Построенный к ЧМ-2018 Стадион на Крестовском острове в Петербурге в ближайшее время передадут в концессию ФК «Зенит», точнее 100 % «дочке» клуба. Соглашение планируется подписать до конца февраля. Между тем, по настоящее время не закрыт вопрос с финальной стоимостью «всероссийского долгостроя», и продолжаются суды между Смольным и бывшим генподрядчиком «Трансстроем» из-за расторгнутых контрактов. «ФедералПресс» разбирается в ситуации.
Стоимость «стройки века»
За последние годы стоимость стадиона на Крестовском острове не обсуждал только ленивый. По некоторым оценкам на стройку, которая продолжалась 10 лет, из городского бюджета потрачено до 50 млрд рублей.
Вице-губернатор Игорь Албин, практически национальный герой, который завершил строительство, настаивает на цифре 43 млрд рублей. Причем настаивает так, как будто от этого зависит его жизнь. На любые вопросы о том, что стоимость выше, чем эти 43 млрд, он начинает спрашивать: «а на чью мельницу в льете воду?». Впрочем, в последнее время ни Албин, ни чиновники комитета по строительству не горят желанием вести любые разговор на эту тему. Отметим лишь, что проверка строительства Контрольно-счетной палатой города начнется во второй половине 2018 года, уже после Чемпионата мира по футболу.
Источник «ФедералПресс» в строительном блоке Смольного рассказал, что сметная стоимость стадиона в ценах экспертизы (IV кв 2013 года) составляла: 37 млрд 370 млн рублей, а стоимость зоны контроля доступа в ценах экспертизы (октябрь 2013 года) – 3 млрд 822 млн. «С начала строительства стадиона и входной группы по настоящее время профинансировано на 47 млрд 993 млн рублей, в том числе непогашенные авансы по двум государственным контрактам с «Трансстроем» – 3 млрд 603 млн рублей. Таким образом, профинансировано без учета сумм непогашенных авансов «Трансстроя» – 44 млрд 390 млн», – сказал собеседник агентства.
Как мы видим, разница в цифрах существенная – около 1,4 млрд рублей. Некоторое несоответствие в словах чиновника и официальных бумагах не удивляет. Самое интересное в этой истории – это непогашенные авансы.
Двойные миллиарды
Напомним суть конфликта. Правительство Петербурга в июле 2016 года расторгло контракт с генподрядчиком строительства – компанией «Инжтрансстрой СПб» (входит в «Трансстрой»). Причинами прекращения сотрудничества, по словам властей, стали неоднократные срывы графиков строительства, неустранение замечаний заказчика по качеству работ и нецелевое расходование средств. Позднее комитет по строительству города заключил контракты с ОАО «Метрострой» на достройку стадиона к ЧМ-2018 (стоимость работ - 5 млрд 387 млн рублей) и благоустройство территории (2 млрд 390 млн рублей), а также на дополнительные работы, в том числе связанные с выполнением требований силовых структур (2,078 млрд рублей).
История с авансами многогранна. У города и компании есть взаимные денежные требования. В частности, экс-подрядчик в арбитражном суде требует оплатить выполненные, но неоплаченные работы на общую сумму более 980 млн рублей. «Не исключено, что эта сумма может быть увеличена», – сообщил «ФедералПресс» источник в строительной отрасли. Заказчик же требует вернуть неотработанный аванс. «Вероятно, общая сумма неотработанного аванса будет определена после того, как из него вычтут доказанный в суде объем выполненных, но неоплаченных работ», – пояснил собеседник агентства.
Согласно материалам сайта госзакупок, четыре новых контракта, заключенных с ОАО «Метрострой» на сумму 10,808 млрд рублей в настоящий момент находятся в стадии «исполнение», то есть контракт не исполнен и не оплачен. То есть, конечно, и исполнен – стадион функционирует, и оплачен, но документы пока не оформлены. «Ситуация в том, что на стадионе существует риск «задвоения» работ, то есть двойной оплаты из бюджета одних и тех же выполненных работ разным подрядчикам», – пояснил источник агентства.
Верховный суд РФ на прошлой неделе поставил точку в одном из ключевых судебных процессов между компаниями холдинга «Трансстрой» и правительством Петербурга. ВС отказался пересматривать в порядке надзора судебные акты, признавшие законным расторжение самого крупного из трех контрактов на сумму более 12,5 млрд рублей. Два аналогичных иска Смольного с заметно меньшими суммами требований – 3,6 млрд рублей и 1,7 млрд рублей, пока слушаются в суде первой инстанции. Представляющие «Трансстрой» юристы уверены, что решение ВС не повлияет на ход других судебных разбирательств, всего их более 15.
Безальтернативный «Зенит»
12 февраля завершился прием заявок на предложение о заключении концессионного соглашения на эксплуатацию стадиона на Крестовском острове. «Ни одной заявки в комитет по инвестициям Санкт-Петербурга не поступило», – сообщили «ФедералПресс» в комитете.
Как и ожидалось, исключением ФК «Зенит», от которого исходила частная концессионная инициатива. Управлять стадионом будет 100% «дочка» клуба «Зенит Арена», которая создана в 2008 году, и, как ранее заявляли в ФК, «имела ряд соглашений с городом и абсолютно бесплатно делала для него анализ всех технических решений, участвовала в приемке объекта как сторонний консультант». Как говорят источники, компания будет эксплуатировать стадион в течение 49 лет, концессионный платеж составляет 49 рублей. Налог на имущество обнуляется, как и налог на добавленную стоимость по итогам реконструкции стадиона. Помимо обслуживания объекта предусмотрена его реконструкция за 500 млн рублей.
В пресс-службе ФК «Зенит» не стали прокомментировать итоги конкурса. Не ответили на запрос и в СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями», которое сейчас администрирует стадион.
В августе 2016 года на тот момент гендиректор ФК «Зенит» Максим Митрофанов говорил, что клуб оценивает потенциальную выручку от эксплуатации стадиона на Крестовском острове в диапазоне от 1,5 до 2,5 млрд рублей – «и то не с первого года». По его словам, выручка могла бы составить 60-80 млн евро в ценах 42-44 рубля за евро. Соответственно, это 2,5 млрд рублей, в рублях цены не поменялись. Выручка может варьироваться от 1,5 до 2,5 млрд рублей по мере роста посещаемости стадиона. При этом он отметил, что затраты будут постоянные – около 700 млн рублей.
Стадион был заложен в западной части Крестовского острова в 2007 году. Его проект корректировали трижды: в 2008, 2010 и 2013 годах – чтобы адаптировать к требованиям FIFA, когда стало известно о проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году в России. За 10 лет сметная стоимость работ на объекте неоднократно менялась. Арена оснащена раздвижной крышей и выкатным полем. Вместимость стадиона составляет 68 тысяч зрителей. Стадион получил разрешение на ввод в эксплуатацию в декабре 2016 года.
Фото: dixinews.ru