Top.Mail.Ru
Экономика
Сахалинская область
0

Держи краба! У Сахалинской области пытаются отобрать квоты на вылов морского деликатеса

Еще в конце прошлого года появилась информация о том, что систему распределения квот на добычу краба могут изменить, начав выставлять эти самые квоты на торги. На федеральном уровне информацию официально никто не подтверждал, однако сахалинские рыбопромышленники всерьез обеспокоены потенциальным нововведением и планируют свои позиции отстаивать в Москве. Почему для островного региона вопрос стоит столь остро и кто потеряет от введения аукционов — в материале «ФедералПресс».

Очередной передел рынка

Даже те, кто на Дальнем Востоке никогда не бывал и не представляет себе реалий региона, наверняка догадываются: крабовый промысел — весьма и весьма прибыльный бизнес. Состав игроков начал формироваться еще в лихие «девяностые», продолжил - в стабильные «нулевые». На сегодняшний день несколько десятков компаний занимаются выловом краба. По действующим регламентам, если эти компании выполняют все свои обязательства, квота на добычу деликатеса для них пролонгируется — еще на 15 лет. Поэтому бизнесмены спокойно могли бы вкладывать вырученные средства в дальнейшее развитие дела.

И вполне понятна и объяснима бурная реакция рыбопромышленников на новость о том, что квот их компании могут лишиться. Точнее, теперь их придется выиграть, заявившись на аукцион. Такая инициатива, мол, обсуждается в администрации президента. Почему «мол»? Да потому, что официальной информации по такому предложению нет — пока все на уровне слухов.

Однако поводы для беспокойства есть.

По словам ио руководителя Сахалинского агентства по рыболовству Андрея Горничных, при реализации идеи далеко не все региональные компании смогут приобрести квоты — часть игроков рынка просто исчезнет.

«При этом за 11 месяцев 2017 года налоговых поступлений от крабового бизнеса в бюджет пришло 795 миллионов рублей. Итоги за год пока не подводили, но цифра соответственно будет выше. В прошлом году вылов краба осуществляли 22 сахалинские компании — не все они крупные. Общий объем квот составляет 23,5 тысячи тонн, а фактический вылов — 22 тысячи тонн. То есть компании свои обязательства выполняют в полном объеме. На Сахалинскую область приходится 1/3 всех квот на вылов краба», - рассказал «ФедералПресс» Горничных.

Эксперт отмечает, что потенциальный переход на аукционы может ухудшить многие аспекты жизни, поскольку сейчас рыболовные компании поддерживают ряд важных инициатив.

«Эти компании ведут и социальные, и инвестиционные, и туристические проекты. Сейчас у них есть такая возможность. В случае же с торгами финансовое положение их ухудшится — даже в том случае, если компании выиграют аукционы», - отметил ио руководителя агентства.

Андрей Горничных при этом подчеркивает, что официальных предпосылок для утверждения инициативы пока нет — никаких запросов ни от кого его ведомство не получало. Однако не исключает, что это может быть сделано «по-тихому».

«Этот ресурс нельзя уводить из региона»

Представитель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Павел Колотушкин корреспонденту «ФедералПресс» нарисовал довольно мрачные перспективы отрасли в случае, если инициатива о выставлении квот на торги будет поддержана на высшем уровне.

«Наша ассоциация всерьез обеспокоена появившейся информацией. Мы уже подготовили и направили письма в адрес губернатора и областной думы. Крабовый промысел — это ресурс, который ни в коем случае нельзя уводить из региона. У нас несколько десятков судов ведет добычу краба. Если действующие предприятия лишатся квот, работу могут потерять больше двух тысяч человек», - подчеркнул Павел Колотушкин.

Спикер считает, что в последние годы отрасль развивалась спокойно и благополучно — происходило укрупнение бизнеса за счет слияния компаний. Предприятия начали вкладываться, помимо краба, и в другие объекты промысла.

«Если система аукционов будет внедрена, это отбросит отрасль на несколько лет назад. Давайте возьмем относительно позитивный вариант: например, кто-то из действующих игроков выиграет аукцион и получит квоту. Ему все равно придется впоследствии на протяжении довольно длительного времени рассчитываться за кредиты, взятые ради участия в этих самых торгах. Хотя деньги он мог бы вкладывать в дальнейшее развитие, в модернизацию судов, в обновление оборудования. Кому выгодны аукционы? Государству? Очень сомнительно — федеральный бюджет может получить лишь разовую прибыль от аукционов, тогда как ныне компании стабильно платят налоги», - рассказал Колотушкин.

Представитель ассоциации поделился планами: 27 февраля в Москве пройдет съезд рыбаков, где с докладом по данному вопросу выступят делегаты от Сахалинской области.

«Правительство считает: Сахалин переживет»

Дальневосточный экономист, доктор экономических наук Александр Латкин отмечает: крабовый бизнес всегда был довольно теневым и криминальным, а сейчас меняется размах — заинтересованные компании могут лоббировать свои интересы на самых высших уровнях власти.

«Наверняка появилась компания из центральной России, например, которая заинтересована в монополии на квоты. И через правительство «проталкивает» свои инициативы. В России ведь всегда так. Один японец рассказывал мне историю о его попытке строить совместный с дальневосточником бизнес в «девяностых». Наш русский мужик получил квоты на вылов краба, японец предоставил ему две рыболовные шхуны и сейнер. Бизнес пошел: русский ловит краба, грузит в сейнер и везет в Ниигату, деньги делят. Японец предложил, чтобы сейнер впустую в Приморье не возвращался, грузить на него машины. Стали зарабатывать еще больше... А через какое-то время наш русский мужик исчез — оказалось, на него насела братва, стали вытягивать деньги за «крышу», потом присоединились и властьимущие. Так вот сейчас размах стал масштабнее», - рассказал экономист.

Латкин считает, что на федеральном уровне пока не видят глобальных экономических последствий для Сахалинской области — слишком долго этот дальневосточный регион выгодно отличался от других.

«Ведь в области был бездефицитный бюджет, который стремительно наполнялся за счет нефтегазовой отрасли и рыбопромышленности. Правительство считает, что бюджетных денег в регионе много. Потому и пытаются отщипнуть то от нефтегазовых проектов, то от рыбных. Если Приморье или Хабаровский край зажать, там быстро экономика схлопнется, а Сахалин переживет — логика, вероятно такая», - предположил Александр Латкин.

Фото - Евгений Биятов, РИА Новости

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.