Top.Mail.Ru
Общество
Ростовская область
0

«Произвел – ну и сиди с этим!» Почему на Дону не милы гранты на семейные фермы

За шесть лет существования госпрограммы в девяти районах Ростовской области не создали ни одной семейной животноводческой фермы, а в этом году – не планируют аж 24 района. Почему фермеры не берут гранты, что об этом думает об этом власть и что собирается делать, – разбирался «ФедералПресс».

«Сегодня в сельской местности живут более 30 % жителей области, из них 800 тыс. – владельцы личных подсобных хозяйств, – рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев на совещании в Песчанокопском районе. – Фермерством в регионе занимается около 8 тыс. семей».

За последние годы выросла государственная поддержка малых форм хозяйствования. В прошлом году она составила 1,16 млрд рублей. По данным правительства региона, с 2012 года программой по развитию собственного бизнеса воспользовались около 600 сельских семей. «Но у нас есть районы, где грантовыми программами развития крестьянско-фермерских хозяйств занимаются очевидно недостаточно, – сообщил Голубев. – Мы не можем довольствоваться только тем, что в последние годы высокий уровень рентабельности демонстрирует растениеводство. Есть нереализованные возможности. В хозяйстве, где я сегодня побывал, урожайность по зерну составляет 72 центнера на гектар, потому что в землю вносят органические удобрения, получаемые от животноводства».

Как рассказал глава донского министерства сельского хозяйства и продовольствия Константин Рачаловский, в целом хозяйства чувствуют себя довольно уверенно. Постепенно улучшаются производственные показатели. Так, за 10 лет земельный надел, закрепленный за каждым хозяйством, вырос вдвое. Доля фермеров в производстве зерновых перевалила за 30 %, в выращивании овощей составила 35 %, мяса – 70 % от общего объема производимого в регионе. Растет государственная поддержка, в том числе грантовые программы. Вроде бы неплохо, правда? «Если бы не одно «но», – сказал министр. – Произведенный объем животноводческой продукции мог бы быть и выше. За шесть лет существования программы в девяти районах области не создали ни одной семейной животноводческой фермы. Поэтому я считаю, что потенциал грантовых программ используется муниципальными районами недостаточно эффективно».

Рачаловский говорит о Весёловском, Тарасовском, Кагальницком, Милютинском, Морозовском, Мясниковском, Семикаракорском, Усть-Донецком и Советском районах. Кажется, что список невелик. Но если обратиться к данным на текущий год, то увидим неутешительную тенденцию: если судить по предварительным заявкам, создавать семейные животноводческие фермы в этом году не планируют аж 24 района Ростовской области.

При этом срок действия программ продлен до 2025 года. В приоритете – семейные животноводческие фермы молочного направления. Максимальный размер гранта на разведение крупного рогатого скота молочного направления для начинающих фермеров сохраняется на уровне 3 млн рублей, мясного – 2, для остальных – по 1,5 млн. Для семейных ферм по мясному животноводству размер гранта не меняется – 5,4 млн рублей, по овцеводству – 3 млн. Максимальный размер гранта по мясному животноводству – 21 млн. Сообщается, что его планируют увеличить до 30 млн рублей. Кроме того, его могут увеличить еще на десять за счет средств областного бюджета.

Однако есть и проблемы. Сказывается нехватка земельных участков и производственных площадей. Но, как уверяет министр, решить это можно. Для этого нужно создать в муниципальных образованиях реестр производственных площадей, используемых и неиспользуемых. Как сообщил Рачаловский, 26 муниципальных районов получили земельные участки. При этом в 13 из них есть неиспользуемые животноводческие помещения.

Сбыт продукции – одна из главных проблем. Чтобы решить ее, одних ярмарок не хватит. Анализ структуры розничной цены различных категорий продуктов показывает, что доля дохода производителя составляет около 50 % от итоговой стоимости товара, то есть половину прибыли получают перекупщики. Как с этим бороться? Министр говорит, надо выводить продукцию в торговые сети и магазины. Сократить издержки обращения, сформировать крупные партии, обеспечить упаковку, хранение, перевозку. Помочь в этом может кооперация с другими хозяйствами.

Но что об этом думают аграрии? «Меня отговорили, сказали, что не стоит ничего даже думать о получении гранта, – рассказывает «ФедералПресс» Александр Зацепилов, глава КФХ в Константиновском районе. – Когда я обращался в администрацию, мне сказали: это же такая морока, писанины много. Соберешь пакет документов и все равно ничего не получишь. У меня почти сто голов, конечно, мне бы помог этот грант, я бы с удовольствием его получил. Сельским хозяйством у нас занимаются мало фермеров – можно по пальцам пересчитать, сколько осталось».

«Ну а кому это выгодно? – спрашивает Иван Ткач, глава КФХ в Егорлыкском районе. – Нет единой налаженной системы, это никому не нужно. Организации должны быть в единой цепочке: производство – реализация – доведение до конечного потребителя. С минимальным количеством посредников! А никакой системы сбыта нет. Произвел – ну и сиди с этим! Человек наберет денег, задействует семью и окажется один на один исключительно с трудностями. Я считаю поддержку формальной, на бумаге. Поддержки у нас нет! Ведь чтобы ее получить, надо потратить больше денег, чем сама поддержка!».

Есть и положительный опыт. Елена Мироненко до 2012 года вела с супругом личное подсобное хозяйство, держали молочных коров. Планировали заняться мясным направлением, выращивать бычков. В июле 2013 года КФХ получило грант на развитие –1,5 млн рублей. На эти деньги семья купила 53 бычка, трактор «Беларус» и прицеп. Как получателю гранта, Россельхозбанк предоставил ей льготный кредит по программе «Стань фермером». На сегодняшний день в хозяйстве содержится 70 голов КРС: 50 мясного и 20 – молочного направления. В 2016 году объем производства составил 20 тонн мяса и 70 тонн молока. «На моем примере жители Матвеево-Курганского района убедились: гранты доступны всем, программа работает, – сообщает Елена Мироненко. – Сегодня в моем районе одиннадцать получателей грантов».

Муниципальные власти комментируют ситуацию скупо. Как пояснил источник «ФедералПресс» в администрации Мясниковского района, там действительно нет семейных животноводческих ферм, но местная власть в этом проблем не видит. В районе делают ставку не на мелкие хозяйства, а на колхозы и совхозы. «К своему стыду, мы действительно не создали ни одной семейной животноводческой фермы, – признался Леонид Серокуров, глава администрации Весёловского района. – Будем лучше работать в этом направлении».

Вот только не факт, что поможет, уверены эксперты. «Количество созданных животноводческих ферм и число полученных грантов – не одно и то же, – говорит Вадим Бандурин, руководитель Ассоциации фермеров Дона. – Не все люди берут гранты. Поэтому я думаю так: несмотря на сокращение количества получателей грантов, семейные животноводческие фермы все-таки есть. Ровно как и интерес к грантовой поддержке – он никуда не девался. Но нужны механизмы, которые позволят грантам стать более доступными. К тому же, животноводством в принципе заниматься непросто. Есть много факторов, способствующих развитию отрасли, либо осложняющий его. Так, важную роль играют организации, оказывающие ветеринарные услуги. Важна и стоимость, и качество, и своевременность. Если наладить систему ветеринарного обслуживания, то спрос на создание семейных животноводческих ферм возрастет».

Фермеры могут фермеры создавать качественную продукцию в больших объемах, но зачастую они не знают, куда ее сбывать, добавляет Вадим Бандурин. И здесь большую роль играет законодательство, регулирующее требования к качеству молочных продуктов. «Что мы называем молоком? Это – напиток. А многие молокоперерабатывающие предприятия закупают так называемое сухое молоко, – сообщает он. – Можно заниматься проблемами сбыта, не решая этот вопрос. Но в конечном счете выйдет не так эффективно. Если производитель заинтересован в закупках дешевого сырья, то он может покупать сухое, более дешевое, чем натуральное. От этого страдает и конечный потребитель, и фермер».

«Во-первых, чтобы запустить семейную ферму, нужно потратить немало собственных средств, а они не у всех есть, – комментирует Александр Родин, глава донской Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. – В любом деле нужен начальный капитал, по грантам эта планка – 40 %. Во-вторых, что потом делать с продукцией? Особенно остро эта проблема стоит в удаленных поселениях. Так, в Зубрилинское сельское поселение Чертковского района находится в 75 километрах от райцентра. За последние десять лет там из 39 фермерских хозяйств осталось всего семь. Дальние села пустеют, работы никакой нет, пастбища заброшены. Вот почему каждому поселению надо иметь конкретную программу развития, учитывающую все пригодные для использования территории и пространства и пути сбыта. Пока не будет единого регулятора, мало что изменится».


Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.