За неделю до президентских выборов эксперты прогнозируют в Пермском крае явку в пределах 66 % с тенденцией к росту. Если эта оценка окажется верной, в Прикамье будет зафиксирован максимальный с начала века интерес избирателей к выборам. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Смена тренда
Начиная с 2000 года в Пермском края явка на президентских выборах оказывалась в среднем на 10-15 % ниже среднероссийского показателя. Процент голосов за фаворита президентской гонки был близок к антирекордам. Так, на президентских выборах 2000 года явка была 67,05 % , в 2004 – 62,87 %, в 2008 – 55,78 %, в 2012 – 55,11 % . На двух последних президентских кампаниях показатели региона уступали среднероссийским на 14 и 10 %. Однако, по оценкам экспертов «Давыдов.Индекс», в текущем году явка в Прикамье на президентских выборах может оказаться выше среднероссийской. Прогнозируется, что в Пермском крае на избирательные участки придут 66 % избирателей, а в целом по стране – 64 %.
«Если говорить об уровне агитации, которая сейчас идет, то, на мой взгляд, многие кандидаты превращают дебаты в цирк. И это, безусловно, играет против явки. Но, судя по информации ЦИК РФ, на сегодня уже зарегистрировано рекордное количество желающих проголосовать по месту фактического пребывания. Плюс на уровне органов местного самоуправления предпринимается много действий по повышению явки. Поэтому, я думаю, она будет в районе 60-65 % по Пермскому краю», – цитирует «Давыдов.Индекс» Сергея Пономарева, эксперта фонда «Наше будущее».
«Резко активизировалась краевая избирательная комиссия в деле информирования граждан о грядущих выборах и повышения явки, – приводит «Давыдов.Индекс» мнение политконсультанта Николая Иванова, – В Перми висит масса баннеров и растяжек с информацией о выборах, на подъездах домов расклеены объявления». Эксперт, комментируя подготовку к выборам, отметил, что в работу по повышению явки активно включились представители местной власти, депутаты регионального и муниципального уровней, руководители крупных промышленных предприятий. Николай Иванов уточнил, что они используют арсенал возможностей, «не противоречащих действующему избирательному законодательству».
Выборы как форма консолидации
Кандидат социологических наук Юрий Исаев рост явки связывает с консолидацией населения в ответ на внешние угрозы. «Тенденция к росту явки подмечена верно. Думаю, что это – солидарная позиция населения России в ответ на внешние риски и угрозы, включая понятные людям санкции и издевательства над нашими спортсменами-олимпийцами. В таких условиях выборы – одна из форм этой консолидации страны. Видно, что информационный фон избирательной кампании оказался заметно интенсивнее прежних. Внешней политикой занимается президент, отсюда внимание к главе государства и президентским выборам».
Способность к самомобилизации и влияние внешнеполитической повестки также отметил Сергей Неганов, директор Пермского государственного архива социально-политической истории. По его мнению, для большинства людей это важно, и для них участие (в процессе – прим. ред.) – это прийти на выборы и проголосовать. «Если жителям Пермского края показать достойные задачи и цели, самомобилизация будет высокой, что показали последний губернаторские выборы. Явка оказалась выше, чем обещал прежний электоральный фон. Что касается президентских выборов, то цена вопроса – высокая, цель важна для избирателей. Конечно, это существенно повлияет на явку. Представьте нашу хоккейную сборную на Олимпиаде, играющую за «бронзу». На сколько меньше у этой игры было бы зрителей? Но команда показала, что она может играть, биться за «золото» и достигать самых высоких результатов. Есть президент, который умеет играть и ставить амбициозные задачи».
Соцсети в помощь
Эксперты отмечают, что в регионе не привлекают людей на избирательные участки голосованием на местных референдумах и по вопросам самообложения. За основу взяты практики, доказавшие свою эффективность на сентябрьских выборах губернатора и адресованные в первую очередь молодежи.
Так, волонтеры из НКО «Российские студенческие отряды» решили повторить и географически расширить акцию, направленную на привлечение внимания к выборам. Как и в сентябре, они будут раздавать избирателям в возрасте от 18 до 35 лет флаеры, которые можно обменять на билеты в кино. Акция охватит четырнадцать городских территорий, включая Пермь, Пермский район, Кудымкар, Березники, Соликамск, Кунгур и другие. Где нет возможности организовать билеты в кино, предложат другие развлекательные мероприятия. Располагаться волонтеры будут в здании, где размещаются УИКи, но не в помещении, где расположены урны для голосования. Информация об этом в первую очередь широко распространяется в соцсетях.
Соцсети – один из ключевых каналов информирования о выборах молодежи и студентов. Помимо федеральных вирусных социальных видео им адресованы местные информационные продукты от края, города, избиркома, общественных организаций. Молодежи предложены игровые форматы – отсканировать смартфонами размещенные возле участков QR-коды, что даст возможность претендовать на флаеры с призами, аналогичными акции с раздачей билетов в кино. Важной составляющей продвижения выборов в соцсетях стала отработка негатива.
Вместе с тем в полной мере используются традиционные методы работы. В крайизбиркоме рассказали, что объемы информирования текущей избирательной кампании превосходят губернаторскую. Во всех муниципалитетах края установлено свыше 600 баннеров. Говоря об интересе избирателей, в пресс-службе избиркома отметили запрос на голосование по месту фактического проживания. Большие надежды возлагаются на впервые проведенный поквартирный обход избирателей силами членов УИКов. Это дает эффект в плане информирования и актуализации списков избирателей. Масштабная акция охватит свыше миллиона квартир и частных домов. Всего в поквартирных обходах задействованы более 13,5 тысяч сотрудников избирательных комиссий.
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Выборы президента России