Руководство Самарской области приняло принципиальное решение о погашении народного облигационного займа, выпущенного по инициативе экс-губернатора Николая Меркушкина. Изначально средства планировалось направить на реновацию исторического центра Самары, однако к реализации проекта так и не приступили. Одни эксперты считают решение врио губернатора Дмитрия Азарова политическим, другие объясняют сменой финансовой политики и курсом на снижение долговой нагрузки. Подробности в материале «ФедералПресс».
Заем к успеху шел
В декабрьском послании 2015 года депутатам губдумы и жителям Самарской области губернатор Николай Меркушкин поручил разработать механизм привлечения облигационных займов под развитие инфраструктурных проектов региона. 11 марта 2016 года ЦБ РФ зарегистрировал первый выпуск 8,5 тыс. именных бездокументарных облигаций Самарской области номинальной стоимостью 60 тыс. рублей каждая на общую сумму 510 млн рублей. Размер купонного дохода – 13 % годовых. Сроком погашения облигационного займа установили 4 квартал 2019 года. Эмитентом выступило ООО «Технологии строительства СОФЖИ», принадлежащее Самарскому областному фонду жилья и ипотеки (СОФЖИ).
Выпуск ценных бумаг народного облигационного займа, как окрестил их сам глава региона, посвятили реализации скандального проекта реновации исторического центра Самары «5 кварталов». Проект предполагал переустройство территории общей площадью 27 га в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Самарской, Садовой и Льва Толстого. На участке находятся почти 40 исторических и архитектурных памятников, которые планировалось отреставрировать за счет инвесторов. Городская общественность и профессиональное архитектурное сообщество неоднозначно отнеслись к идее реновации. Местные жители не желали переселяться из центра города, а специалисты подвергли инициаторов проекта критике за попытку уничтожения исторической среды старой Самары.
Не смотря на это, спустя полгода с момента выпуска ценных бумаг в областной столице стартовала их открытая продажа. Обладателем первых трех стал сам губернатор. В октябре 5 тыс. облигаций двумя сделками по 2,5 тыс. штук выкупило АО «Тольяттихимбанк», а в середине января 2017 года в результате шести сделок 1 тыс. 995 облигаций у СОФЖИ приобрел партнер проекта АО АКБ «Газбанк». Спустя две недели исполнительный директор Реналь Мязитов объявил о том, что проект народного займа реализован на 100 %. Как тогда заявлял губернатор, облигации пользуются колоссальным спросом у населения. Однако по сей день неизвестно ни одного физического лица, купившего их, кроме самого главы региона.
Через полгода фонд выкупил назад 1 тыс 871 облигацию у «Газбанка» и 4 тыс 916 штук у «Тольяттихимбанка». В распоряжении эмитента оказалось более 80 % выпущенных ценных бумаг. О дальнейших крупных сделках СОФЖИ не отчитывался. Независимые эксперты констатировали неудачу программы. Первый блин оказался комом, а второго, как видно, не будет.
В январе 2018 года новый исполнительный директор ООО «Технологии строительства СОФЖИ» Сергей Кандаков объявил о досрочном погашении залоговых облигаций. Причины и подробности такого решения в СОФЖИ не прокомментировали. В ответе на официальный запрос «ФедералПресс» в организации уточнили, что средства облигационного займа составляют не более 24 % от 2,12 млрд рублей, необходимых на реализацию проекта «5 кварталов». При этом «модель и сроки проекта претерпели изменения» – без уточнения подробностей сообщили в СОФЖИ, – В настоящее время решается вопрос по установлению зон охраны объектов культурного наследия».
Неизвестно, было ли требование погасить облигации спущено сверху, или руководство СОФЖИ обладает сверхъестественным чутьем, но шаг оказался своевременным. Спустя неделю на совещании по проблемам обманутых дольщиков врио губернатора Дмитрий Азарова раскритиковал работу СОФЖИ по линии народного займа. «Мы выкупаем все облигационные займы досрочно, поскольку привлечение средств облигационным займом через СОФЖИ обходится дороже, чем кредитование в банке», – заявил глава региона, – Сейчас очевидно, что первоочередная задача – погасить облигации, потому что это совершенно невыгодно обошлось бюджету».
Потому что Меркушкин
Известно, что экс-губернатор Николай Меркушкин использовал любую возможность для привлечения средств в бюджет. Одной из них стали облигации. «Здесь сказалась и тяга Меркушкина к амбиционным проектам без какого бы детального просчета. Большинство из таких проектов в итоге останавливались на стадии проектирования. Но не стоит объяснять это только амбициями или непрофессионализмом бывшего губернатора. Возможно, главная причина была в том, что на таких крупных проектах удобнее всего «пилить» бюджетные деньги. Там, где миллиарды рублей, минус два процента превращаются в миллионы или десятки миллионов» - говорит депутат самарской губернской думы Михаил Матвеев.
Однако решение новой власти отказаться от проекта, как считает парламентарий, связано не с личностью бывшего главы региона, а со сменой финансовой политики в области: «Одно из важнейших направлений работы нового врио губернатора Дмитрия Азарова – снижение долговой нагрузки вверенного ему субъекта. За последние годы госдолг региона вырос. Отчего область теряет возможности для финансовых маневров, для привлечения заимствований, когда такие возможности существуют. Мы опускаемся в финансовых рейтингах, падает инвестиционная привлекательность, и так далее. Условием для снижения госдолга в том числе является погашение облигационных займов. Помимо политической обстановки в губернии и результатов всевозможных мониторингов для администрации президента РФ важно, как изменились финансовые показали региона за период правления его главы. Это отчасти позволит принять решение о согласовании кандидатуры Азарова на должность без приставки «врио».
Президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев тоже видит в происходящем экономический смысл. «Чем меньше долговых обязательств в областном бюджете, тем лучше экономике региона. По облигациям платятся проценты и проценты немалые. Нужно понимать: на тот период, когда они вводились, были одни обязательства и обстановка по заемным средствам, по долговым обязательствам. Сейчас Центробанк пересмотрел эти условия. Не исключено, что власти сделают попытку другого займа в соответствиями с тенденциями, которые сегодня выгодны для Самарской области и ее жителей, - говорит эксперт.
Реализовать имеющийся проект, по словам Валерия Фомичева, теоретически возможно частично силами правительства и методом государственно-частного партнерства: «Нужно рассматривать вариант привлечения инвесторов и открытых конкретных услуг участников и не пересматривать эти условия хотя бы в долгосрочной перспективе».
Политолог Евгений Молевич, полагает, что решение отказаться от программы облигационного займа было политическим: «Довольно частая ситуация для России, когда с приходом нового руководства все проекты старого признаются плохими. А между тем, идея облигационного займа была разумной и современной, в духе развитых стран. Весь цивилизованный мир живет на таких облигациях. У нас же дело испортило то, что этот дар цивилизации принес в область Меркушкин, к которому уже на тот момент сложилось неоднозначное отношение среди населения. Теперь же он с подачи нового руководства и вовсе превратился в отрицательного персонажа. И не удивительно, что канул в лету очередная его затея».
С последним экспертом отчасти согласен социолог Сергей Дьячков. «Выпуски облигаций – перспективная, но редкая вещь. Не отработан действующий и поддержанный населением механизм. На это идут только энергичные, уверенные в себе руководители, к которым принадлежал и Меркушкин. Наверняка он разработал некую схему реализации этой затеи. А когда покинул место губернатора, скорее всего, схема уехала вместе с ним. Новое руководство не знало, что делать с этой писаной торбой. Программа облигационного займа не приносит нынешнему правительству Самарской области ничего, кроме лишних обязательств, отвечать по которым у чиновников нет никакого желания».
«А если представить, что программу доведут до ума, - продолжает Дьячков, - и при отлаженных действиях областной администрации он получит поддержку населения, это тоже может сыграть негативную роль для Азарова. Вероятно, облигации в народе так и будут носить имя Меркушкина. И благодарности достанутся экс-губернатору за то, что инициировал и протаскивал проект. Поэтому, как можно догадаться, решение погасить облигации имеет политическую окраску».