«ФедералПресс» продолжает информационно-аналитическую программу «Смыслы недели». На текущей неделе самыми знаковыми событиями стали послание президента Путина Федеральному Собранию РФ и начавшиеся теле-и-радиодебаты кандидатов на пост президента России Для «ФедералПресс» в этих событиях детально разбирались ведущие политологи России
Затмил Хрущева, Черчилля и самого себя
Перформанс второй части послания президента, когда на больших экранах Манежа в сторону Америки вдруг залетали межконтинентальные и крылатые ракеты, поплыли подводные лодки-убийцы континентов, завращались и засверкали злым оком лазеры на боевых платформах, тут же заставил членов Федерального Собрания и иных статусных гостей принять как мало существенное все то, что Путин до этого говорил про экономику, социальную сферу, кадры, науку, инновации и прочие стартапы. Присутствующие и зрители у экранов весьма заметно приободрились и оживились, что и было глубинной целью этого послания.
Сложно сказать, с чем еще в истории сравнить это выступление Путина на тему роста оборонного потенциала России в ответ на поползновения супостатов. С речью Черчилля в Фултоне в 1946 году, когда он ввел понятие «железный занавес» по отношению к СССР? Нет, мелковато. «Ботиночной» речью Хрущева на трибуне ООН, приправленной «кузькиной матерью»? Как-то неинтеллигентно и грубо. С речью самого Путина в 2007 году в Мюнхене на конференции по безопасности, где он предупредил о новой «холодной войне»? Тоже не тот масштаб, и ту речь больше понимали эксперты-международники. Услышанное вчера в Манеже было понятно сразу всем − Россия отрастила в ВПК такие «зубы», что лучше ее не дразнить и не провоцировать. И был очень ясный посыл США − отсидеться за океаном, за модным зонтиком ПРО и за спинами доверчивых жертвенных европейских друзей не получится ни при каком раскладе.
Вот как эту речь оценили политологи.
Комментирует руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов:
«Послание президента было адресовано и внутренней и внешней аудитории. Внутреннюю аудиторию важно было успокоить, что у нас поступательное развитие экономики и социальной сферы, и все хорошо в части обороны, безопасности и суверенитета. То есть, у руководителя страны есть полный контроль внутренней и внешней повестки. Такой же посыл был и для внешней аудитории. И даже более того, президент показал, что все санкции, которые против нас задействует Запад, выходят нам в плюс».
Комментирует политолог Андрей Колядин:
«Не соглашусь с некоторыми утверждениями коллег о том, что милитаристская часть послания была направлена в адрес внешних оппонентов. Ну неужто вы думаете, что США не знает о «сарматах», «бореях» или «ясенях»? Знает. Причем давно. И демонстрированием дубинки к мирным и добрососедским отношениям не принуждают. Трагедия Хиросимы и Нагасаки лишнее этому подтверждение.
Угрозы приводят к гонке вооружений. А России очередная гонка ни к чему. Этот блок был направлен исключительно на внутренний электорат. На сформированные за три года пропагандистской войны ожидания третьей мировой. На предощущение растущей угрозы со стороны наших заграничных друзей. Он четко укладывается в образ «мы мирные люди, но наш бронепоезд», так понятный каждому россиянину, но совершенно непонятный тому же американцу. Последние однозначно воспримут 45 минут «военного» текста как угрозу. И будут требовать новых санкций и нового давления на Россию. А вот россияне могут воспринять этот мультимедийный презентационный блок гордости за наше оружие, способное уничтожить Землю, позитивно. Ибо мы крутые. И бояться нам нечего и некого.
Хотя, я бы без этой части послания точно обошелся. Слишком неоднозначный образ будущего он рисует. Ибо одна ракета с атомным двигателем и таким же зарядом, способная уйти от любой системы ПРО, ставит под сомнение прекрасный образ высокотехнологичного мирного грядущего, в котором люди счастливо живут до 80 лет».
Комментирует член правления РАПК, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов:
«Главное место в послании занял стал отчет о работе военно-промышленного комплекса в области разработок современных видов вооружений. Еще больший эффект получился от использования инфографики, чего раньше не было. Это качественное отличие от всех предыдущих посланий. Раньше отчету о работе ВПК уделялось куда меньше внимания. Посыл был таков − мы готовы к гонке вооружений, и более того, мы уже находимся в ее активной стадии.
Если говорить об экономике и социалке, то с одной стороны, в послании было все новое, с другой − ничего нового не было. То есть, были новые планы, цифры, горизонты, развитие здравоохранения в отдаленных населенных пунктах, развитие жилищного строительства, ипотека и т.д. Но это или почти это мы уже слышали. Новым стало предложение о пространственном развитии России».
Комментирует главный редактор журнала «Гефтер» Глеб Павловский:
«Это послание − предвыборный акт, предвыборный монолог, хотя Путин имеет право это отрицать. В монологе нет серьезных программных элементов. И он страдает главным противоречием: сперва обнадеживает, но как только аудитория поверит в светлое будущее, ее ввергают в мрак кромешный.
Вторая часть послания − это адовое кино, каких не показывали и в СССР, где ракет делали даже больше, чем сегодня. Путин нарушил логику, о которой хорошо знал его предшественник Штирлиц: всегда запоминается только последнее. Если он хотел послать миру сигнал, то показывать стране и другим государствам картинки, как русские ракеты летают над континентами и поражают любую точку Земли − это значит объявлять войну человечеству. Вот единственное, что запомнят. Но военные Запада этого не испугаются, потому что пугаются не мультфильмов, а реальных потенциалов. Если он хотел напугать врагов, то достаточно пригласить экспертов НАТО на испытание. Но миллионов людей, которые могли доверять России испугает, что Россия готовится к атаке на любую точку планеты, от Северной Америки до Австралии. Это мощный рывок для русофобии. Путин подарил миру радикально русофобское кино».
Что кандидаты выплеснут на избирателя
Для семи кандидатов в президенты, за исключением Владимира Путина, начался трехнедельный теле-и радиомарафон донесения своих политических взглядов и идей до избирателя. Бесплатное эфирное время для предвыборной агитации выделили пять государственных федеральных телеканалов: Первый канал, «Россия 1», «Россия 24», «ТВ Центр», Общественное телевидение России (ОТР) и три радиостанции холдинга ВГТРК: «Радио России», «Маяк» и «Вести ФМ». В общей сложности кандидатам будет предоставлено 60 часов телевизионного и 36 часов радиоэфира.
Теледебаты будут идти утром и вечером: с 08:10 до 08:57 на Первом канале, с 17:00 до 17:50 на «ТВ Центр», с 19:05 до 19:50 на «России 24», с 21:05 до 21:50 на ОТР, с 23:15 до 00:15 на «России 1». Модератором дебатов на «России 1» будет Владимир Соловьев, на «России 24» − Дмитрий Щугорев.
Дебаты на радио будут проходить днем: с 12:00 до 13:00 на «Вести ФМ», с 13:10 до 13:45 на «Радио России» и с 14:00 до 14:50 на «Маяке». Наибольшее количество дебатов на ТВ и радио придется на последнюю неделю перед выборами.
Первые дебаты прошли в понедельник, 26 февраля, на Радио России. По результатам жеребьевки словесные пробы сил должны осуществить Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Ксения Собчак и Борис Титов. Однако на эфир пришел только Жириновский, а вместо остальных противников пришли их доверенные лица – так дозволяют правила.
В первых теледебатах во вторник, 27 февраля, приняли пять кандидатов на пост президента России и два доверенных лица. Дебаты на телеканале ОТР были посвящены теме армии и укрепления обороноспособности страны. В телеристалище поучаствовали Сергей Бабурин, Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Ксения Собчак, Максим Сурайкин. В качестве доверенного лица бизнес-омбудсмена Бориса Титова выступил Евгений Тарло, а Григория Явлинского заменил Алексей Арбатов. Какого-либо особого впечатления они не произвели.
Шоу началось 28 февраля, на эфире у Владимира Соловьева. Собчак сделала Жириновскому замечание, когда он начал спорить с Сергеем Бабуриным. Лидер ЛДПР назвал Собчак грубым словом, добавив еще несколько не вполне приличных эпитетов. В ответ Собчак выплеснула ему в лицо стакан воды в лицо. После этого зрители могли наблюдать запикивание наиболее «цветастых оборотов» речи Жириновского. Любители политшоу за телеэкранами встрепенулись, а Соловьев оказался почти в роли рефери на ринге, тем более, что и другие кандидаты вошли в словесный клинч и раж.
Вот что думают о дебатах кандидатов политологи.
Комментирует руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов:
«Вчера дебаты на фоне послания президента смотрелись совсем блекло. Если от президента исходило нечто позитивное, спокойное, уравновешенное, то «шоу» с брызганьем воды, слюней, соплей, хлопаньем дверью − смотрится очень мелко. В части восприятия получается, что есть всего «два кандидата» − уверенный и харизматичный Путин и некая аморфная скандальная масса в лице остальной семерки».
Комментирует член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева:
«Теледебаты на глазах профанируются. Впереди еще две недели, возможно, ситуация изменится. Но, конечно, неприличный демарш Владимира Жириновского и ответочка Ксении Собчак (а что ей было, с другой стороны, делать) во время дебатов накануне и двухчасовое послание президента РФ на следующий день − обнажило все зияющие высоты. Даже, на мой взгляд, чересчур. Эта пропасть непреодолима. Если Грудинин не вернется в дебаты, то с содержательной точки зрения про них можно вовсе забыть. Они грозят превратиться либо в своеобразные кликушеские монологи Жириновского, изредка прерываемые предистерическими репликами Собчак с неизбежными их периодическими столкновениями, либо невнятным обменом мнениями, если вдруг лидер ЛДПР будет не в форме или не придет».
Комментирует президент РАПК Алексей Куртов:
«Перед кандидатами стоят очевидные задачи − в условиях дефицита информационного пространства им надо появляться на публике, ведь это все-таки выборы президента, и это федеральные каналы. Не все кандидаты известны так как Жириновский, есть Грудинин, Собчак и Титов. Хотя они известны, но их политические позиции для публики не вполне понятны.
Поливание водой − это элементы недостаточности политической и человеческой культуры и у того и другого персонажей. Жириновский, к сожалению, перестал понимать окружающее его пространство как среду для взаимодействия людей. Он остается в своем «королевском мире», делает все что хочет, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. А Собчак, я боюсь, не хватает какой-то внутренней культуры.
Говоря о том, что хотят видеть телезрители в этих теледебатах − шоу или все же своих кандидатов в президенты − стоило бы посмотреть рейтинги этих дебатов. У меня этих данных нет, но вряд ли люди смотрят эти дебаты от начала и до конца. В основном смотрят какие-то яркие куски. У нас, к сожалению, телевизионная публика и сориентирована на такие активные и резкие проявления эмоций, которые они наблюдают в других телешоу. Кандидатская ругань в эфире очень логично укладывается в ту картину, которая формирует представления людей о политике».
Фото: kremlin.ru