера и падающий интерес граждан к его акциям. Несмотря на широкую географию протеста, численность его участников заметно упала. Сценарий действий самого Навального не меняется. Он, как и 12 июня 2017 года, призвал своих сторонников выйти на несогласованную акцию, и был задержан фактически до ее начала. Как результат – в столице митинг превратился в шествие неорганизованной толпы по центру города.
«У Навального с оргресурсами есть некие ограничения. Мы знаем, что за сутки до акции были изъяты из вольного обращения сотрудники его штаба, была обезглавлена его верхушка. У него все-таки не беспредельные возможности. Скорее всего, это просто недоработка его», – отметил «ФедералПресс» глава Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов.
Количество участников акций протеста 28 января 2018 года не идет ни в какое сравнение с аналогичными мероприятиями 12 июня и 26 марта 2017 года. Хотя летняя акция уже показала снижение интереса населения, на нее в общей сложности вышло от 50 до 90 тысяч человек в городах страны. Из них 5 тысяч пришлось на Москву. Такие данные приводит «ОВД-Инфо». Как сообщает корреспондент «ФедералПресс», в столичной акции 28 января приняло участие не более 3 тысяч человек с учетом многочисленных журналистов. Согласно официальным цифрам, по всей стране вчера вышло не более 8 тысяч человек.
Кризис идей
Такое развитие событий было предсказуемо. Штаб Навального не предложил ничего нового для своих сторонников в плане проведения акций. Анонсирование митингов, которые почему-то назывались «Забастовками избирателей», 28 января не было подкреплено никаким серьезным поводом. В нашей стране вряд ли можно отметить высокую электоральную активность граждан, а недопуск Навального к президентским выборам был очевиден давно. Да и избирателей на митингах было не так много. Значительную долю протестующих составили школьники.
Политтехнолог Алексей Куртов рассказал, почему нынешняя акция не возымела популярности.
«Любая публичная акция должна базироваться на обострении интереса. Если мы говорим о 12 июня, там ведь был известный открытый доклад, который активно вовлек кучу народа в обсуждение. Поэтому акция была актуализирована. А проблема с выборами здесь и сейчас не актуализирована. Она есть вообще. Если ее нет здесь и сейчас, то выход людей становится гораздо менее активным», – отметил эксперт.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил, что в марте прошло года Навальный смог поднять вопрос коррупции и социального неравенства. Он схватил волну протеста. Однако люди выходили на митинги не за Навального, а против действий власти.
«Люди увидели несоответствие заявленного в прошлом году политического масштаба его реальным способностям. Весной прошлого года он сделал несколько удачных шагов с явным стремлением войти в большую политику. Он заявил себя как главный оппозиционер и всенародный лидер. У него были шансы расширить аудиторию, но дальше этих акций Навальный не пошел. Он сконцентрировался на том, что ему надо попасть в президентскую кампанию, хотя было ясно, что он туда не попадет. Это было заведомо проигрышно. Люди у нас ждут не регистрации кого-либо в выборах, а помощи в решении проблем. Он, конечно, не у власти, но оказывать давление на власть с помощью массовых акций для решения социальных и экономических вопросов он мог бы. Но он сосредоточился на своей персоне», – считает Николай Миронов.
Полицейский стоицизм
Если Навальный не изменяет своей тактике и ничего нового не придумывает, то правоохранительные органы отработали по иным принципам, отличным от марта и июня прошлого года. В Москве на этот раз обошлось без задержаний, несмотря на то, что акция была несогласованна, и протестующие выкрикивали довольно радикальные лозунги. Очевидно, что правоохранительные органы получили соответствующие указания. По всей стране было задержано всего 340 человек (больше всего в Уфе и Чебоксарах – по 50 человек). В то время как на двух прошлогодних акциях протеста полиция задержала около 4 тысяч человек.
«Власть тогда испугалась больше, чем было нужно. Массовые аресты не работают на положительный имидж власти. Они показывают страх, дают повод говорить о полицейском государстве. Это имеет негативный эффект внутри страны, вне страны. Людей не трогали сейчас, да и в этом не было смысла. Навального самого отпустили. Это издевательский жест со стороны власти: “Иди, ты сам видишь, что проиграл. Твоим наказанием является акция, которая прошла. Мы тебя даже сажать не будем”», – отметил политолог Николай Миронов.
Сигнал не все поняли
Впрочем, без «перегибов на местах» не обошлось. В Волгограде без объяснения причин была задержана группа журналистов, в том числе и корреспондент «ФедералПресс». В УВД города не смогли объяснить, на каком основании это произошло. Ситуация получила скандальный размах, а местная полиция серьезный имиджевый удар. Политтехнолог Дмитрий Фетисов считает, что правоохранительные органы в Волгограде сработали непрофессионально.
«Тут вопрос каких-то неадекватных действий волгоградской полиции. Можно было бы еще допустить, что как-то в суматохе там задержали журналистов, которые может быть не показали удостоверения. Но тут задержали фотокорреспондентов, которые были с камерами с фотообъективами. Любой здравомыслящий человек задумается, что эти люди могут являться представителями прессы», - отметил Фетисов.
Эксперт не исключает, что в данном случае мог иметь место и политический подтекст. Но скорее всего подобные действия были обусловлены желанием местной администрации нейтрализовать любые скандалы в преддверии приезда Владимира Путина в город 2 февраля. Получилось наоборот. Полиция и местные власти поступили политически недальновидно, задержав оппозиционеров вместе с журналистами.
«Тут скорее всего последовала жесткая установка, чтобы максимально пресечь эту акцию. Полиция переусердствовала и под руку попали журналисты. Если явно хотели избежать скандала, то в итоге его и получили. Скандал очень громкий, учитывая, что везде эти акции прошли мирно», - заявил политтехнолог.
В Уфе полиция почти сразу же с момента начала акции принялась грузить людей в автозаки. В Петрозаводске задержали нескольких человек. Там ситуация вышла курьезной. Сторонники Навального собрались в «гайд-парке» в 14 часов, но там же наметили встречу городские велосипедисты. А задержание начались из-за плаката с надписью «Забастовка избирателей». По словам представителей полиции, мероприятие «не предусматривало» наличие таких плакатов.
Проблему с плакатами испытали и оппозиционеры из Самары. Двоих человек, которые держали в руках антипутинские плакаты, задержали. Ну а в Петропавловске-Камчатском на митинг вышел всего один человек, его не стали задерживать.
Отражение Кремля
Так или иначе, кризис налицо. В его пользу говорит не только снижение активности сторонников Навального и отсутствие «бомбовых» материалов на YouTube-канале оппозиционера, но и внутренние распри. Руководители региональных штабов Навального уже не раз попадали в скандальные ситуации и вступали в конфликт с центральным офисом. Усугубляет ситуацию еще и усиливающаяся «сектантская» составляющая команды Навального: узкая повестка, потеря связи с другими оппозиционерами. Еще один деятель протестного движения России Сергей Удальцов раскритиковал Алексея Навального за проведенную акцию 28 января.
«Как показала сегодняшняя „забастовка избирателей“, массовой поддержки у идеи бойкота выборов нет. Поэтому самое логичное в данной ситуации – не тратить время на призыв к бойкоту, а поддержать наиболее сильного оппонента Путина – Павла Грудинина», – написал Удальцов на одной из своих страничек в соцсетях.
«Забастовка избирателей» действительно провалилась. И дело не столько в действиях власти, а в нежелании идти на контакт с другими участниками политической жизни, в утверждении мысли, что любая критика Навального и его сторонников – это происки Кремля. И именно в этом Алексей Навальный порой очень похож на тех, кому сам оппонирует и кого призывает уйти в отставку.
Фото: Илья Волгов